Покров – один из самых почитаемых праздников на Руси. В других православных странах его не отмечают. Нет его и в византийской традиции.
Влахернское чудо
Это случилось в Константинопле в Х веке. Город осаждал неприятель, и жители, прося защиты у Бога, собрались во Влахернском храме, где хранились риза, головной убор и часть пояса Богородицы. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Богоматерь, окруженную Ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пречистая долго молилась у престола со слезами на глазах, а затем сняла с головы покрывало и распростерла его над предстоящими в храме.
Потрясенный этим чудом Андрей спросил у стоящего рядом блаженного Епифания, видит ли он Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире? «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».
Так повествует о том далеком событии «Житие Андрея, Христа ради юродивого», которое любил перечитывать великий князь Владимирский Андрей Боголюбский.
Чисто русское явление
Именно он в ХII веке устанавливает на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Что конкретно повлияло на такое решение Андрея Боголюбского, сказать уже невозможно, но известно, что князь всю свою жизнь глубоко чтил Божию Матерь и нередко получал от Нее помощь в военных походах.
В 1165 году по его указу на берегу Нерли строится первая Покровская церковь, которая вошла в историю мировой архитектуры как самый совершенный русский храм. Примерно в это же время под Великим Новгородом в Зверинце (заповедном лесу, где охотились новгородские князья) возводится и первый Покровский монастырь, сохранившийся до наших дней.
Однако в ХII–ХIII веках новый праздник приживается только на северных и северо-западных русских землях. В других уделах, в том числе и Московском княжестве, о нем мало кто слышал. Не было этого праздника и в православном месяцеслове.
Как было в Москве
Широкое распространение на Руси Покров получает лишь в ХV веке. В 1479 году в московских летописях упоминается Покровский монастырь, построенный «в Садех» (начало современной улицы Маросейки), который дал название одной из московских улиц. А на рубеже ХV–ХVI веков на Лыщиковой горе (на пересечении Николоямской улицы и Земляного вала) возводится еще один московский монастырь, посвященный этому празднику. Стоял он на землях московских великих князей, и в 1504 году Иван III завещал его своему сыну Василию III – отцу Ивана Грозного.
Нетрудно предположить, что здесь часто бывал будущий русский царь Иван IV, и почитание праздника Покрова Пресвятой Богородицы он воспринял с ранних лет. Не случайно при его царствовании 1 октября (14 октября) становится праздничным днем. Митрополит Московский и всея Руси Макарий вносит его в Великие Четьи Минеи.
...Наступает 1552 год. Иван Грозный идет походом на Казань и одерживает поистине историческую победу. Случилось это накануне его любимого праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. А через два года, ровно 460 лет назад, по данному Богу обету он закладывает на Красной площади удивительной красоты храм, который по его замыслу должен был прославить в камне непобедимый русский дух и вобрать в себя всю благодать святой Руси.
Еще одна победа
Может ли это быть простым совпадением? Но еще одна судьбоносная для нашей страны победа пришлась также на 1 (14) октября 1618 года.
Как известно, Смутное время не закончилось избранием в 1613 году нового государя и продолжалось еще более пяти лет. Осенью 1618 года польские войска под предводительством королевича Владислава и гетмана Ходкевича совместно с запорожскими казаками предприняли новый поход на Москву.
1 октября они с двух сторон атаковали валы Земляного города. Русское ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского не только выстояло в жестоких уличных боях, но и отбросило врага за пределы Москвы. Вскоре после этого в деревне Деулино, у стен Троицкого монастыря, было подписано знаменитое Деулинское перемирие, которое и положило конец Смутному времени.
Уже на следующий год молодой царь Михаил Федорович в знак благодарности за эту победу строит в подмосковном селе Рубцове храм и освящает его в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
А вскоре и по всей Руси начинают возводиться Покровские храмы – русский народ уверовал, что он находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы.
По мосту времени
А знаете ли вы, сколько всего на Русской земле было построено Покровских храмов? Историки называют удивительную цифру – 1441 (больше только во имя Николая Чудотворца – 3542). К сожалению, многие из них разрушило время или безбожная власть. Но в продолжение многовековой традиции повсеместно строятся новые. Только в Москве сегодня возводятся несколько Покровских храмов. Один из них – в Орехове-Борисове, на пересечении улиц Ясеневская и Тамбовская.
К концу года планируется сдать «под ключ» величественную 37-метровую церковь, которая строится в рамках Программы «200 храмов» по индивидуальному проекту и рассчитана на полторы тысячи человек. Это будет не просто храм, а духовно-просветительский комплекс с воскресной школой и домом причта. И он уж точно не будет пустовать.
Уже сейчас во временной церкви и вокруг нее по большим православным праздникам собираются до 400 человек. А сколько еще подрастающих прихожан молодые папы и мамы приведут в стены святыни? Почти каждый день в храме свершается Таинство крещения.
– Как хорошо, что в нашем приходе много молодежи, – говорит настоятель Иван Холкин. – Все они, конечно, очень разные люди, но каждый в меру своих сил несет христианское служение. Когда возникла мысль помочь украинским беженцам, откликнулись практически все – и вот собрали небольшой грузовик гуманитарного груза. Отправили, а люди снова и снова несут вещи и продукты. Но хранить их нам пока негде. Вот когда будет построен большой храм, места хватит на все.
...И прихожане, и отец Иван с нетерпением ждут окончания строительства. То, что новый собор будет особенным, уже ясно сейчас. Так уж получается, что самые красивые церкви на Руси называются Покровскими.
Подготовили Л. Николаева, О. Богданова