Женская «Оптина»

Архив статей

Женская «Оптина»

Так называют в народе Борисоглебский монастырь, расположенный в деревне Аносино Истринского района Подмосковья. В 2013 году обители исполнилось 190 лет.

 

Так называют в народе Борисоглебский монастырь, расположенный в деревне Аносино Истринского района Подмосковья. В 2013 году обители исполнилось 190 лет.

 

Монастырь славился духовными подвигами насельниц, за что его прозвали в народе «женской Оптиной пустынью». Монастырь славился духовными подвигами насельниц, за что его прозвали в народе «женской Оптиной пустынью».

 

Тетка Тютчева

Основательницей и первой настоятельницей монастыря была игуменья Евгения (1774–1837), в миру Евдокия Николаевна Мещерская, тетка известного русского поэта Федора Тютчева. В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако менее чем через три месяца после венчания князь скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично выйти замуж, а посвятила свою жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино. Весь день проводила в трудах. Воспитывала подраставшую дочь, обустраивала новоприобретенное имение, заботилась об окружающих людях. Принимала в свой дом сирот и растила их вместе с дочерью.

 

Основательницей Аносина монастыря была игуменья Евгения, в миру княгиня Евдокия Мещерская, тетка известного русского поэта Федора Тютчева Основательницей Аносина монастыря была игуменья Евгения, в миру княгиня Евдокия Мещерская, тетка известного русского поэта Федора Тютчева.

 

В 17 лет княжна Анастасия вышла замуж, и Евдокия Николаевна уединилась в своем имении. В быту довольствовалась самым необходимым. Все свои силы она направила на возведение в Аносине церкви Живоначальной Троицы. Один из ее приделов был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

 

Троицкий храм Троицкий храм

 

При церкви Евгения Николаевна открыла богадельню, которую вскоре преобразовала в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для него был составлен лично святителем Филаретом Московским. Сама же княгиня постриглась в монахини. Она мечтала о жизни простой инокини, но, прислушавшись к советам святителя Филарета, стала игуменьей Аносина монастыря. Это произошло в 1823 году.

 

По строгому уставу

В монастыре строго соблюдался общежительный устав преподобного Феодора Студита. Все монахини обязаны были присутствовать в храме во время богослужений, без благословения запрещалось даже переходить из одной кельи в другую. Мирянам, в том числе ближайшим родственникам монахинь, вход в обитель был строжайше запрещен. Да и сейчас паломникам и экскурсантам доступны только Троицкий собор, небольшая площадка вокруг него да иконная лавка у ворот. Монастырь славился духовными подвигами насельниц, за что его прозвали в народе «женской Оптиной пустынью». Обитель была известна и своей хозяйственной деятельностью. Перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел приезжали сюда со всей империи.

 

Как и многие другие обители, при советской власти монастырь был закрыт и разграблен. В 1928 году здесь состоялась последняя служба Как и многие другие обители, при советской власти монастырь был закрыт и разграблен. В 1928 году здесь состоялась последняя служба.

 

В январе 1832 года настоятельница по благословению святителя Филарета отправилась в паломничество. Вернувшись, вновь приняла на себя управление монастырем «к утешению всех там пребывающих». Пять лет спустя игуменья Евгения скончалась. Ее тело поместили в больничную церковь св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, а оттуда перенесли в Троицкий собор и похоронили с северной стороны около Борисоглебского придела.

Внучка настоятельницы – Евгения (Озерова), по благословению митрополита Филарета также была настоятельницей Аносина монастыря в 1854–1875 годах.

 

Пока не кончилось зерно

Перед революцией Борисоглебская Аносинская обитель была процветающей. В ней подвизались около 180 монахинь и послушниц, хозяйство было хорошо налажено, здесь производили почти все виды сельскохозяйственных работ, занимались вышивкой и другими рукоделиями.

 

Святая преподобномученица Дарья (Зайцева) Святая преподобномученица Дарья (Зайцева)
Святая преподобномученица Татьяна (Фомичева Святая преподобномученица Татьяна (Фомичева)

Как и многие другие обители, при советской власти монастырь был закрыт и разграблен. В 1928 году здесь состоялась последняя служба. Вскоре после этого игуменья Алипия и последние шесть монахинь были арестованы и впоследствии подвергнуты высылке.

На территории обители была организована первая сельскохозяйственная коммуна. Правда, просуществовала она недолго, до тех пор, пока не закончилось зерно в монастырских амбарах. Потом здесь располагались мастерские, машинно-тракторная станция. В 1941 году была взорвана колокольня.

 

Сестры молятся и несут послушание: в саду, на ферме, на пасеке, в просфорне, пошивочной мастерской, выращивают овощи и фрукты, изготавливают сыры, выпекают хлеб. Сестры молятся и несут послушание: в саду, на ферме, на пасеке, в просфорне, пошивочной мастерской, выращивают овощи и фрукты, изготавливают сыры, выпекают хлеб.

 

Еще в начале 90-х через огромные проломы в стенах сюда въезжали трактора и грузовики, а от монастырских зданий к концу XX века сохранились только руины главного храма, часть надвратной церкви и хозяйственных построек.

 

Преображение

В минувшем году исполнилось 20 лет с того дня, как в обитель вернулась монашеская жизнь. За эти годы монастырь преобразился. Воссозданы из руин Троицкий собор и надвратная церковь святителя Димитрия остовского. Храм во имя св. Анастасии Узорешительницы объединен с больницей. Благоустроены сестринские корпуса.

 

При монастыре открыт приют для девочек При монастыре открыт приют для девочек

 

В обители живут 25 монахинь во главе с игуменией Марией (Солодовниковой). При монастыре открыт приют для девочек. Сестры молятся и несут послушание: в саду, на ферме, на пасеке, в просфорне, пошивочной мастерской, выращивают овощи и фрукты, изготавливают сыры, выпекают хлеб.

 

Иконописная мастерская Иконописная мастерская

 

Современный паломник, прибыв в Аносин Борисоглебский монастырь, обязательно помолится перед иконами бывших монахинь обители – преподобномучениц Дарьи (Зайцевой), расстрелянной на полигоне Бутово под Москвой, и Татьяны (Фомичевой), принявшей смерть в заключении. Они прославлены в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских.

 

В блокнот паломнику:

Адрес: 143581, Московская область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода.

Проезд: электропоездом с Рижского вокзала или от станции метро «Тушинская» до станции Нахабино (33 км). Далее автобусом № 22 до остановки «Аносино» (14 км).

Тел: (495) 994-65-97,

Электронная почта: pochta@anosinomonastir.ru

Сайт храма: www.anosinomonastir.ru

 

Борис Пинский

В статье использованы фотографии с сайта: www.anosinomonastir.ru

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.