Ровно десять лет назад, в июле 2004 года, из Иерусалима в Россию привозили мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.
Акция, которую организовал Фонд Андрея Первозванного, была беспрецедентна по своим масштабам. Более семи месяцев святыни пребывали на Российской земле и за это время им смогли поклониться свыше 7 миллионов человек – жителей 79 городов России и ближнего зарубежья: Азербайджана, Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии.
Долгожданное возвращение
Когда-то эти святыни проделали долгий и трудный путь: из Алапаевска их привезли во Владивосток, затем – в Китай и после долгих переездов они оказались в Иерусалиме. А в 2004 году святые мощи, наконец, вернулись в Россию.
Несколько дней они находились в Москве, затем на самолете отправились в Якутск и на Дальний Восток. И уже из Владивостока ковчеги с мощами тронулись в путь через всю страну. Для этой поездки миссионерский отдел Русской Православной Церкви предоставил храм-вагон, освященный в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».
Перед тем как вывезти мощи из монастыря в Иерусалиме, российской стороне выдвинули ряд требований: их надо было застраховать, точно указать, куда святыни везут и сколько времени они будут находиться в каждой точке маршрута. И главное условие: их обязательно должен сопровождать представитель Зарубежной Церкви. Им стал епископ Бостонский Михаил.
На самом высоком уровне
Русскую Православную Церковь представлял протоиерей Сергий Попов – заместитель председателя миссионерского отдела Патриархии и советник президента Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина. Отец Сергий вспоминает, как непросто было договориться о том, чтобы привезти эти святыни в Россию. Они принадлежали Русской Православной Зарубежной Церкви, с которой в то время у нас только начинали налаживаться отношения. И прорыв в этих отношениях сделал президент Владимир Путин.
В начале 2000-х годов он два раза встречался в Америке с главой Русской Православной Церкви за рубежом – митрополитом Лавром и предлагал ему посетить Россию. И после второго официального приглашения владыка Лавр приехал в Москву. В это время Фонд апостола Андрея Первозванного начал переговоры о том, чтобы чтимые мощи великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары провезти по всей России.
– В то время это были единственные мощи святых, прославленных в Русской Зарубежной Церкви, – рассказывает отец Сергий. – Конечно, церковным иерархам было непросто решиться отдать их нам, да еще на такое длительное время. Помню, как плакали монахини в Иерусалиме, когда мощи готовились к отправке в Россию. Создавалось впечатление, что они отдают святыню чуть ли не на поругание, в какую-то безбожную страшную страну.
Тот же владыка Михаил был очень негативно настроен по отношению к нашей стране. Но по мере того как мы продвигались по российской территории, я видел, как менялись его представления о нас.
Сближение
И повлиял на взгляды владыки наш российский народ. Епископ Михаил видел, как тысячи людей встречают поезд и идут крестным ходом по тому же Иркутску или Благовещенску. В каждом городе свершались торжественные богослужения.
И даже на полустанках у храма-вагона неожиданно собирались большие группы людей. Местные батюшки рассказывали своим прихожанам о святынях, и люди шли пешком 15–20 километров, чтобы приложиться к мощам. Но поезд стоит всего две минуты, за это время все желающие не успеют даже войти в храм-вагон. И отец Сергий спешно выносил ковчежец к людям, чтобы те быстро подходили к мощам.
– Перед епископом Михаилом прошла огромная масса простых людей, для которых проблема разделения Церкви вообще не существовала. Они даже не понимали, что такое Зарубежная Церковь. Вот они – святые мощи, и к ним надо приложиться. А к владыке шли под благословение, воспринимая его как родного человека, который привез к ним святыню.
Самое же главное чудо, которое происходило тогда на наших глазах, – это сближение двух Церквей, которое стало возможно благодаря этой миссионерской поездке. Святые мощи великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары несли с собой мир и благодать.
По земле, по воде и по воздуху
Святыни передвигались по стране в двух ковчегах. Один, более крупный, привозили в большой город и ставили в центральном соборе. А второй – малый ковчег – отправляли в труднодоступные районы, откуда людям трудно было выбраться в областной центр. При этом использовался самый разный транспорт: автомобиль, вертолет, теплоход.
Святыни привозили в детские дома, больницы, дома престарелых и даже в места лишения свободы. Под Иркутском есть зона, где отбывающие наказание создали свою церковную общину, построили небольшой храм. Там тоже побывали святые мощи. И заключенные все как один к ним приложились.
Интересуюсь у отца Сергия о чудесах, которые нередко случаются по молитвам у святыни.
– Удивительных событий было не мало. Когда мы приехали в Иркутск, местный архиепископ Вадим встал с одра болезни и служил, хотя не верил, что сможет это сделать. Ведь он почти не поднимался с постели в течение нескольких месяцев после тяжелой болезни и операции.
Однако было бы, наверное, неправильно принесение мощей такой удивительной святой связывать лишь с ожиданием чуда – помоги, исцели. Для нас было важно, чтобы человек осознал себя в масштабе этой удивительной личности, вспомнил о ее жизни, трудах, подвиге, о ее ангельском характере. Чтобы для многих она стала образцом для подражания, примером духовных усилий.
Елена Светлаева