Автомобильное путешествие к истокам российской государственности и древнейшим православным святыням Ладоги.
Первая столица
Старая Ладога – это даже не город, а большая деревня с населением около двух тысяч человек. Но именно этот населенный пункт стал отправной точкой нашей истории. Сюда в 861 году был приглашен на княжение Рюрик, ставший первым русским правителем, и Ладога, таким образом, получила статус столицы нового государства.
Правда, столицей она была недолго. Осознав, что город находится на окраине русских земель, Рюрик сделал своей главной резиденцией Великий Новгород.
За свою многовековую историю Старая Ладога неоднократно разрушалась шведами. Прошлись по городу смертельным вихрем и опричники Ивана Грозного, а в Смутное время он был почти полностью уничтожен поляками. Но окончательно «добил» город Петр Великий, когда в 1704 году в устье Волхова основал Новую Ладогу. Именно тогда Ладога стала Старой и превратилась в небольшой провинциальный городок…
В честь павших воинов
…Словно из-под земли вырастают на нашем пути купола. Это открывается взору Никольский монастырь – древнейший на Ладоге. Его основание связывают с именем Александра Невского. Здесь после победы на Чудском озере он велел похоронить павших воинов и заложить монастырь.
Чудом сохранившийся Никольский храм был построен еще в ХIII веке на месте церкви, в которой молился князь Александр. Монастырь восстанавливается, но происходит это очень медленно – у немногочисленной братии не хватает на это ни сил, ни денег.
Вот и старая крепость, многое повидавшая на своем веку, предстает перед нами в сильно порушенном виде. Мы поднимаемся на крепостную стену, чтобы сверху полюбоваться Георгиевской церковью – белокаменным храмом домонгольского периода, в котором, как говорят, сохранились удивительные фрески того времени.
Выезжая из города, не забываем оглянуться назад на многочисленные курганы, цепочкой протянувшиеся по берегу Волхова. В одном из них, по преданию, находится могила Вещего Олега. Ладога долгое время была родовым гнездом русских князей, и именно здесь похоронены многочисленные потомки Рюрика.
Здесь явилась Святая Троица
За всю историю человечества Бог лишь дважды открывался человеческому взору. Первый раз святому Аврааму у мамврийского дуба, а второй – преподобному Александру Свирскому. Это случилось на нашей – Русской Земле.
Преподобный Александр родился 15 июня 1448 года в Нижнем Новгороде. В 26 лет он тайно от родителей ушел в монастырь на Валаам. Однажды преподобный услышал голос Божией Матери, повелевшей идти ему на новое место. В тот же день Александр покинул остров и поселился на берегу Рощинского озера в глухих непроходимых лесах. 25 лет прожил отшельник в Свирской пустыни. В один из дней преподобному Александру было дано увидеть неизреченный божественный свет. Для него повторилось видение, бывшее некогда Аврааму. Явились три светлых ангела, изображавших Святую Троицу, и голос небесный сказал: «Не бойся, мужу желаний, яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь, и братию собереши, и обитель устроиши, яко благоволих тобою многие души спасти и в разум истины привести».
По благословению святой Троицы преподобный Александр построил Троицкий собор, положивший начало новому монастырю. Много учеников воспитал преподобный Александр. Много святых обителей основали они.
Мы прикладываемся к мощам святого и едем дальше.
Возрожденный из пепла
Сортавала долгое время находился в составе Финляндии и стал русским только в 1940 году прошлого века. Для паломников город примечателен прежде всего тем, что отсюда лежит самый короткий путь на Валаам, и пароходы с паломниками регулярно отправляются от городского причала в сторону монастыря.
Но наш путь лежит на остров Риеккалансаари, где на самом мысочке стоит церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Первый храм был построен здесь еще в XIII веке. Он не раз сжигался шведами, но вновь и вновь возрождался из пепла. Когда Сортавала стала русским, а точнее – советским городом, Никольская церковь разделила судьбу большинства православных святынь. Из нее вынесли все иконы и церковную утварь, сняли колокола. В 1944 году в храме устроили конюшню.
В начале 1990-х годов Никольский храм передали Русской Православной Церкви, и он стал подворьем Валаамского монастыря.
...Церковь Святителя Николая Чудотворца хорошо видна со стороны города. Мимо нее проплывают катера и корабли, идущие на Валаам. Николай Чудотворец благословляет всех путешествующих по Ладожскому озеру.
Покидая Сортавалу, мы успеваем заехать в горный парк Рускеала, чтобы взглянуть на Рускеальские водопады (здесь в 1972 году снимался фильм «А зори здесь тихие»), а также осмотреть мраморный карьер. Именно Рускеальский мрамор шел на облицовку Исаакиевского собора, отделку Казанского собора и Михайловского замка.
Корела: война за веру
Когда Новгородские земли вошли в состав Московского государства, Корела была вторым по величине городом Новгородской республики. Здесь активно развивались торговля, ремесла, строились новые храмы и монастыри. К середине XVI века в городе стояли пять монастырей (Никольский, Георгиевский, Иоанно-Предтеченский, Воскресенский и Троицкий) и четыре приходские церкви (Воскресенская, Спасская, Ильинская и Никольская).
Но для шведов православная Корела как бельмо на глазу, и они раз за разом атакуют город-крепость. В конце октября 1580 года главнокомандующий Понтус де Ла Гарди двинулся из Выборга на Корелу и 4 ноября шведы приступили к массированному обстрелу Спасского острова, на котором стоит крепость. Только когда весь город пылал в огне, он был сдан. Впервые за свою многовековую историю Корела на длительное время оказалась под чужеземной властью. Шведы взрывали православные храмы и из их останков возводили новые башни и стены. Они до основания разобрали три каменных монастыря Корельского уезда: Рождество-Богородичный на острове Коневец, Троицкий на Сенном острове и Георгиевскую обитель Федоровского посада.
Наступило Смутное время. Россия была вынуждена подписать унизительный договор со шведами, по которому Приладожская Карелия отходила к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и шведам пришлось силой оружия подчинять себе эти земли.
В сентябре 1610 года шведские войска осадили Корелу. В течение шести месяцев русский гарнизон под командованием воеводы Ивана Михайловича Пушкина и епископа Сильвестра сдерживал противника, но в марте 1611 года город был сдан и потерян для России.
Православная жизнь в Кореле фактически умерла. Кафедральный Воскресенский собор превращен в лютеранскую кирху. В эти годы репрессии против православных были, пожалуй, наиболее жестокими. Местное население подняло восстание, которое в шведских хрониках получило название «война за веру».
Лишь в 1710 году, в ходе Северной войны, Корела была окончательно освобождена от шведов. Говорят, Петр I был так на них зол, что повелел выгнать гарнизон из города без воинских почестей, а из оружия, отнятого у врага, выковать новые ворота для русской крепости Корела.
Владимир Ештокин
Фото автора
В блокнот паломнику:
Точки GPS
• Крепость Старая Ладога
59°59,767’ N 32°17,800’ E
• Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь
60°46,767’ N 33°19,000’ E
• Парк-отель «Дача Винтера»
61°39,133’ N 30°40,867’ E
• Горный парк «Рускеала»
61°56,683’ N 30°35,000’ E
• Крепость Корела
61°1,767’ N 30°7,367’ E