Крестовые сестры

Архив статей

Крестовые сестры

Жизнь возрожденной Марфо-Мариинской обители в XXI веке течет так же, как и при святой основательнице, в молитвах и заботах о ближних.

 

Жизнь возрожденной Марфо-Мариинской обители в XXI веке течет так же, как и при святой основательнице, в молитвах и заботах о ближних.

 

Cтрогий отбор

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова принимала в обитель женщин, желающих служить ближним. Условия были такие: возраст от 21 до 40 лет, не замужем, физическое здоровье, отсутствие малолетних детей. Хотя сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, основное внимание было акцентировано на служении Богу через служение ближним. Все обеты давались на определенный срок, после которого сестры могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Некоторые из них по желанию принимали затем монашество.

 

Попасть в число сестер обители довольно сложно: отбор строгий Попасть в число сестер обители довольно сложно: отбор строгий.

 

«Ограничение по возрасту и здоровью, установленное преподобномученицей Елизаветой, было обусловлено тем, что труд сестры милосердия очень тяжел, – поясняет настоятельница Марфо-Мариинской обители монахиня Елизавета (Позднякова). – Например, приходится поднимать лежачих больных. Но сегодня мы сохранили только нижнюю планку: принимаем не состоящих в браке женщин не моложе 20 лет, не имеющих маленьких детей или детей-инвалидов. А вот женщины за 50 в наше время еще часто достаточно крепки и могут послужить ближнему: изменились и условия жизни, и уровень медицины».

«Белые» и «черные» сестры живут бок о бок. Всего сейчас 29 сестер, из них шесть живут в скитах и на подворье.

«Каждая сестра при поступлении в обитель определяется, какое служение она хотела бы нести. В зависимости от этого – разные критерии приема. Для монашествующих нет верхнего ограничения по возрасту. Для тех и других главное при приеме – собеседование, на котором мы пытаемся определить, хочет ли женщина славы сестры милосердия или она на самом деле пришла служить Богу, готова ли она слушаться. Попасть в число сестер обители довольно сложно: отбор строгий».

 

Каждая сестра при поступлении в обитель определяется, какое служение она хотела бы нести. В зависимости от этого – разные критерии приема. Для монашествующих нет верхнего ограничения по возра Каждая сестра при поступлении в обитель определяется, какое служение она хотела бы нести.

 

Существует ли та «слава сестры милосердия», о которой говорит матушка настоятельница? Казалось бы, современный мир не только не превозносит этих тружениц, а вообще не вспоминает о них, пока не захочет передать им на руки какого-нибудь бездомного инвалида. Но бывает, что женщина или девушка, начитавшись книг, приходит с романтическими представлениями о своем предназначении, однако без готовности к ежедневной работе.

 

Будничный труд

Устав Марфо-Мариинской обители не менялся со времен святой основательницы: все сестры живут по общежительному уставу, «белые» сестры милосердия – практически по тому порядку, который составила Великая княгиня, а у монашествующих устав несколько строже. У любой сестры день начинается с молитвы, причем все свободные от неотложных дел насельницы ежедневно присутствуют на Литургии.

 

Группа дневного пребывания для детей с ДЦП Группа дневного пребывания для детей с ДЦП.

 

Различаются послушания «белых» и «черных» сестер. Монахини трудятся в храме, читают и поют на клиросе, выполняют административные и хозяйственные обязанности, возделывают сад, ведут экскурсии по обители, по очереди работают на кухне и в трапезной. Нужно работать в прачечной, обновлять сайт обители, звонить в колокола.  Дело сестер милосердия – патронажная служба (они выезжают из обители к нуждающимся подопечным), хоспис и другие социальные проекты.

Некоторые проекты Марфо-Мариинской обители работают при тесном сотрудничестве с православной службой помощи «Милосердие»: детский паллиативный центр (хоспис), Елизаветинский детский дом, группа дневного пребывания для детей с ДЦП, служба работы с просителями, попавшими в трудную ситуацию. Есть детская выездная паллиативная служба, обслуживающая около 70 семей на дому. Она оказывает помощь детям с тяжелыми и прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями. На базе медицинского центра действует проект помощи больным боковым амиотрофическим склерозом. В православной гимназии при обители учатся 220 детей.

 

Елизаветинский детский дом Елизаветинский детский дом

 

В обители расфасовывают продуктовые наборы для нуждающихся, сюда можно пожертвовать продукты.

«Большинство сотрудников, занятых в социальных проектах, в медицинском центре, в детском саду – люди, работающие за пусть небольшую, но зарплату, в том числе со специальным образованием. Немало и добровольцев, помогающих бесплатно. В некоторых проектах заняты и сестры: например, ухаживают за детьми в хосписе, – рассказывает матушка Елизавета (Позднякова). – Сестра руководит центром семейного устройства: там люди готовятся стать приемными родителями. Если в приют поступает новая девочка, ее встречает сестра обители и проводит с ней первые недели, помогая адаптироваться. Сестры помогают везде, где нужна помощь, но их мало, а сотрудников в десять раз больше, около трехсот».

Сестры милосердия Марфо-Мариинской обители проходят курсы профессионального ухода за больными, а также изучают богословские дисциплины. Каждый вечер завершается в храме: для «белых» сестер – вечернее правило, для «черных» – те богослужения по церковному уставу, которые не совершают в обычных приходских храмах. Затем сестры обходят территорию обители крестным ходом.

 

Не приписывать себе особых подвигов

Каждое утро все сестры молятся перед мощами святой Елизаветы, и все, включая настоятельницу, считают себя лишь ее послушницами. Она по-прежнему управляет жизнью обители, и это вдохновляет и живущих здесь, и приходящих за помощью. У мощей святой совершаются чудеса: исцеления больных, дарование веры, примирение враждующих.

«Главное – не приписывать себе особых подвигов, даже если служение тяжелое и сестра очень устает. Хотя такое искушение, конечно, бывает, – делится настоятельница обители. – Сестры постоянно видят очень много человеческого горя, это нелегко, но все хотят через это служение подготовиться к самому главному – встрече с Христом».

 

На благотворительном празднике «Белый цветок» На благотворительном празднике «Белый цветок».

 

Тяжело не на хозяйстве – тяжелее всего бороться с собой, вовремя взять себя в руки. Бывает, сестры устанут за день, а на ночь глядя придет какая-нибудь семья. Дети малые, ночевать негде, неделю жили на вокзале, документы украли.

Сейчас, например, увеличилось количество беженцев с Украины. И сестры, как бы они ни устали, как бы плохо себя ни чувствовали, должны помочь.

«Сестры всегда должны быть готовы, как на войне. Это не легко, а бывает и очень тяжело, но каждая знает, сколько утешения и радости приносит этот труд», – говорит настоятельница.

Несмотря на то что обитель расположена в центре города, здесь всегда тихо. Люди приходят в цветущий сад гулять с детьми и удивляются, как возможен столь тихий оазис в мегаполисе.

 

Юбилей

В 2014 году совпали две памятные даты: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 150-летие со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны. Она всегда очень почитала преподобного Сергия, бывшего покровителем ее супруга. Так получилось, что именно день памяти преподобного – 18 июля – стал днем мученической кончины великой княгини.

 

Патриарх Кирилл на празднике «Белый цветок» в 2014 году Патриарх Кирилл на празднике «Белый цветок» в 2014 году.

 

В преддверии дня рождения великой княгини в стенах обители прошли научно-историческая конференция и различные выставки. Также к ее юбилею приурочили начало работы новых проектов: фасовки обедов для малообеспеченных граждан, детского хосписа и богадельни.

В юбилейный год обитель получила статус ставропигиального монастыря – это значит, что она подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. При этом в жизни обители кардинально ничего не изменится: сохранятся все особенности уклада, «белые» сестры милосердия продолжат жить в ее ограде.

 

Помочь может каждый

Разумеется, 30 сестер и даже 300 сотрудников не в состоянии помочь всем. Но каждый из нас может внести свою лепту. Например, сейчас собираются средства на расширение детского садика для детей с ДЦП. Это место, где родители, имеющие тяжело больных деток, могут оставить их на целый день, здесь с ними бесплатно занимаются воспитатели, психологи и логопеды. Их учат ориентироваться в окружающем мире, общаться. Ведь кроме медицинской реабилитации, которую получить все же проще, ребенку очень важно развиваться как личности. Детский садик в стенах обители очень маленький и не может принять всех желающих, очередь около 160 семей. По ходатайству Святейшего Патриарха Кирилла Правительство Москвы выделило здание, но оно очень ветхое. Ремонт обойдется более чем в 20 млн рублей.

Сердца сестер, конечно, всегда более всего устремляются туда, где возникают трудности. Например, сейчас тревожно за «детскую дачу» в Севастополе, где уже четвертый год организуется летний лагерь для семей с детьми-инвалидами. В прошлом году там удалось отдохнуть 169 семьям, а в этом году из-за сложной ситуации на Украине летний отдых и реабилитация мам и их детей под угрозой. В лагере отдыхают дети с такими заболеваниями, как ДЦП, буллезный эпидермолиз, мукополисахаридоз, а также воспитанницы православного Елизаветинского детского дома при обители и дети из многодетных малоимущих семей.

Реквизиты этих и других проектов всегда можно найти на сайтах www.miloserdie.ru и www.mmom.ru  и перечислить пожертвование.

Можно помочь и по-другому. Дважды в месяц необходимо фасовать продукты для раздачи бедным. Человек, который хочет помогать детскому садику, может не иметь образования, но должен иметь доброе сердце и желание слушаться. Его обучат, и он сможет профессионально ухаживать за ребенком и заниматься с ним. Нужны добровольцы и в других проектах: можно выбрать себе дело по силам.

 

Марфа и Мария Марфа и Мария

Тропарь Марфе и Марии, сестрам Лазаря Четверодневного

Праведнаго Лазаря боголюбивыя сестры, Марфо и Марие преславныя, чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте, мироносиц вземша чин, и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте: сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго со ангелы и всеми святыми славно царствуете. Умолите, Егоже возлюбили есте, и нам грешным в вере и любви Христове утвердитися и Царствия Небеснаго сподобитися.

 

В блокнот паломнику:

 

Марфо-Мариинская обитель

Адрес: 109017, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 34.

Тел.: 8 (495) 951-11-39.

Сайт: www.mmom.ru

Эл. почта: mail@mmom.ru

Консервы, крупы, чай, сахар принимают в любой будний день с 9.00 до 17.00 и по субботам с 12.00 до 16.00.

Служба «Милосердие»: 8 (495) 972-97-02.

 

Александра Сопова

Фото Владимира Ештокина и Олега Серебрянского

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.