Бойкий и смышленый мальчонка сразу приглянулся Петру I. «Ему и поднимать мануфактурное дело на Руси», – решил царь и послал Ивана Затрапезнова в Голландию учиться полотняному ремеслу.
Где рождались паруса...
В период становления российского флота Петру I требовалось развитое мануфактурное производство, чтобы не везти из Голландии парусное полотно, а самим производить его столько, сколько требовалось для новых кораблей.
Петр не ошибся в купеческом сыне Иване Затрапезнове. Вернувшись через семь лет из-за границы, он сразу становится крупным компаньоном в семейном деле, внедряя в практику полученные знания. А в июне 1722 года царь своим указом создает в Ярославле Большую полотняную мануфактуру и ставит во главе нее двух Иванов – Затрапезнова и голландца Тамеса.
Для новой фабрики государство безвозмездно выделило участок на правом берегу реки Которосли (притоке Волги) в угодьях Спасо-Преображенского монастыря. Согласно петровскому указу, на работу принимались как наши соотечественники, так и иностранные рабочие, знавшие секреты ткацкого производства. Таким образом, царь лично позаботился о том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития полотняного ремесла на Руси.
...а также затрапеза
Большая ярославская мануфактура вырабатывала не только прочное полотно для парусов, но и тонкое салфеточное белье, изящные скатерцветным рисунком, канифас, фламское полотно, а кроме того – грубоватую льняную или пеньковую ткань с синими полосами.
Эта ткань благодаря своей дешевизне среди простого люда пользовалась большой популярностью. В народе ее прозвали затрапезом – по фамилии владельца фабрики. С тех пор и пошло гулять по свету всем хорошо известное выражение «затрапезный вид», что означает – бедный, непритязательный.
Как в Петербурге
Постепенно территория вокруг фабрики принимает вид богатой усадьбы. Здесь появляется ухоженный парк с каскадом прудов, а в 1736–1744 годах на месте деревянной часовни Иван Затрапезнов возводит совершенно уникальное для ярославской архитектуры сооружение – церковь святых апостолов Петра и Павла, которая стала почти полной копией одноименного собора в Петербурге и единственным образцом петровского барокко на Верхней Волге.
Буквально преобразил всю фабричную округу. Церковный шпиль в течение нескольких столетий был самой высокой точкой города. Сюда приходили молиться и купцы, и дворяне, и простые прихожане – рабочие ткацкой фабрики. Иван Максимович Затрапезнов не дожил до окончания строительства всего нескольких месяцев. Он был похоронен в Петропавловской церкви у входа.
Поставщик двора Его Величества
После кончины Ивана Максимовича наследники поделили мануфактуру на две части. Каждый планировал вести дело по своему усмотрению, но отцовской хватки им явно не хватало, и прежде доходное производство стало приходить в упадок. Но в 1764 году оба предприятия переходят к новому владельцу – купцу Савве Яковлеву, и Ярославская мануфактура обретает второе дыхание.
Здесь стали производить изделия, которые пользовались большим спросом не только в России, но и за рубежом. Их отличала яркая расцветка, добротная и изящная выделка. Фабричные художники создавали сложные и оригинальные рисунки, выполненные цветными нитями. Большой известностью пользовались скатерти с видами города и красочными цветами. Всего же мануфактура вырабатывала изделий на сумму от пятисот тысяч до миллиона рублей ассигнациями ежегодно! Екатерина II, приехав как-то в Ярославль, лично осмотрела производство и повелела поставлять его продукцию в Петербург, к высочайшему двору.
Возрождение святыни
Наступил 1857 год. Ярославскую мануфактуру со всеми принадлежащими ей зданиями, угодьями и привилегиями покупают московские купцы I гильдии Иван Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины (дядя и племянник, ведшие свою родословную из Ярославской губернии) и их петербургский коллега Гавриил Матвеевич Игумнов. При них предприятие, ставшее торгово-промышленным товариществом, обросло новыми корпусами и по количеству крутильных и прядильных веретен на ткацких станках вышло на второе место в Российской империи.
И Карзинкины, и Игумнов были постоянными благотворителями Петропавловского храма. В 1880 году они выделили более 16 тысяч рублей на его ремонт, после которого стены обрели «вид дикого мрамора», появились серебряное паникадило, изразцовые печи, чугунные полы и мраморная лестница на второй этаж. Но главное – был установлен новый позолоченный иконостас, и обветшалый храм с покосившимся от урагана шпилем совершенно преобразился. Всячески поддерживая старые храмы города, купцы возводили и новые святыни. Так, на их средства была выстроена теплая церковь во имя Андрея Критского на том же берегу реки Которосль.
Не для чинов и наград
Семейство Карзинкиных входило в десятку богатейших купеческих династий России и никогда не жалело денег на благотворительность. Андрей Александрович был членом попечительского совета Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, регулярно жертвовал на богадельню имени Д.А. Морозова. А с 1880 года он становится бессменным старостой храма Трех Святителей на Кулишках и его попечителем.
Не отставала от супруга и его жена – Софья Николаевна, урожденная Рыбникова. Она регулярно жертвовала на Бахрушинскую больницу и в память о своей умершей дочери Софье полностью обустроила лечебный корпус для женщин, больных туберкулезом.
Сын Карзинкиных – Александр Андреевич, следуя примеру родителей, пожертвовал крупную сумму денег Московскому городскому общественному управлению и Купеческому обществу на образование фондов для выдачи пособий неимущим. А кроме того, на свои средства построил и оборудовал лечебницу для грудных детей при Морозовской больнице.
Образцы ткани |
Образцы ткани |
|
Все это не ради почестей и наград. Как большинство состоятельных людей своей эпохи они чувствовали моральную ответственность перед бедными и возвращали часть своих доходов через благотворительность.
Алексанр Алиев