Не оскудеет рука дающего

Архив статей

Не оскудеет рука дающего

Российские дореволюционные бизнесмены решали не только социальные вопросы, им небезразличны были проблемы науки, культуры, образования и медицины.

 

Российские дореволюционные бизнесмены решали не только социальные вопросы, им небезразличны были проблемы науки, культуры, образования и медицины.

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей (таково его официальное название) расположился в особняке, принадлежавшем до революции владельцу текстильной фабрики Ивану Григорьевичу Простякову (1843–1915). Известный фабрикант основал в этом доме начальное городское училище и здесь же, в специальных комнатах, поселил педагогов. Иван Григорьевич регулярно выплачивал им зарплату и закупал все необходимое для учеников – от книги до пряника на завтрак. Последователей, впрочем, как и предшественников у Простякова было в России немало. Например, Василий Иванович Прохоров (1755–1815), основатель известной фабрики, ныне именуемой «Трехгорная мануфактура».

 

И зачем им понадобилась революция?

К концу XIX века на месте фабрики Прохорова вырос целый городок для рабочих. Те, кто трудился на фабрике, имели две зарплаты. Одна выражалась в денежных знаках и зависела от количества и качества выполняемой работы, другая была натуральная: за жилье, медицину, детские учреждения, театр, библиотеку, публичные лекции рабочие не платили ничего. Политика в области зарплаты до революции сильно отличалась от советского времени. Самая низшая зарплата (например, у сторожа) была около 5 рублей. Ткач, прядильщик, красильщик получали в среднем 15 рублей в месяц. На питание одного взрослого требовалось 3 рубля, поэтому на свои 15 рублей работник мог прокормить 4–5 человек в семье. Трудились и жены, им платили поменьше: 9–10 рублей. Детей можно было отдавать с 12 лет в ученики. Они получали 3–5 рублей. Дальнейший путь повышения зарплаты лежал через курсы. Если рабочий после 12-тичасового рабочего дня ходил на курсы, он мог попасть в категорию «старший рабочий» и получать 35–37 рублей.

Дальше – обучение на мастера, который получал 40–45 рублей. Высший предел заработной платы рабочих на российских предприятиях до революции был 100–120 рублей.

 

О культуре, науке и медицине

Российские дореволюционные бизнесмены решали не только социальные вопросы, им небезразличны были проблемы науки, культуры, образования и медицины.

Так, в Москве благодаря частным капиталовложениям были построены три больших медицинских городка. Один, около Новодевичьего монастыря на Девичьем поле, включал 13 клиник, выстроенных Морозовыми, Хлудовыми и Шелапутиными. Второй крупный медицинский комплекс был возведен на средства Бахрушиных, Боевых и Алексеевых в Сокольниках. Третий – недалеко от Калужской заставы: 1-я и 2-я Градские больницы, Медведниковская больница и детская Морозовская. Эти клиники стали центрами медицинской науки. Надо отметить, что в то время все научно-исследовательские институты создавались и финансировались на частные средства.

 

Кто думал о малолетних преступниках

Большой и разветвленный род Рукавишниковых – один из старейших и уважаемых в России. Основатель династии Василий Никитич Рукавишников – владелец горных заводов и золотых приисков на Урале. Три его сына – Иван, Константин и Николай – сочетали университетское образование с большой набожностью и щедрой благотворительностью.

Рукавишниковы известны москвичам в первую очередь созданием исправительного приюта для малолетних преступников, который был открыт в Москве в 1864 году. Сюда помещали подростков, осужденных за уголовные преступления. Приют отличался от тюрьмы не только отсутствием решеток на окнах, но и благоустроенным бытом и хорошим питанием. Юношам давали образование и обучали профессии.

В мастерских приюта делали мебель, шили обувь, костюмы. Изделия шли на продажу, при этом две трети вырученных денег поступали на счет воспитанника. В музее предпринимателей сейчас находится комод, изготовленный руками подростков из приюта. Он подарен музею одним из потомков известного рода – Александром Васильевичем. Отбывших срок воспитанников Рукавишниковы определяли на работу. Удивительна статистика: 95 из 100 подростков никогда больше не попадали под суд.

Под стать мужьям были и их жены. Так, Евдокия Николаевна Рукавишникова (1849–1921), жена Константина Васильевича, в своем доме на Никитской улице устроила городскую хирургическую больницу и работала в ней старшей сестрой.

В подмосковном Крюкове она построила и оборудовала больницу и передала ее земству. Московских земель для широкой души Евдокии Николаевны оказалось мало, и она решила возвести на свои деньги маяк в Крыму.

 

Городской голова

Николай Александрович Алексеев (1852–1893) происходил из купеческой династии и был двоюродным братом К.С. Станиславского. Успешный предприниматель, выдающийся общественный деятель, совладелец и директор золотоканительного московского завода, с 1885 по 1893 годы он исполнял роль московского городского головы. Этот период называли «золотым веком московского самоуправления». Под руководством Николая Александровича были построены Алексеевская психиатрическая больница и медицинские клиники Девичьего поля, городские скотобойни (ныне мясокомбинат им. Микояна), новый водопровод, начато сооружение канализации, создано 30 городских ремесленных училищ и многое другое. Он содействовал открытию в Ильинском сквере памятника-часовни гренадерам, павшим в бою под Плевной во время Русско-турецкой войны.

Как меценат и благотворитель Н.А. Алексеев вкладывал сотни тысяч рублей в городскую медицину, культуру, коммунальное хозяйство. За 8 лет пребывания Алексеева во главе городского самоуправления приток средств на благотворительность увеличился в 10 раз. Трагически закончилась судьба этого удивительного человека, он погиб от руки убийцы в марте 1893 года на 41 году жизни.

 

Память жива

За прошедшие с основания музея годы его сотрудникам удалось собрать значительную коллекцию документов, фотографий, предметов профессиональной деятельности и личных вещей создателей российской промышленности, торговли и финансовой системы, жертвовавших немалые суммы на строительство квартир для бедных, богаделен, больниц, учебных заведений для неимущих, на возведение храмов.

Главный хранитель музея Лев Николаевич Краснопевцев – человек с тяжелой судьбой и сильным характером. Родился он в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ. Изучая российскую историю, пришел к выводу, что Октябрьская революция является трагической ошибкой, прервавшей естественный ход развития страны. Попытки озвучить этот вывод привели к тому, что в 1957 году он был арестован и провел 10 лет в мордовских лагерях. Затем работал слесарем-сборщиком на заводе. В 1991 году получил возможность вернуться к занятиям историей, создал музей, основная задача которого: показать человеческое лицо российских дореволюционных предпринимателей.

Когда-то небогатый торговец тканями из Замоскворечья, рано потерявший отца, сказал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь». Звали этого торговца Павел Михайлович Третьяков.

 

В блокнот паломнику:

Адрес музея: 119049, Москва, Донская улица, 9, стр. 1.

Ближайшие станции метро: «Шаболовская», «Октябрьская».

Время работы: ежедневно с 13.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

В музее можно заказать обзорную или тематическую экскурсию, цикл лекций на любое удобное для вас время.

Телефон: +7 (499) 237-53-49

Галина Черемушкина

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.