Когда-то казачий атаман Ермак завоевал Сибирь, открыв русским путь к сокровищам Урала. Приходя на новые земли, наши предки первым делом возводили храм или монастырь, вокруг которых вырастали города. Мы решили пройти по легендарной «дороге за Камень» и прикоснуться к святыням этих суровых и красивых мест.
Первая часть нашей экспедиции пролегла через Северный путь к Уралу. Он возник во второй половине ХVII века, когда особенно активно осваивались эти земли. Великий Устюг стал самой северной точкой на нашем маршруте.
Этот небольшой тихий город многим сегодня известен как вотчина Деда Мороза. Но у него была и другая слава. В ХIV веке Устюг имел важное военное значение, так как служил опорным пунктом ростово-суздальских князей в их войне с новгородцами. Позже Устюг окончательно вошел в состав Московского царства и потерял свое военное значение. Но благодаря выгодному географическому положению стал одним из крупнейших торговых и ремесленных центров России, напрямую торговавших с Европой. И даже был включен в список «опричных» городов. Тогда-то он и получил горделивую приставку к имени – Великий.
Чернью по серебру
Из-за границы сюда везут олово, свинец, медь, серебряные и золоченые кубки, английские сукна, шелковые ткани, а на запад отсюда уходили караваны с золотом, серебром, мехами, посудой, котлами и другими товарами, в которых нуждались европейские страны. Как это часто случалось, вместе с бурной торговлей развивались и художественные ремесла. Многоцветная эмаль и изразцы, резьба и роспись по дереву, кованое и узорное железо принесли Великому Устюгу заслуженную и долгую славу. Но наиболее яркую страницу в историю русского декоративного искусства вписали местные мастера чернения по серебру – украшения серебряных изделий тонкими изящными орнаментами, наведенными чернью.
Под влиянием устюжских мастеров искусство черни быстро достигло своего расцвета и уже во второй половине XVIII века стало успешно развиваться в Тобольске, Вятке, Архангельске и Вологде. Это один из немногих древних устюжских промыслов, который дожил до наших дней.
Начальник святой обители
Но до того как стать крупным торговым местом, Устюг несколько веков развивался как духовный центр Русского Севера. В исторической части города сохранилось 28 храмов. Здесь родились, жили и прославились больше десяти русских святых. Самые известные из них: преподобный Киприан Устюжский и блаженный Прокопий.
Прежде чем стать монахом, Киприан был богатым землевладельцем в Устюжской волости. Но оставив мирские блага, принял монашеский постриг с именем Киприан в Троице-Гледенском монастыре, что в нескольких километрах от Устюга. Жители недавно основанного города Устюга попросили Киприана устроить обитель и в их городе. Монах, обойдя город и осмотрев местность, выбрал невысокий холм у семи небольших озер и сначала поставил келью, а с 1212 года начал строить обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь во имя Архистратига Михаила. Жители Устюга, видя праведные труды подвижника, приносили ему все необходимое для устройства обители, и многие стали подвизаться вместе с преподобным Киприаном, который с радостью и любовью принимал всех. Так была заложена Михайло-Архангельская обитель – первый монастырь на Русском Севере. В XV–XVI веках монастырь был надежной крепостью для устюжан. С его возникновением началось развитие города на левой стороне реки Сухоны.
Святая обитель возрастала, преподобный Киприан, по выражению одного из устюжских летописцев, «был признан начальником святой обители и пастырем Христова стада», но по смирению не принимал священнического сана. По преданию, Киприан отличался богатырским телосложением и во время ночных молитв держал в руках огромный камень, чтобы бодрствовать и не прерывать молитвенного общения с Богом. Когда преподобный Киприан преставился, его погребли в основанной им обители. Впоследствии на месте захоронения был построен храм в честь Преполовения святой Пятидесятницы с приделом святителя Киприана Карфагенского.
Первый русский юродивый
Небесного покровителя Великого Устюга блаженного Прокопия принято называть первым на Руси святым, которого Церковь прославила в лике юродивых. Случилось это на Московском Соборе в 1547 году. Прокопий происходил из знатного и богатого рода прусских купцов и был от рождения католиком. После гибели отца в одном из сражений пруссов с немцами он покинул родину, приплыв на корабле в Великий Новгород. Юноша настолько был поражен красотой здешних храмов, звоном колоколов и благолепием православных богослужений, что принял Православие, раздав почти все свое имущество бедным, а часть пожертвовал в недавно открытый Варлаамо-Хутынский монастырь.
Монастырский старец Варлаам Прокшинич стал его наставником. Новгородцы почитали Прокопия за праведную жизнь, хвалили и превозносили его, и слава об удивительном иностранце распространилась далеко за пределы Новгорода. В монастырь потянулся народ, чтобы посмотреть на Прокопия. Вся эта суета сильно его смущала и стала невыносимым бременем. Он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто ни знал. Старец сначала удерживал его, советуя заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что-то влекло его из обители, и сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его.
С молитвою и благословением он отпустил своего ученика в путь. Проходя город за городом, минуя глухие леса, дошел Прокопий до Великого Устюга, где и решил остаться жить. И местом своего проживания выбрал паперть храма Успения Божией Матери. Не пропуская ни одной церковной службы, ночи он проводил в молитвах, а днем юродствовал, и немало чудес совершалось по его слову. И самое знаменательное из них случилось в 1290 году. Блаженный предсказал сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем, которая была следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга и могла разрушить город. За неделю до падения метеорита Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от страшного природного бедствия. Но его никто не слушал. Когда же буря все-таки разразилась, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города – Успенский храм, где застали молящегося о спасении города Прокопия. Церковное предание гласит, что святой молился перед иконой Благовещения, которая позже была перенесена в Москву и получила название «Устюжское Благовещение». В честь этой иконы в воспоминание связанного с нею чуда установлено празднование «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге».
На склоне лет в награду за великие духовные подвиги Господь открыл блаженному Прокопию время его кончины. 8 июля 1303 года Прокопий пришел к устюжскому Михайло-Архангельскому монастырю, помолившись у ворот обители, лег на землю и, сложив руки на груди, мирно отошел к Господу. Согласно пожеланию Прокопия, его похоронили близ Успенского храма на берегу реки Сухоны. Камень, на котором часто молился блаженный, положили на его могилу в качестве надгробия. В 1458 году над местом упокоения возвели часовню.
И чума отступила
А через 150 лет после кончины Прокопия случилась страшная чума. Люди в ужасе попытались бежать из города, но это им не удалось, поскольку власти устроили заградительные заставы, дабы не допустить распространения эпидемии. В эти дни полного отчаяния жителям стал являться во сне блаженный Прокопий. Он утешал людей и говорил, что эпидемия отступит, если горожане построят в Великом Устюге храм в память о нем. Люди стали собирать деньги на церковь, и чума отступила. Храм построили, однако обещание нарушили, назвав его не в честь Прокопия, а во имя святых Бориса и Глеба. В результате церковь сгорела. Тогда устюжане возвели новый храм, теперь уже во имя праведного Прокопия. Здесь же упокоились мощи юродивого, и поныне у его гроба продолжают совершаться чудеса.
В блокнот паломнику:
Собор праведного Прокопия
Адрес: Вологодская область, город Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 27
Тел/факс: 8 (817-38) 2-01-80
Электронная почта настоятеля — прот. Димитрия Фомина: difo75@gmail.com
Где остановиться:
Гостиница «Двина» г. Великий Устюг, ул. Красная, д. 104
Электронная почта: hotel.dvina@mail.ru
Елена Алексеева, фото Сергея Косцова, Сергея Косорукова