но по-новому, предлагаем посмотреть новогоднюю комедию «Иван Васильевич меняет профессию». На этот раз пусть в фокус вашего внимания попадут не забавные персонажи, а храмы, которые вы, возможно, ранее не замечали.
Сорок лет назад известный режиссер Леонид Гайдай экранизировал булгаковскую пьесу «Иван Васильевич». Действие перенесли из 30-х в 70-е годы и дали главному герою имя Шурик (у Булгакова он Николай). Картина имела невероятный успех и в мгновение ока была разобрана на цитаты. Нам же этот фильм интересен еще и храмами, которые попадали в объектив кинокамеры.
Вначале был Никола
Первые минуты фильма: изобретатель машины времени Шурик в очередной раз пережигает электричество в доме и в сопровождении возмущенного управдома Бунши идет по двору. На заднем плане виден храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе. Он стоял на этом месте с зарождения самой слободы в 1491 году. Несколько раз перестраивался, однако оставался скромной приходской церковью. В XVIII веке сюда из сгоревшего храма Святителя Николая на Пупышах была доставлена чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», и приток молящихся значительно возрос.
В 1847 году на колокольне возвели третий ярус – именно его мы видим в фильме. Тогда же построили новую просторную трапезную.
Главный придел храма освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского, но в 1849 году был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако святой Василий и поныне считается покровителем храма, и день его памяти остается здесь престольным праздником.
После революции храм не закрывался и в советские годы, один из немногих, продолжал действовать. С 1992 года он является основным храмом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
По кремлевским коридорам
Эпизод с погоней стрельцов за лжецарем Иваном Буншей и Жоржем Милославским снимали в кремле Ростова Великого. Ранее кремль был резиденцией митрополита ростовского и ярославского Ионы Сысоевича (1607–1690), сподвижника патриарха Никона. После переноса митрополии в Ярославль в 1786 году ростовский кремль потерял былое значение и начал постепенно ветшать. Прекратились и богослужения в его храмах. Кремлевский комплекс собирались и вовсе разрушить, но благодаря ростовским купцам в XIX веке его отреставрировали, а в 1883 году в Белой палате Кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей.
Сейчас комплекс принадлежит Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль». На его территории расположено несколько храмов – Успенский собор, храм святого евангелиста Иоанна Богослова, храм иконы Божией Матери «Одигитрия», храм Спаса Нерукотворного (на Сенях), храм Григория Богослова. Одни из них действующие, в других представлены музейные экспозиции. В фильме мы чаще всего видим надвратную церковь Воскресения Христова. На ее фоне Бунша и Жорж Милославский бегают по крыше и арочным переходам кремля.
Сысой и другие
Воскресенская церковь интересна тем, что в ней впервые в России был построен каменный иконостас, покрытый фресками. Стены храма расписаны в 1675 году артелью ярославских и костромских мастеров. С трех сторон храм окружают ажурные галереи – те самые, по которым бегали герои фильма. Утомленные погоней, они взбираются на звонницу, где Бунша запутывается в колоколах.
Звонница была построена на целое столетие позже Успенского собора и первоначально была трехпролетной, но позднее к ней пристроили более высокую башню, в которой поместили самый большой колокол. Сейчас здесь располагаются 15 колоколов, почти все они, за исключением четырех, имеют названия: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Красный, Козел, Голодарь, Зазвонный первый, Баран, Зазвонный второй. Голос самого большого колокола, Сысоя, названного в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, был слышен за 20 километров от Ростова.
Лепота!
Это слово произносит царь Иоанн Васильевич, глядя на Москву с балкона дома, где жил Шурик. По фильму выходит, что смотрит он на Новый Арбат, в то время самую современную московскую улицу. Но в другом ракурсе мы замечаем на заднем плане пятиглавый храм, и это сбивает с толку: такого в районе Нового Арбата нет. Да и приметная архитектура самого дома подсказывает, что снимали этот эпизод в другом районе столицы. Новокузнецкая улица – вот где жил Шурик!
Храм, который мы видим, это храм во имя священномученика Климента, папы Римского, который был обозначен уже на первой карте Москвы – «Годунове чертеже» 1597 года. Именно здесь, у этого храма, началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков Здесь, у Климентовского острожка, произошел тяжелый бой казаков с пехотой гетмана Ходкевича. На этом месте Авраамий Палицын совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. И здесь же произошел перелом в ходе сражения, решивший судьбу Российского государства.
До наших дней дошел пятиглавый храм, возведенный в 1770 году на средства предпринимателя Козьмы Матвеевича Матвеева, предположительно по проекту Пьетро-Антонио Трезини. Согласно описи 1770–1771 годов это уникальное творение позднего барокко входило в число пяти наилучших храмов Москвы. В 1929 году его закрыли. Лишь в 2008 году Церкви вернули храм, находившийся практически в аварийном состоянии. Тогда же началась его масштабная реставрация, которая продолжается до сих пор.
Священномученик Климент
Богатый и знатный римлянин, приближенный к императорскому двору, Климент неустанно искал истину. Философские школы, существовавшие в то время в Риме, не удовлетворяли его. Узнав о явлении Сына Божия, он отправился в Иудею, где встретился с апостолом Петром и стал его ревностным последователем.
После мученической кончины Петра Климент принял римскую кафедру. Его проповеди обратили в христианство множество людей всех сословий – от рабов до членов императорских фамилий. По доносу язычников император Траян изгнал св. Климента из Рима в Крым, в инкерманские каменоломни, где не было даже воды. В ссылку добровольно отправились и многие его ученики. Там они встретили немало осужденных христиан. Вместе с ними святой Климент вознес к Небу молитву, и Господь указал ему место источника. Это чудо привлекло к святителю новых последователей, в том числе местных язычников. Бывало, за день он крестил до 500 человек. Узнав об этом, император повелел утопить его. Святого Климента с якорем на шее бросили в море. Однако по молитвам его последователей море отступило от берега, явив тело мученика. Впоследствии на протяжении семи лет море каждый год отступало на несколько дней, и любой желающий мог прийти поклониться нетленным мощам святого. При этом совершалось много чудес.
В 800-х годах море перестало отступать от берега, и лишь полвека спустя, в середине IX века, мощи священномученика были обретены святыми Кириллом и Мефодием, которые перенесли часть их в Рим.
Честную главу святителя в 1015 году святой равноапостольный князь Владимир доставил в Киев.
Святой Климент Римский, живший задолго до разделения Церкви, одинаково почитается и православными, и католиками. В России ему посвящены многие храмы.
Борис Пинский