«...пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11)
19 января православные христиане отмечают Крещение Господне, двунадесятый праздник, имеющий еще одно название – Богоявление. Именно в этот день явилась миру Пресвятая Троица – Бог Отец, чей голос был слышен с небес, Бог Сын, который крестился в священной реке Иордан, и Бог Дух Святой, сошедший на Сына в виде голубя.
Богоявление – один из древнейших праздников, с ранних веков христианства запечатленный на иконах. На них изображается Спаситель, стоящий в водах Иордана, над Ним мы видим сегмент неба, из которого в лучах света нисходит голубь, символизирующий Духа Святого. Очень часто вверху изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая Его глас с небес. А на некоторых иконах – и Сам Господь Саваоф в белых одеждах, сидящий на престоле и окруженный шестикрылыми серафимами. Иногда Бога Отца изображают на облаке со свитком в руках.
Рядом со Спасителем стоит св. Иоанн Предтеча, возлагающий правую руку на голову Христа, «како возложит раб руку на Владыку» – поется в тропаре на водоосвящении. Иногда Иоанн Креститель изображается со свитком в руке – символе его проповеди о Христе. На многих иконах у ног пророка можно увидеть изображение секиры, напоминающей о мученической кончине св. Иоанна.
Интересно, что на ранних иконах фигура Христа представала строго фронтально, позднее Он стал изображаться в легком развороте, словно делает шаг. Это связано с евангельским текстом: «…крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3, 16) и «…немедленно после того Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1, 12).
Очень часто в воде можно увидеть две фигуры – седовласого старца и уплывающую женщину, это персонификация образов реки Иордан и моря. Иногда в верхней части иконы помещают две фигуры, которые сидят на вершинах гор и изливают воду из сосудов. Это персонификация легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовалась река Иордан.
На противоположном берегу от пророка Иоанна, как правило, изображаются Ангелы, склонившиеся ко Христу и держащие покровы на руках.
На византийских и древнерусских фресках и иконах Крещение Господне представало более подробно. Здесь можно было увидеть людей, ждущих своей очереди креститься. Кто-то держит ребенка на руках, кто-то снимает рубаху, а кто-то уже плывет по воде, как на фреске церкви Спаса на Нередице (1199 г.).
Кроме того, на воде изображался крест – знак освящения мировых вод. Такой крест красного цвета виден на иконе «Крещение» XIII века, которая хранится в монастыре святой Екатерины на Синае.
Тропарь праздника
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Подготовила Галина Дигтяренко