Что мы знаем про современную Албанию? Практически ничего. Исламские террористы, торговля людьми, нищета и полная изоляция. На самом деле все обстоит несколько иначе.
Люди на территории Албании жили с незапамятных времен. Древние иллирийцы, а именно так назывался этот народ в античности, поочередно входили в состав Македонской, Римской и Византийской империй. Благодаря влиянию последней среди местного населения стало распространяться Православие. Только в 1368 году князь Карл Топия создал первое этническое княжество, которое вскоре все же потеряло независимость – удобные торговые пути вдоль Адриатического моря стали ареной конфликта между османами и венецианцами. В итоге верх взяли турки, и на некогда православной земле появился ислам.
В начале XV века большинство районов Албании было покорено Османской империей или признало вассальную зависимость от нее. Однако албанцы продолжали сопротивляться турецкому владычеству. Национальный герой страны Георгий Кастриоти, прозванный Скандербергом, в 1443 году изгнал турок из своих родовых владений и поставил под свой контроль значительные территории страны. Он успешно отразил карательные походы двух турецких султанов. Лишь в 1479 году османам удалось установить полное господство над Албанией. Вновь независимой страна стала только в начале XX века.
На Бератском Соборе 1922 года была провозглашена автокефалия Албанской Православной Церкви, которую спустя пятнадцать лет признал Константинопольский Патриархат.
Век богоборчества
В 1939 году Албания была оккупирована армией Муссолини и включена в состав Италии. За этим последовали попытки подчинить православное население власти Римского понтифика через унию, в южных районах страны активизировались миссионеры католических орденов.
После Второй мировой войны власть перешла в руки коммунистической партии, которую возглавил Энвер Ходжа, кумиром которого был Иосиф Сталин. После развенчания культа личности в СССР Албания постепенно порвала отношения со всем миром, превратившись в феодальное княжество. В 1967 году вдобавок к международной изоляции диктатор запретил любое вероисповедание и объявил Албанию первой в мире страной победившего атеизма. Почти все храмы и мечети были разрушены, многие священнослужители приняли мученическую смерть, в том числе архиепископ Виссарион и викарный епископ Аполлонийский Ириней. Гонения на веру продолжались до начала 1990-х, пока не пал коммунистический режим. Началось возрождение церковной жизни. К тому времени весь епископат Албанской Церкви был уничтожен. Поэтому Константинопольский Патриарх назначил митрополита Анастасия (Янулатоса) Патриаршим экзархом в Албании. 24 июня 1992 года он был избран Священным Синодом Албанской Православной Церкви архиепископом Тираны и всей Албании. За прошедшие годы Владыка проделал гигантский труд – было построено 150 новых храмов, отреставрировано около 60 монастырей и 160 древних церквей, число православных достигло почти 40% населения – примерно столько же, сколько было до Второй мировой войны.
Ломая стереотипы
Одним из древнейших центров Православия в Албании всегда был затерянный в горах Берат. Город основан почти 2500 лет назад местными иллирийцами. Он много раз менял хозяев и названия – эллинский Антипатрея, византийский Пульхериополис, болгарский Белиград.
Современный Берат – настоящий город-музей, где сохранилось больше 200 памятников архитектуры, включая древние храмы и мощную крепость XIII века. Это одно из немногих мест на свете, где на главной площади мирно соседствуют новый православный собор и древняя мечеть и где сначала слышен колокольный звон, а затем пение муэдзина.
Местные жители ломают все стереотипы о «кровожадных» албанцах. Добрые, приветливые и очень гостеприимные. Найти жилье в старом городе не составит проблемы – около вокзала всегда много местных жителей, которые, как на черноморских курортах, сдают свои дома туристам.
Крепость
Осмотр города начните с древней крепости, к ней ведет мощеная дорога XIII века. Десять минут вверх по крутому склону, и вы у входа. На въездной башне из красного кирпича выложен православный крест – здесь сохранилось девять старинных храмов, древнейшему из которых более 800 лет. Пройдя центральную площадь, движемся в сторону цитадели и Троицкой церкви – визитной карточки Берата. Она возведена в XIV веке в форме креста и никогда не перестраивалась. Здесь сохранились чудесные фрески, чтобы их увидеть, надо договариваться с администрацией музейного комплекса.
По левой стороне – жилые домики и памятник первому христианскому императору Константину рядом с храмом, посвященным святому и его матери, равноапостольной Елене. Храмы в крепости трудно отличить от обычных домов, сделать это помогут знания византийской архитектуры и схемы, развешанные вдоль пути.
В самом центре крепости стоит Никольский собор, отреставрированный и превращенный в музей. Здесь сохранились фрески XVI века албанского художника Онуфри.
Спустившись с холма, можно перейти по мосту в другую часть города, где находится действующий храм святого Томаса (Фомы), расположенный в христианском квартале.
Другое измерение
Когда гуляешь по крепости, возникает ощущение, что ты перенесся в прошлое. Сегодня здесь, как и сотни лет назад, живут обычные люди, по улицам разъезжают конные повозки, гуляют овцы и куры. Если повезет, албанцы могут позвать к себе на обед. Еда очень вкусная, а размеры порции тушеного мяса поражают воображение. За небольшие деньги можно перекусить в кафе. Однако лучше всего купить бутылку местного вина, лепешку и шашлык, а затем отправиться на пикник за город. Если вы окажетесь в Берате в мае, то после наступления темноты город засветится миллионами живых огоньков, зажженных светлячками, – редкое зрелище для наших краев.
Равноапостольный Косма Этолийский
Родившийся в 1714 году в глухой горной деревушке на западе Греции юный Констас (имя при рождении) до 20 лет не знал грамоты. Только повзрослев, он начал учиться у местных священников, а затем отправился на Афон. Он окончил духовную академию и в обители Филофей принял постриг с именем Косма. Однако свое призвание он видел не в монастырской жизни, а в миссионерстве. Отправившись в Константинополь, Косма получил благословение на миссионерское служение и просвещение от Патриарха Серафима II. Путешествуя по Балканам, которые находились под османским владычеством, он открыл более 200 начальных школ, прочитал тысячи проповедей и обратил в Православие большое количество людей, в том числе немало мусульман. Во время своих странствий он часто говорил: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома …более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».
Проповеди святого Космы собирали тысячи людей, зачастую он произносил их в чистом поле. Вбив деревянный крест в землю, Косма вставал на скамью и часами говорил с людьми. После его ухода крест оставался, и это место становилось почитаемым у местных жителей.
В конце жизненного пути святой подвизался в Албании. Косма требовал от православных прекращения торговли по воскресным дням, предлагая перенести ее на субботу, чем вызвал недовольство местных купцов-иудеев. По одной из версий, подкупленные ими солдаты схватили Косму, осудили его как русского шпиона, ратующего за независимость Греции, и повесили в селе Коликантаси близ Берата. Правитель Албании Али-паша Тепеленский, лично знакомый с Космой, приказал построить храм на месте его кончины.
Федор Дядичев,
фото автора