«Гирьше як в Австрии не буде!» – рассудили крестьяне Галиции, и началась история переселения русин.
Русины – так называли себя древние славяне. Испокон веков этот народ жил и занимался земледелием в предгорье Карпат. В X–XI веке их земли (Закарпатская Русь) входили в состав Киевской Руси. Из этой древней славянской народности впоследствии выделились русские, украинцы, белорусы. Сами русины считали себя русскими. Церковнославянский язык использовался ими как литературный вплоть до XIX века.
Страницы истории
Предки русин приняли христианство от «Солуньских братьев» Кирилла и Мефодия, которых до сих пор считают святыми покровителями Прикарпатья. На протяжении многих веков этот народ оставался православным. В XI–XIII веках венгерские феодалы начинают захватывать земли славян. Киевская Русь, ослабленная междоусобицами и монголо-татарскими набегами, теряет свою силу и распадается. Территория Закарпатской Руси входит в состав Венгерского королевства, и православные русины на многие века попадают под влияние Католической Церкви. Находясь в изоляции и пытаясь сохранить основы своей старой веры, славяне Закарпатья вынуждены пойти на уступки и вступить в унию с Римом. В 1596 году в Бресте Литовском был подписан первый договор, а в 1646 году, после заключения Ужгородской унии, образовалась Русинская греко-католическая церковь. Униаты подчинялись Папе Римскому, признавали догматы Католической Церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским. Православный Собор Русской Церкви, проходивший в 1596 году в Бресте, не признал униатов. Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами – приверженцами унии.
Среди русин были те, кто, несмотря ни на что, старался сохранить истинную веру. В горных районах многие долго еще исповедовали Православие. В начале XX века Прикарпатье оказалось под властью Австро-Венгрии. Из-за тяжелой экономической ситуации русины покидали родные места и эмигрировали в Северную Америку.
Возвращение к вере предков
Многие из вновь прибывших в Канаду эмигрантов из Галиции продолжали исповедовать греко-католицизм, однако, ощутив политическую и религиозную свободу Нового Света, решили вернуться в Православие. Они обратились к преосвященному Николаю (Зиорову), епископу Алеутских островов и Аляски, с просьбой о присоединении русинов к Русской Православной Церкви.
Уже в 1897 году в окрестностях города Эдмонта, в местечке Lime stone Lake была совершена первая Божественная литургия. Служили священник Дмитрий Каменев и псаломщик Владимир Александров. Для проведения Литургии не нашлось ни одного подходящего строения, и верующие решили провести богослужение на ферме Федора Немирского. Выбрали красивый холм, на котором водрузили большой крест с надписью: «В память возвращения Галицких русинов к вере своих предков». В этот день к православной вере присоединились около 600 человек. Со временем местность проведения первой Божественной литургии была «переименована в Старый Восток в знак того, что они теперь стали истинными и православными чадами Востока», – так писал «Американский православный вестник» в 1899 году.
11 тысяч километров за 78 дней
Число переселенцев в Канаду с каждым годом росло, люди осваивали все новые земли. При этом верующими остро ощущалось отсутствие упорядоченной религиозной жизни, не хватало православных храмов и священнослужителей. Все эти нужды и неустроенность легли на плечи епископа Алеутского и Аляскинского Тихона (Беллавина), назначенного на эту должность в 1898 году. Североамериканская епархия была учреждена в 1870 году святителем Иннокентием, митрополитом Московским. Внушительная по своим размерам, она делилась на две части: Аляску с Алеутскими островами, где основную часть верующих составляли эскимосы, индейцы и алеуты, и Североамериканский континент, населенный православными, прибывшими из Европы. По предложению епископа Тихона епархия получила новое название – Североамериканская и Аляскинская (Алеутская), были выделены также два викариатства, разделенные по территориальному признаку: Аляскинское и Бруклинское. Прибыв на место своего нового служения, святитель Тихон предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Путь его проходил и по морю, и по суше, сопровождаемый опасностями как от диких зверей, так и от эпидемий, вспыхивающих у аборигенов. Объезжая свою огромную паству, Владыка преодолел 11 000 километров за 78 дней, посетив самые удаленные уголки епархии.
Первые храмы на Канадской земле
В 1900 году епископ Тихон по просьбе русин отправляет на постоянное служение в Канаду священника и псаломщика, а в 1901 году сам отправляется в путешествие по Северной Америке. Это было первое посещение православным архиереем приходов Канады.
Владыка прикладывал огромные усилия в деле распространения Православия и возвращения переселенцев к истинной вере. Во время этой поездки было учреждено Канадское благочиние, основано Братство во имя святителя Тихона Задонского. В мае 1901 года будущий патриарх посетил селение Старый Восток, где освятил во имя Живоначальной Троицы первый православный храм, рядом с местом проведения первой Божественной литургии. На торжественном богослужении присутствовали около пятисот человек, все, кто помогал возводить святыню.
Проповедовать истину Православия
В 1902 году настоятелем храма Живоначальной Троицы был назначен священник Михаил Скибинский, выпускник Холмской духовной семинарии. Епископ Тихон напутствовал его словами: «В Канаде предстоит тебе и другое великое и святое дело – проповедовать истину Православия; … за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассеялись, и блуждают, и достаются на съедение всякому зверю в поле (Иез. 34, 5-6). Пожалей же этих заблудших овец, собери их с разных стран, потерянных сыщи, угнанных возврати, раненных перевяжи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде».
Храм Живоначальной Троицы надолго стал центром религиозной жизни переселенцев, сюда за многие километры с отдаленных ферм приезжали верующие. Отец Михаил открыл для прихожан библиотеку с читальным залом, проводил уроки по основам православного вероучения. Судьба храма была непростой. Два пожара пришлось пережить ему, но каждый раз у прихожан находились силы и средства для восстановления.
В 1997 году состоялось торжественное празднование столетия со дня освящения храма. В честь этого праздника Патриарх Алексий II передал в дар приходу икону с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
Личная награда будущего Патриарха
Еще один храм, освященный епископом Тихоном, во имя святого апостола Иакова, брата Господня, расположен в 110 км от Эдмонда.
Приход организовали восемнадцать семей, эмигрировавших из Галичины и Буковины, отрекшихся от униатства еще в 1901 году. Строительство церкви было закончено в 1904 году. Организатором прихода, архитектором и строителем храма был Кондрат Шеремета. Святитель Тихон лично наградил его архиерейской грамотой за проделанную работу. Эта грамота до сих пор хранится в церкви.
В 1942 году храмовое здание отреставрировали, построили прочный бетонный фундамент. В 1998 году одним из активных прихожан были собственноручно изготовлены и пожертвованы храму деревянный иконостас и престол.
Храм святого апостола Иакова, сохранивший свой первоначальный вид до наших дней, является одним из самых старых в Канаде. Православная жизнь прихода, которую благословил епископ Тихон, продолжается и по сей день.
Просветитель Америки
За время служения в Северной Америке епископ Тихон объединил вокруг Православной Церкви коренных жителей континента и Аляски, эмигрантов из Европы и Азии общей численностью около полумиллиона человек. Было построено множество храмов, основана духовная семинария в Миннеаполисе (штат Миннесота), первый православный монастырь в Саус Канаан (штат Пенсильвания), приют для сирот, мужской Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании и женский Свято-Покровский в Спрингфилде (штат Вермонт). Возведен кафедральный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя Святителя Николая. Для облегчения понимания богослужения на английский язык был переведен Служебник. Огромную просветительскую роль играл ежемесячный журнал «Американский Православный Вестник», издаваемый на русском и английском языках. За время служения епископа Тихона к Православию присоединились 32 карпатскорусских прихода по всей территории Северной Америки, только на территории Канады число православных (верующих) увеличилось до 7000 человек. Десять лет миссионерского служения будущего Патриарха Московского и всея Руси укрепило позиции Русской Православной Церкви на американском континенте. Святителя Тихона до сих пор почитают как просветителя Северной Америки.
Татьяна Кашина