Разве можно допустить, чтобы в Светлый праздник Пасхи кто-то остался один на один со своей бедой или одиночеством? Чтобы радостный возглас: «Христос Воскресе!» остался без ответа?
Для христианина милосердие – такая же потребность души, как и молитва. Служить ближнему – это значит служить Богу. И нет способа лучше выразить свое отношение к великому празднику, чем по мере сил и возможности ТВОРИТЬ ДОБРО в пасхальные дни.
Раньше....
Так было заведено на Руси еще со времен ее крестителя – князя Владимира, про которого говорят, что он был «истинным отцом бедных». На княжеском дворе для нищих и сирот всегда находился кусок хлеба, нуждающимся подавали милостыню. Был и такой обычай: в пасхальные дни служивые люди разыскивали больных и престарелых, не имеющих сил добраться до княжеского двора, и снабжали их всем необходимым.
В Средние века устанавливается традиция раздачи царской милостыни накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников. Как следует из русских летописей, в первый день святой Пасхи государь отправлялся по тюрьмам и со словами: «Христос воскрес и для вас» одаривал заключенных подарками – «либо новой шубкой, либо рубашкой и присылал яства для разговения... Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две... да по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию».
Цари не приступали к пасхальной трапезе, не накормив нищих и заключенных. Уже в то время на государственном уровне решался вопрос о выделении средств на строительство богаделен и приютов. На эти цели из казны выделялись немалые деньги.
В дореволюционной России Пасху считали самым главным праздником в году. К нему готовились заранее и в Пасхальную седмицу с особой радостью занимались делами милосердия и благотворительности. В эти дни бедным раздавали продукты, освященные на Пасху, прощали долги малоимущим, оказывали помощь сиротам, вдовам и инвалидам войны.
Последний русский царь Николай II на следующий день после Пасхи всегда христосовался со своими солдатами, офицерами нижних чинов и прислугой. Государь был невысокого роста и, чтобы дотянуться до своих «гренадеров», вставал на цыпочки, а те с огромным уважением и деликатностью наклонялись к своему монарху.
Царское целование продолжалось более трех дней. За это время Государь одаривал своим вниманием более 10 000 человек. Эта традиция продолжалась даже в годы Первой мировой войны.