В Японии первых миссионеров-христиан заживо сбрасывали в жерла вулканов и потоки лавы.
Запретные острова
Первые попытки проникновения христианства на Японский архипелаг, имевшие место в XVII веке, успеха не имели. Япония жила тогда в глухой изоляции от внешнего мира, в обстановке перманентных гражданских войн, продолжавшихся с небольшими перерывами несколько сот лет, вплоть до середины XIX века. Местная аристократия не одно десятилетие истребляла в междоусобной борьбе за влияние и власть полуголодное население, не знавшее иных продуктов питания, кроме рыбы и риса. Даже религию синтоизм – теорию божественного происхождения Японских островов, феодальная верхушка подверстала под нужды войны. В стране появились и очень почитались многочисленные кланы наемников-самураев, живших исключительно войной и за счет войны. Убийства и самоубийства были «освящены» синтоизмом и возведены в ритуальный культ. Понятно, что в таких условиях любые попытки всякой миссионерской деятельности расценивались как подрывные и пресекались со стороны властей жесточайшим образом. Есть сведения о том, что первых миссионеров-христиан заживо сбрасывали в жерла вулканов и потоки лавы.
Открытие Японии
В 1867 году хризантемный престол Японии занял император Муцухито, правивший под девизом «Просвещенное правление» («Мэйдзи»). Молодой монарх замыслил перераспределить власть и модернизировать деградирующее государство. Дело в том, что японский император, считавшийся сыном основной богини синтоизма – Аматэрасу и пребывавший в статусе живого бога, не имел никакой реальной власти и крайне редко покидал пределы собственного дворца в тогдашней столице Киото. Его жизнь ограничивалась сложными синтоистскими ритуалами, каковыми он руководил в качестве верховного жреца по факту рождения. Фактически Япония находилась под управлением феодальных кланов, поочередно бравших первенство в жестокой борьбе за власть. Глава победившего клана – сегун и являлся подлинным правителем Японии до тех пор, пока его не вытесняли конкуренты. Такая ротация феодальных сюзеренов в высшей власти была в Японии сложившейся системой государственного управления именовавшейся сегунат.
Опираясь на единомышленников, император Муцухито ликвидировал сегунат, а последнего сегуна Токугава Есинобу и его ближайшее окружение отправил в пожизненную ссылку на север острова Хоккайдо. Известно, что деморализованные самураи, находившиеся в ссылке с опальным Токугавой, принимали Православие. Кто их крестил, неизвестно, русских священников на Хоккайдо не было. Донести на японском языке молитвы и суть православной веры самураям, «потерявшим лицо» и смысл жизни, могли только местные айны.
Молодой император перенес столицу из Киото в Эдо, где занял резиденцию сегуна. Древний Эдо стал именоваться Токио (Восточная столица), а в стране развернулась модернизация по всем направлениям, вошедшая в историю как «Реставрация Мэйдзи», имевшая цель европеизировать Японию, а затем максимально приблизить ее по уровню развития к великим державам XIX века. Страна начала открываться для иностранцев. Уже тогда началась скрытая борьба за Японию между США, Россией и Великобританией. Американцы действовали напролом. В 1854 году командор ВМС США Мэттью Келбрэйт Перри, угрожая пушками военных кораблей, принудил японцев открыть первые порты восточного побережья острова Хонсю. Русский адмирал Евфимий Путятин действовал как дипломат. Посредством долгих переговоров он добился не только установления дипломатических отношений, права русских на прибрежную торговлю, но и большего. Ныне мало кто знает, что в конце XIX века Иокогама и Нагасаки фактически являлись базами Императорского военно-морского флота России на Тихом океане, именовавшегося тогда Сибирской эскадрой. При самых добрых отношениях с местным населением русские моряки отдыхали здесь зимой, пополняли все виды корабельных запасов, то есть имели надежные пункты базирования при несении службы в океане. С военного корабля отряда Путятина в 1861 году впервые сошел на японский берег никому не известный священник Николай Касаткин, изъявивший желание служить в далекой и малопонятной стране.
Проповедник
Изначально русский священник, не знавший японского языка и ментальности местного населения, не имел успеха как миссионер. Лишь глубоко изучив язык, обычаи и познав историю страны, он стал понятен японцам, а японцы ему. Ситуация здесь была такова, что для населения Японии, совершившей за несколько лет «Реставрации Мэйдзи» резкий скачок из глубокого Средневековья в Новое время, прежние духовные ценности и нравственные ориентиры на какой-то момент оказались размыты. Многовековая изоляция сменилась беспрецедентной открытостью, породившей интерес и определенную восприимчивость к духовности, приносимой извне. Видимых препятствий любой миссионерской деятельности власти не чинили. Николай Касаткин стал со временем не только уважаемым, но и заметным человеком в стране. Его неустанными трудами православную веру приняли тысячи японцев, а потому в 1870 году император Александр II утвердил Определение Священного Синода об учреждении в Японии Российской Духовной Миссии во главе с иеромонахом Николаем (Касаткиным). В 1872 году Подворье уже активно работало в Токио. В период Русско-японской войны 1904–1905 годов, когда Миссия оказалась в очень непростом положении, ее авторитет, равно как и деятельность русских священников, власти страны сомнению не подвергали. Духовная Миссия в полном составе активно участвовала в размещении, лечении, а затем и отправке в Россию моряков, попавших в японский плен в Цусимском сражении.
По окончании Русско-японской войны, с 1905 по 1917 год наступил «золотой век» российско-японских отношений. Столь доверительными они не были никогда. Епископу Николаю тайно покровительствовал сам император Муцухито. В день похорон русского епископа он прислал венок от себя лично. Никогда и никто из японских монархов –высших жрецов синтоизма в ранге бога таких жестов в адрес представителей иностранных конфессий не делал. Более того, император совершил нечто неслыханное. Он дал разрешение захоронить иерарха, умершего в феврале 1912 года, в черте города, что в корне противоречит японским традициям.
Архиепископ Николай оставил в Японии 1 собор, 8 храмов, 175 церквей, 36 приходов, 8 диаконов, 115 проповедников и 34 110 православных японцев. Ни в одном государстве конфуцианской цивилизации Православие не имело столь прочных позиций, как в Японии начала XX века. Однако времена менялись не к лучшему.
Полицейский режим
К середине 20-х годов прошлого века молодой император Хирохито окончательно попал под влияние крайне агрессивной части японского генералитета, фактически узурпировавшей власть по типу средневековых сегунов. Крупно переоценив собственные возможности и возможности страны, генеральский «сегунат» развязал агрессивные войны по всей Восточной, Юго-Восточной Азии и Океании, избрав стратегическим союзником гитлеровскую Германию. Внутри страны воцарился тотальный полицейский режим. Нагнетая военный психоз, милитаристская власть усиленно реанимировала самурайские инстинкты населения. Результат оправдал ожидания. Уровнем запредельной жестокости, чинимой в Китае, Корее, Индонезии, Бирме и на прочих территориях, включая расправы над англо-американскими военнопленными, японцы нередко повергали в шок даже своего фашистского союзника в Европе.
Ссылаясь на военное время, японские власти существенно ограничили деятельность Православной Церкви в стране, в конечном итоге взяв ее под полный контроль. Не закрывая приходы, военная администрация потребовала возводить в сан священников и допускать до церковной службы только японцев, всех прихожан переписать, сдав списки в полицию. Дело дошло до того, что властями был впрямую смещен преемник Николая Касаткина – епископ Сергий (Тихомиров), а его место занял подходящий для генералов мирянин-японец Арсений (Ивасава).
Епископ вскоре был арестован военной контрразведкой, где его долго и изощренно пытали, добиваясь признаний в шпионаже в пользу СССР. Освободили иерарха, ставшего инвалидом, только в канун капитуляции Японии в августе 1945 года. Самурайские амбиции генералов привели страну к военному поражению, американской оккупации и навлекли атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Японская нация была настолько потрясена военной катастрофой, что 500 офицеров армии и флота одномоментно совершили ритуальное самоубийство прямо на площади перед дворцом императора в Токио. Хирохито сложил с себя статус божества, но остался императором.
Оккупация и одоление раскола
Правителем Японии на долгие годы стал американский главком на Тихом океане генерал армии Дуглас Макартур. Стремясь полностью искоренить любое влияние СССР на Японию, пятизвездный генерал-наместник не обошел вниманием и православную общину. Силами оккупационной администрации он инспирировал ее раскол, внедрив предстоятелем одного из иерархов православной общины США епископа Вениамина (Басалыгу). Наиболее здравомыслящие священники и прихожане сохранили приверженность Московскому Патриархату, меньшая часть признала генеральского выдвиженца. Ликвидировать раскол удалось лишь путем сложных переговоров только в 1970 году, когда был подписан Томос о даровании Автономии Японской Православной Церкви. В том же году Николай Касаткин был канонизирован как святой равноапостольный архиепископ Николай Японский, а иеромонах Николай (Саяма) – хиротонисан в Ленинграде во епископа Токийского и всея Японии.
Ныне Православная Церковь Японии крепко стоит на ногах. Ею уверенно управляет Высокопреосвященный Даниил (Нусиро), Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. В стране служат два епископа, Церковь имеет три епархии, одну семинарию в Токио, один монастырь и 150 приходов. При населении страны 127 миллионов 76 тысяч 185 человек 36 тысяч (0,3 процента от общей численности) являются православными. Интерес к православной культуре и Православной Церкви, прошедшей с народом Японии мировую войну, оккупацию и возрождение страны, продолжает расти.
Михаил Урусов