Можно сказать, что совершенно случайно. Но обо всем по порядку.
Кимвал звенящий
В древности многие народы во время общественных и религиозных церемоний использовали различные музыкальные инструменты. Египтянам, например, полюбился звенящий ударный инструмент систр, а евреям – кимвалы (это почти то же самое, что современные тарелки в оркестре) и тимпаны (разновидность барабанов). Римляне возвещали о начале публичных собраний звоном колокольчика.
Било и клепало
Первые христиане (I–III веков), которые подвергались жестоким гонениям, избегали громких призывных звуков до и во время богослужения. В то время верующие созывались на богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников. Иногда сам епископ после богослужения объявлял о времени и месте очередного богослужения.
Но и после гонений христианская Церковь не сразу стала использовать колокольный звон. В эпоху Константина Великого (IV век) в храм созывали ударами молотка в било (деревянная доска) и клепало (железная доска).
Музыка цветов
Появление колоколов в христианской Церкви предание связывает с именем епископа итальянского города Нолы святым Павлином, жившим в V веке. Однажды ему приснились красивые полевые цветы – колокольчики, которые издавали удивительно приятные звуки. Музыка цветов настолько запала в душу епископа, что он тотчас же велел отлить из металла музыкальный инструмент в форме колокольчика.
А вот Греция – страна, откуда пришло Православие на русскую землю, – до IX века вообще не знала такого предмета. Лишь при Василии Македонянине из Венеции были привезены сюда.
С немецким акцентом
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства. Но как ни странно, Россия заимствовала этот громкоголосый инструмент вовсе не из Греции, а из Западной Европы. На это указывает даже само слово «колокол», которое происходит от немецкого Glocke. Вероятнее всего, самые первые колокола, установленные на православных соборах Софии Киевской и Софии Новгородской (ХI век), были родом из Германии.
Русские великаны
В XV веке, когда в России появились свои колокололитейные заводы, русские мастера научились отливать колокола больших размеров с мощным густым звуком. Самые известные великаны установлены на колокольне Ивана Великого. Это колокол «Вседневный» (1017 пудов 14 фунтов), колокол «Реут» (около 2000 пудов). А самый большой называется «Успенский», или «Праздничный», и весит он около 4000 пудов.
Удар в него был сигналом для начала праздничного благовеста по всей Москве в Великую Пасхальную ночь.
Вестник беды и радости
Полюбив колокольный звон, русский народ соединил с ним свои самые важные события – иногда праздничные, иногда печальные. Звуки колокола собирали народ на вече (народное собрание), призывали на защиту Отечества, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, оповещали о пожаре и страшных болезнях. Торжественный перезвон колоколов оповещал людей о победе над врагом и приветствовал победное возвращение полков с поля брани.
Дважды от пожара пострадавший
Царь-колокол до сих пор не имеет себе равных не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Он был отлит Иваном и Михаилом Маториными в 1733–1735 годах. Материалом для Царь-колокола послужил другой колокол – гигант (8000 пудов), поврежденный пожаром. Однако Маторины не стали повторять творение мастера Григорьева. К 8000 пудам сплава они добавили еще 5000 и отлили невиданный колокол диаметром 6 м 60 см!
Это удивительное произведение литейного искусства так и не успели поднять на колокольню – Царь-колокол жестоко пострадал от опустошительного пожара 1737 года. Он тогда находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами. Когда леса загорелись, их стали заливать водою. От смены температуры по раскаленному колоколу пошли трещины, и в результате от него отвалился большой кусок весом в 11 500 килограммов. После пожара Царь-колокол пролежал в яме еще целое столетие. В 1836 году он был поднят и установлен на каменный постамент, где стоит и теперь.
Ольга Сотскова