Крещение святого Владимира произошло в Херсонесе – крупнейшем городе древней Тавриды, расположенной на территории современного Крыма. Сегодня он – часть Русской земли.
Совет в Киев-граде
Все было у князя Владимира – все, чего ни пожелает человек, достигший зенита славы земной. Но неспокойно было у него на сердце: понимал мудрый правитель киевский, что пришла пора объединить народ русский, что не могут жрецы языческие, приносящие человеческие жертвы бесчувственным истуканам, сплотить племена враждующие. Новое крепкое звено, способное собрать всех воедино, нужно русичам – вера созидающая.
Крепко задумался князь Владимир, стал совет держать со своими боярами да старцами градскими. Перед главным выбором встала Русь. Прослышали о том проповедники иноземные и потянулись с речами сладкими в славный Киев-град.
«Пребывает там Бог с людьми»
Мудр был Владимир, мудр в бабку свою Ольгу: обстоятельно вопрошал и мусульман, и иудеев, и латинян, да зашлось сердце его лишь от речей монаха греческого, посланника константинопольского, а когда развернул тот перед очами князя полотно с изображением Страшного суда, закручинился князь, припомнив жизнь свою многомятежную.
Заронил крупицы истинной веры чернец в сердце правителя, да не таков был владыка, чтобы без долгого рассуждения да испытания отказаться от языческой веры. Призвал он мужей славных и умных и направил в земли разные, чтобы воочию увидели они, кто и как служит Богу. Воротились послы и рассказали, что лишь в Софии Константинопольской вознеслись они на небеса.
– Нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах.
Поход на Корсунь
Крепла уверенность в душе княжеской, но не мог грозный правитель киевский бить челом да смиренно просить о Крещении, давая власть над собою иноземцам. Решил он соблюсти титул княжеский да породниться с императорами константинопольскими.
Двинул князь походом на Корсунь, в древнюю Таврику, захватил Херсонес и потребовал руки принцессы порфирородной, сестры императоров константинопольских. А коль не выдадут – грозился с войском своим пожаловать лично.
Вспомнили императоры, как ходили предки Владимировы на Царьград, как просили византийцы Покрова Пресвятой Богородицы от полчищ русичей, предводимых Аскольдом и Диром, как прибил князь Олег щит на воротах Царьграда, потребовав дани.
– Как же отдать за язычника сестру нашу, воспитанную в вере христианской? – вопрошали послов императоры. – Не пристало порфирородной жить в поганстве. Должен князь принять святое Крещение, отречься от дел нечестивых, украситься делами праведности. Если покрестится, то и сестру получит, и Царство небесное, и с нами единоверен будет.
Только это и нужно было князю киевскому:
– Испытал я закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение. Шлите пресвитеров с сестрою вашею! Я приму Крещение прежде, чем сочетаюсь браком с добродетельной Анной.
Слепота Владимира
Стоит на крутом берегу морском князь киевский, но не видит кораблей, подгоняемых попутным ветром к берегам корсунским. Ослепли очи его, подернулись пеленой.
Вдруг зазвенели колокола в многочисленных храмах херсонесских, возвестили о прибытии царевны. Сошло на берег посольство, пресвитеры в золотых ризах, послы с богатыми дарами. Вышли корсунцы навстречу с поклоном и, введя Анну в город, посадили ее в палате.
Но не мог князь киевский видеть красоты невесты и великолепия убранства церковного, привезенного в дар. Закручинился Владимир, а царица послала к нему сказать: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись, князь, поскорее».
И молвил Владимир:
– Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский! – и повелел крестить себя.
Прозрение
Епископ Корсунский с пресвитерами, огласив, повели его под белы руки с благолепным пением, со свечами многими в баптистерий базилики. Далеко за пределы города полетел перезвон колоколов, возвещавших о начале Крещения Руси Киевской, будущей Святой земли Русской.
Возрадовалось воинство небесное, вознесся победный гимн в вечных обителях: новый оплот веры Христовой рождается на Земле – просветитель Руси, Владимир, погружается в купель крещенскую в славном городе Херсонесе.
И явил Господь чудо: с возложением рук на Владимира открылись очи его вместе с очами духовными, и увидел он красоту Горнего мира, и воспринял глубоко в сердце свет истинной веры: «Теперь узнал я истинного Бога».
И многие из дружинников, увидев это, крестились.
Крещение всея Руси
Возвратился в Киев Владимир-князь с женою своею, добродетельной Анной, и послал по всему городу глашатаев: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, нищий или раб, – будет мне врагом».
Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с церковниками корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа.
Вошли в воду и стояли там – одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев; пресвитеры же стоя совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле...
Приказал князь рубить церкви и ставить их на те места, где прежде были идолы. И в других городах стали ставить церкви, и приводили людей на Крещение по всем городам и селам.
Колыбель Русской Церкви
До сего дня стоит в руинах славный город Херсонес на Крымском полуострове с купелью княжеской крещальной. Отсюда пошла Святая Русь, давшая миру множество праведников и Божьих угодников. Объяла собою шестую часть суши, возвела столько церквей и святых обителей, сколько нигде больше и не увидишь. Сохранила веру Православную, когда, казалось, побеждала сила дьявольская, отвратив народ верный от Христа…
Крепнет Русь. Как встарь боронит Правду, не дает в обиду слабых. Собирает земли свои, щедро политые русской кровью...
Наталья Батраева
Фото автора