От срубленной Преподобным в лесу церквушки до величественного архитектурного ансамбля – путь длиной в шестьсот с лишним лет. И этот путь Лавра прошла вместе с Россией.
Как Сергий не устранился от тягот служения своему народу, так и обитель не осталась в стороне от судеб страны.
Превратившись в ХVI веке в неприступную крепость, она героически держала оборону от внешнего врага, при этом ни на секунду не прекращая молиться о победе над врагом внутренним – духовном.
Заслуги Лавры перед Отечеством хорошо известны и записаны на каменном обелиске, установленном на Соборной площади. Но есть еще одна и, возможно, главная заслуга обители перед Россией. Она стала средоточием духовной жизни страны и хранительницей сергиевского духа.
Лавра как богатейший монастырь России была собрана народной любовью. Кто медной монетой, а кто золотыми слитками вносил свою лепту в строительство и украшение обители. Со временем Свято-Троицкая Сергиева Лавра стала зримым воплощением благодарного народного чувства.
Вступив в пределы монастыря, мы попадаем в Дом Преподобного, где даже неподготовленное сердце чувствует радость встречи с Радонежским чудотворцем и замирает от неожиданного открытия: все это время он ждал именно тебя...
11 интересных фактов из истории Лавры
1. Строительство Успенского собора было закончено в 1585 году, но из-за долгой смуты на Руси он 100 лет простоял нерасписанным. В 1684 году 25 иконописцев взялись за работу и расписали весь храм всего за 100 дней.
2. В Успенском соборе можно увидеть редкую икону Святителя Николая «Скоропослушник». Ее появление связано с чудесной помощью святого во время осады монастыря польско-литовскими войсками.
В осажденной крепости разразилась эпидемия цинги, от которой умерли более 1000 человек. Защитники святыни обратились с молитвами к Николаю Чудотворцу и начали в Успенском храме строить скрытный придел во имя святого. Когда строительство закончилось, прекратился и мор от болезни.
3. В июле 1612 года, когда Дмитрий Пожарский стоял с войском в Ярославле и медлил с выступлением на Москву, к нему приехал келарь Лавры Авраамий Палицын и побудил князя к решительным действиям.
4. Когда казаки, долго не получавшие жалования, хотели отойти от Москвы, осажденной поляками, келарь Авраамий уговорил их остаться. Он пообещал казакам щедрое вознаграждение из сокровищницы Лавры. И сдержал свое обещание – несколько подвод, груженных дорогой утварью и тканями, подошли к Москве. Но многие, устыдившись, отказались от богатых даров: «Нешто мы не русские люди?»
5. В 1689 году монахи Свято-Троицкой обители спрятали юного Петра в Троицком храме, куда он бежал из Москвы от стрелецкого бунта. Стрельцы обыскали все церковные помещения, включая алтарь, но так и не нашли царя, который прятался в престоле.
6. В начале 1700-х годов, когда шла Северная война со Швецией, Петр I приказал каждому монастырю пожертвовать четверть всех своих колоколов для литья пушек. Один из колоколов Лавры хотели снять, но отложили дело до утра. А утром колокол пропал.
Сняли другой. От удара молотом он не раскололся, а начал сам по себе звонить – «глас от него был трое суток, день и нощь, непрестанно». Пропавший же колокол нашли через несколько дней за монастырской оградой в Келарском пруду.
7. Во время Северной войны со Швецией Лавра не только помогала русскому воинству деньгами, но и сама строила военные корабли для Петровской флотилии.
8. В 1812 году обитель чудом избежала разорения от французских захватчиков. Отряду, стоявшему в 40 километрах от монастыря, был отдан приказ идти на Лавру. Но, узнав, что Наполеон покинул Москву, командир развернул отряд на столицу, чтобы воссоединиться с главными силами армии.
9. В 1901 году, во время русско-японской войны, крейсер «Дмитрий Донской» геройски погиб в бою, а его храмовую икону – образ Дмитрия Солунского, на которой святой изображен в полный рост, – вынесло волнами к берегу. В 1948 году владыка Нестор привез икону из Китая и вручил ее Патриарху Алексию I, а тот передал святыню в Троице-Сергиеву лавру.
10. Во время Великой Отечественной войны, спасая сокровища Лавры, сотрудники музея вывезли в Соликамск не только бесценные экспонаты, но и мощи преподобного Сергия Радонежского.
11. Над росписью Серапионовой палаты, которая была осуществлена в 1949 году, работала женщина – иконописец Мария Николаевна Соколова (в иночестве монахиня Иулиания). Эти работы были выполнены на столь высоком уровне, что комиссия ЮНЕСКО, изучавшая наследие Лавры, приняла роспись за историческую и подтвердила значение монастыря как памятника культуры и искусства мирового значения.