Приглашаем в поездку по окрестностям Лавры, где находится немало святынь, связанных с жизнью преподобного Сергия и его последователей. Посетить в один день несколько монастырей – задача не самая простая, но если путешествовать на автомобиле, то можно легко осуществить задуманное.
Радонеж
Современный Радонеж – это полтора десятка дворов, храм Преображения Господня XIX века, памятник преподобному Сергию работы скульптора Вячеслава Клыкова, древнее городище, относящееся к XV веку, и... знаменитые радонежские просторы.
Первый раз Радонеж упоминается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты, который решил отдать это село в удел своей жене с детьми. После смерти великой княгини Радонеж достался младшему сыну Ивана Даниловича – Андрею Серпуховскому. Тогда же селу присвоили статус города.
...По сути, Радонеж – вторая родина преподобного Сергия. В 1332 году сюда переселился отец будущего святого – боярин Кирилл, который к концу жизни «обнищал и впал в бедность». Здесь провел свои юношеские годы отрок Варфоломей. Здесь же окрепло его желание посвятить свою жизнь служению Богу.
Во времена Смуты Радонеж был разорен поляками, да так и не поднялся вновь. Разрушенный, малолюдный город в 1616 году отошел «в дом святые живоначальные Троицы преподобному чудотворцу Сергию в вотчину».
История города небогата событиями. В 1836–1842 годах здесь на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского и трапезной. А через сто пятьдесят лет, в 1989 году, этому историческому месту возвращено древнее название Радонеж.
Хотьково
Главная святыня обители – мощи святых преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского. В конце жизни родители Варфоломея – Кирилл и Мария – пожелали принять монашество и ушли в Покровский монастырь, который находился неподалеку от Радонежа, в селе Хотьково. Это был, как тогда говорили, мирской монастырь. Такие обители создавались для того, чтобы, по словам В. Ключевского, «обывателям было, где постричься в старости и при смерти “устроить душу” посмертным поминовением». Здесь же находили приют нищие и увечные, одинокие и престарелые крестьяне. Мирские монастыри находились в подчинении у волостной общины и были небогатыми.
В XIV веке Покровская обитель представляла собой такую картину: небольшая деревянная церковь, окруженная погостом, и несколько отдельно стоящих изб – келий для старцев и стариц. До 1504 года в монастыре были две общины – мужская и женская, затем осталась только женская. К тому времени в обители было уже две деревянные церкви и 16 монашеских келий.
В 1609 году монастырь был сожжен поляками, но уже в середине 1620-х годов был восстановлен вновь. До наших дней сохранился каменный храм, который в 1816 году возвели на месте деревянного. Это одно из самых старых сооружений Покровского монастыря.
Гефсиманский Черниговский скит
Гефсимания – место уединенного моления Иисуса Христа. В память об этом монахи-пустынники иногда называли свои скрытые от людских глаз скиты Гефсиманскими. Есть такой скит и неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры.
В середине ХIХ века вокруг монастыря еще были глухие леса, и в 1844 году несколько монахов удалились в лесную чащу, положив начало Гефсиманскому скиту. Спустя некоторое время московский юродивый Филиппушка, испросив разрешение на «копание погребка», начинает строить там подземную келью, наподобие киевских пещер. Четыре года трудился блаженный. Постепенно келья превратилась в большой храм с галереей, в которой располагались маленькие пещерки для монахов. Эти кельи были не более сажени в ширину и длину. Печек в них не предусматривалось, и зимой монахи грелись лишь своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной», – такими словами благословил рождение нового скита митрополит Филарет.
Старец Варнава
В 1857 году в скит пришел старец Варнава, который принял на себя послушание нести «крест наставничества народного». Богатые и бедные, знатные и самые простые люди стекались к нему со всех уголков страны. Старец никому не отказывал в помощи, ежедневно принимая до 1000 человек. В начале 1905 года отца Варнаву посетил царь Николай II со своим семейством. Великий старец уже тогда знал, какая судьба уготована Николаю. Множество его предсказаний сбылись с поразительной точностью.
Преподобный Варнава скончался в 1906 году и был похоронен в пещерной Иверской часовне, где при жизни часто молился. После обретения его мощей из могилы забил живоносный источник, который многим дает исцеление от различных недугов.
В 1997 году преподобный Варнава прославлен в лике святых.
Монахи и строители
В 1928 году безбожные власти закрыли последнюю церковь в Гефсиманском скиту. Братия разошлась кто куда. Чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм преподобного Сергия, что в Рогожской Ямской слободе.
В 1950-е годы Гефсиманский скит передали военному ведомству. Почти все его строения были взорваны, а на месте скитского кладбища построили многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. В Черниговском монастыре в советское время размещались различные учреждения: и тюрьма, и интернат для инвалидов войны, и склад Загорского горпромторга.
Однако в сентябре 1988 года был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. А через два года возобновилась монашеская жизнь в Черниговском скиту. Но до конца восстановить его постройки пока не удалось. Братия скита и по сей день наравне с рабочими трудится на строительных площадках обители.
Спасо-Вифанский монастырь
Наш путь лежит в Спасо-Вифанский монастырь. Он находится в четырех километрах от Лавры, на берегу речки Кончуры. В 1783–1787 годах митрополит Московский Платон строит здесь монастырь «для успокоения своея старости и для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры».
Преображенский собор, который возвели первым, поразил современников своим интерьером. Его нижняя церковь была освящена в честь Воскрешения Лазаря Четверодневного, а верхняя – в честь Преображения Господня. Престол этого храма был устроен на покрытом цветами искусственном холме, который символизировал собой гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к северным и южным дверям алтаря верхней церкви. Этот алтарь представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом в воспоминание о трех сеней, которые пожелал устроить на месте Преображения апостол Петр. У северных дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова. Пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную церковь, у алтаря которой были положены огромный рог носорога и китовые позвонки.
Одна из чтимых икон Лазаревской церкви – перламутровый образ Рождества Христова – была прислана митрополиту Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием.
Гроб преподобного
В 1786 году из Успенского собора Лавры в Вифанский монастырь был перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором до XVI века хранились мощи святого. Для этой святыни изготовили специальный футляр с серебряной крышкой. На ней было сделано несколько чеканных изображений: явление Божией Матери преподобному Сергию, Распятие с предстоящими Ангелами и моление преподобного Сергия с учениками.
После революции хранившийся в монастыре гроб преподобного Сергия передали Загорскому музею. В 1950 году святыню возвратили Церкви, в настоящее время она находится в Успенском соборе Лавры.
Вчера и сегодня
В 1918 году в монастырских стенах устроили трудовую артель: в храмах были оборудованы мастерские, где работали беспризорники. А в 30-х годах здесь разместили птицекомбинат и Птицеинститут. К началу 80-х годов было разрушено большинство монастырских построек, в том числе и уникальный Преображенский собор, на месте которого предполагалось поставить памятник Ленину. Захоронения лаврской братии были уничтожены, часть надгробных плит использовалась при постройке моста через пруд. На месте кладбища разбита детская площадка.
В 1998 году началось возрождение Вифанской обители. Почти заново построен Преображенский собор, в котором восстановлены интерьеры старого храма.
Владимир Ештокин
Фото автора