Новые храмы одухотворят и изменят облик спальных районов Москвы, где пока архитектурной доминантой зачастую выступает торговый или офисный центр.
Не место храм красит…
Исторически храмы на Руси строились на самых красивых и выигрышных в архитектурном плане местах – чтобы издалека было видно, чтобы душу и глаз радовало! Но в плотно застроенной Москве самые лучшие для строительства территории уже давно чем-то заняты, а те, что остались, как правило, с каким-нибудь скрытым изъяном: здесь либо сложные грунты, либо невидимые глазу «залежи» коммуникационных сетей. Но даже в этом случае архитекторы, работающие над проектами по Программе «200 храмов», стараются гармонично вписать новые святыни и в природный ландшафт, и в окружающую городскую среду, не забывая при этом о надежности и эстетике возводимого здания. Задача, согласитесь, не из легких.
Дешево или сердито?
И все же, как будут выглядеть новые храмы Москвы? С одной стороны, конечно, хотелось бы, чтобы все двести церквей были абсолютно разные, а с другой – чтобы реализация Программы не затягивалась на десятилетия и не была запредельно дорогой. Решения предлагались разные…
В качестве рабочего варианта рассматривалась идея возведения так называемых модульных храмов. В этом случае каждый объект представлял бы собой набор тех или иных блоков-модулей. Собирать такие здания, конечно, быстро и легко, но соотнести такой подход с канонами традиционного храмового зодчества оказалось задачей невыполнимой, и эта идея была решительно отвергнута.
Золотая середина
Но где же тогда золотая середина между «дешево» и «сердито»? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к истории церковного зодчества. Когда Петр I строил Петербург, перед ним стояла примерно такая же задача: за короткий промежуток времени возвести в Северной столице множество достойных с архитектурной точки зрения церквей.
Решение нашли сами зодчие – они предложили использовать один и тот же проект дважды. Но, заметьте, во всех отношениях замечательный проект! Так, решили они, будет куда лучше, чем возводить святыни на скорую руку по дешевым и неумелым чертежам подмастерьев в ущерб эстетике и стилю.
По тому же пути пошла и Екатерина II. В период ее царствования хороших архитекторов на Руси по-прежнему не хватало, и особенно – в провинции. Иногда даже на место губернского архитектора назначался инженер или механик, не имевший художественного образования.
Между тем храмы на Руси строились везде и всегда! Выручал все тот же подход – вторичное использование проектов, которые были приняты за образец того или иного архитектурного стиля.
Шедевры в камне: дубль второй
Константин Андреевич Тон еще при жизни был непререкаемым авторитетом в области архитектуры и строительства. По его чертежам построены настоящие шедевры в камне. Это Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, здание Николаевского (Ленинградского) вокзала, Храм Христа Спасителя.
Но мало кто знает, что у московского кафедрального собора был родной «брат» – Троицкий собор в Томске (разрушен в 1930 году). И у Благовещенской церкви Санкт-Петербурга (разрушена в 1929 году) имелся свой «родственник» в Красноярске. Это Богородице-Рождественский собор, уничтоженный в 1936 году. Можно также сравнить Введенский собор Северной столицы и Боголюбский собор Мичуринска, чтобы убедиться: в ХIХ веке проекты Тона были чрезвычайно популярны и применялись по всей России.
Похожие и разные
Продолжая традиции русского церковного зодчества, архитекторы Программы «200 храмов» взяли на вооружение принцип базового проекта. Но буквально у каждого храма будет своя «изюминка» – в особом сочетании элементов архитектурного стиля и деталях декора, в колористических решениях и разновидностях звонниц.
Над обликом будущих церквей работают три ведущие московские мастерские: ГУП «Моспроект-2» имени М. Посохина, ГУП «Моспроект-3» и ГУП «МНИИТЭП». В настоящее время на основе единых опорных решений утверждено около 30 вариантов разновидностей храмов. Но есть и сугубо индивидуальные проекты, по которым, например, строится церковь в честь Иверской иконы Божией Матери при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, собор в честь преподобного Серафима Саровского на проезде Шокальского и многие другие.
В духе времени
Современные храмы отличаются и новыми технологиями, и новыми строительными материалами. Но это никоим образом не вступает в:противоречие с канонами церковного зодчества, которые в каждом проекте строго соблюдаются.
Крестово-купольный храм. С пятью куполами Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (ул. Кетчерская, вл. 2).
– Применение передовых технологий открывает множество дополнительных возможностей для храмового строительства, – рассказывает один из ведущий зодчих Программы «200 храмов» заслуженный тектор России Андрей Оболенский. – Так, использование монолитного железобетона позволяет возводить храмы на проблемных грунтах, перекрывать большие пролеты.
Хочу отметить, что сегодняшние храмы – это сложные сооружения с полноценным инженерным оснащением вплоть до искусственной поддержки микроклимата внутри здания, наличием пожарной и охранной систем.
В стиле псковско-новгородского зодчества Храм в честь благоверного князя Александра Невского (ул. Лобачевского, вл. 27)
Для удобства людей с ограничеными физическими возможностями все построенные храмы оборудованы пандусом, а в домах обязательно будет комната матери и ребенка, где можно будет перепеленать и покормить малыша.
…Творчески развивая традиции церковного зодчества, архитекторы Программы «200 храмов» создают настоящие духовные оазисы в агрессивной городской среде, не забывая при этом и про научно-технический прогресс, который обеспечит прихожанам храма все необходимые удобства.
Низкий поклон им за это от нынешних и будущих жителей Москвы!
Людмила Дианова
ЕДИНСТВО ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Работая над обликом нового храма, мы стараемся, чтобы его архитектура соответствовала тому событию или имени, в честь которого святыня названа. Взять, к примеру, церковь в честь иконы Божией Матери «Воспитание». Зная, что главной миссией этого прихода станет работа с детьми и молодежью, мы решили, что этот храм должен быть особенно нарядным. Остановились на византийском стиле, для которого характерна белокаменная резьба и мозаика. Или вот храм в Братееве. Он посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи. Это скорбный церковный праздник, в который установлен строгий пост. Поэтому и архитектура церкви строгая и лаконичная, без лишнего декора.
В стиле владимиро-суздальского зодчества Храм в честь Всемилостивого Спаса (Пятницкое шоссе, вл. 5).
Годуновский классицизм. Храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских (Строгинский бульвар, вл. 14).
Шатровая церковь. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (ул. Ключевая, вл. 18А).
Византийская купольная базилика. Храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» (ул. 1-я Вольская, вл. 2).
А на улице Лобачевского возводится храм в честь благоверного князя Александра Невского. Нам показалось логичным выполнить его в псковско-новгородских традициях. У этой церкви будет шлемовидное завершение и главка из керамического лемеха. Кроме того, храм будет не заштукатурен, а обмазан известковым раствором – именно по такой технологии строили когда-то наши предки.
А. Анисимов, архитектор