Бурные воды Ладоги дважды прибивали утлую лодку преподобного к Коневцу, спасая от гибели. Выйдя на берег, Арсений основал здесь святую обитель.
Благословение игумена
Обогнув маяк Владимирской бухты, монастырское судно берет курс на остров. Чем ближе к Коневцу, тем отчетливее на фоне зеленой стены леса видны монастырские строения: колокольня, голубые купола собора. И вот, миновав старую гавань, судно причаливает к берегу. От причала кленовая аллея ведет нас вверх, к святой обители, которая была заложена в конце ХIV века современником Сергия Радонежского преподобным Арсением.
...Будущий основатель монастыря до 20 лет жил в Великом Новгороде и занимался изготовлением медной посуды. Но мирская жизнь была ему не по душе. Юноша рано понял, что его единственное призвание – служить Богу и при первой возможности ушел в Лисогорскую обитель, где принял постриг с именем Арсений.
Спустя одиннадцать лет преподобный задумал идти на Афон и в течение трех лет пребывал там в трудах и молитве. Когда пришло время возвращаться в родные края, игумен Иоанн благословил Арсения иконой Божией Матери, которая впоследствии стала называться Коневской. В руках Иисуса на ней не свиток, как мы привыкли видеть, а белый голубь.
Первая святыня
В северных русских землях Арсений стал искать уединенное место, чтобы основать монастырь во имя Пресвятой Богородицы. И это место ему было указано свыше. Так случилось, что бурные воды Ладоги дважды прибивали лодку преподобного к острову Коневец. Могло ли это быть простой случайностью? Выйдя на берег, Арсений поднялся на гору, где и поставил свою первую келью, а в 1398 году преподобный основал здесь церковь во имя Рождества Божией Матери. Тогда же к нему стала стекаться братия.
Первоначально монастырь располагался гораздо ниже – на самом берегу (сейчас здесь находится скит Коневской иконы Божией Матери). Но в 1421 году случилось сильное наводнение, и монахи перенесли монастырь на нынешнее место.
Сто лет забвения
Коневский монастырь стал одной из самых значимых обителей Русского Севера. И даже после смерти преподобного Арсения он продолжал процветать и развиваться. Но в начале ХVII века особенности географического расположения острова внесли существенные коррективы в размеренную жизнь монастыря. Близость к границе со Швецией, проводившей враждебную по отношению к России политику, сделала обитель заложницей военного конфликта. В 1610 году Коневец отошел Швеции, и наша страна на сто с лишним лет лишилась острова.
Только в 1709 году Петр I в Полтавском сражении отвоевал эту территорию у шведов. А вскоре по его указу знаменитая на всю Россию обитель была восстановлена. В течение следующих двух столетий монастырь строился и украшался.
В стенах обители
Монастырский комплекс, дошедший до наших дней, был построен в первой половине XIX века. Его духовная и архитектурная доминанта – величественный собор Рождества Пресвятой Богородицы, чьи высокие купола мы видели с воды.
Здесь хранятся святые мощи преподобного Арсения Коневского, которые были обретены в 1991 году, и список с афонского чудотворного образа (сама же икона находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии).
Примечательно, что проект монастыря, присланный из Санкт-Петербурга, старцы не одобрили. Один из насельников, иеромонах Сильвестр, творчески его переработал – и вот перед нами двухэтажный храм с массивными апсидами и барабанами. Под стать ему – внушительная трехярусная колокольня, на которую обязательно надо подняться, чтобы полюбоваться панорамой Ладожского озера и пышной зеленью коневских лесов.
Монастырь как военный объект
После 1917 года монашеская жизнь на острове не пресеклась, поскольку после распада Российской империи остров оказался на территории Финляндии. Финны не препятствовали богослужебной жизни русских насельников. Более того, после окончания советско-финской войны позволили монахам эвакуироваться на материк. Так чудотворный Коневский образ оказался в Финляндии.
После победы СССР в Великой Отечественной войне Коневец снова отошел России. Однако иноческая жизнь в стенах обители не возродилась – остров стал засекреченным военным объектом. Лишь через полвека, в конце 80-х годов Рождество-Богородичный монастырь был передан Церкви.
Казанский скит
От монастырских стен дорога широкой просекой углубляется в сосновый бор. Справа на его фоне мы видим силуэт удивительной по красоте деревянной часовни во имя Успения Божией Матери. Часовня была построена в 1899 году – там, где, по преданию, любил отдыхать и молиться преподобный Арсений.
Лес закончился. Теперь дорога ведет нас на вершину Святой горы, где старцу Иоакиму, ученику преподобного Арсения, явилась Богородица. Здесь сохранилась самая старая каменная постройка острова – Казанский скит, устроенный в 1794 году.
Слева от него небольшая деревянная часовня, возведенная на месте первой кельи преподобного старца. В советские годы ее обезглавили и перенесли на пристань в качестве караульной будки. Только в 1991 году часовню вернули на свое историческое место.
Конь-камень
Дорога здесь заканчивается, однако влево уходит тропинка, которая, петляя по холму, исчезает в зарослях леса. По ней мы подходим к северному склону Святой горы. У ее подножия лежит огромный валун высотой 5 метров, форма которого напоминает череп лошади. Именно этот камень дал название острову.
Спустившись вниз по каменным ступеням, мы подходим к знаменитой часовне на Конь-камне. Она была воздвигнута после того, как преподобный Арсений изгнал злых духов, обитавших, по преданию, под валуном, – ведь в течение долгого времени этот камень был языческим капищем.
Змеиная гора
От Конь-камня можно дойти до Змеиной горы. Пусть вас не пугает это устрашающее название: никаких змей на Коневце не водится, а гора так названа благодаря своей необычной извилистой форме. Это место примечательно тем, что здесь иночествовал известный в свое время Зосима (Верховский), которого считают прототипом старца из произведения «Братья Карамазовы» Федора Достоевского.
Теперь мы возвращаемся назад, на пристань. Из местных достопримечательностей еще заслуживает внимания старинная монастырская гостиница, которая находится недалеко от причала. В ней останавливались Николай Лесков, Владимир Немирович-Данченко, Федор Тютчев, Дмитрий Менделеев и даже Александр Дюма, путешествовавший по России.
В блокнот паломнику:
Дорога до Коневца неблизкая. С Финляндского вокзала Санкт-Петербурга надо доехать на электричке до станции Громово. Оттуда автобусом или на такси – до бухты Владимировка.
Если вы путешествуете на автомобиле, то здесь можно оставить свой личный автотранспорт.
Дальше добираемся по воде на монастырском катере, расписание можно узнать в паломнической службе монастыря (см. ниже), либо на частной лодке – так быстрее и удобней.
Зимой можно дойти до обители на лыжах по льду озера – остров отделяет от земли всего 5 км. Правда, заночевать будет негде – монастырская гостиница работает только в летнее время.
Посещать северную часть острова не рекомендуется – там расположен филиал исследовательского центра, а в бухте затоплены военные корабли, участвовавшие в секретном проекте «Направление–15».
Федор Дядичев, фото автора