Есть в верховьях Туры город, который прославился не золотыми приисками, не залежами самоцветов, а тем, что некогда в его окрестностях молился человек праведной жизни.
В ХVI веке русские стремились в только что завоеванную Сибирь, чтобы обжить ее и закрепить за собой новые земли. Для этого нужен был надежный сухопутный путь. Царь Федор Иоаннович издал указ, повелевавший «охочим людям» заняться поиском такого пути. Житель уральской деревни Артемий Бабинов сумел его найти. Случилось это так.
Однажды смекалистый крестьянин встретил около Чаньвинской пещеры вогулов, проводивших там свои обряды, и тайно проследовал за ними по тропе, ведущей через Каменный пояс Урала к сибирским просторам. Первопроходец Бабинов доложил в Москву о своем открытии и даже вызвался участвовать в прокладке дороги, которую впоследствии так и назвали – Бабинова. Когда строительство ее завершилось, необходимо было создать таможню для контроля бесчисленных торговых караванов, вывозивших сибирские богатства. Так возникла крепость на скалистом утесе в верховьях реки Туры – Верхотурье, разросшаяся вскоре до города, который стали называть воротами Сибири, а дорогу сравнивать с Великим шелковым путем.
Таможня дает добро
Верхотурской таможне была подвластна огромная территория от Урала до Китая. Ее нельзя было миновать никому, кто отправлялся в Сибирь и далее на восток. Купцы с товарами из Смоленска, Москвы, Новгорода через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Соликамск попадали в Верхотурье, а оттуда в сибирские города Тюмень, Тобольск и далее – в Монголию и Китай. Многие купцы оставались торговать в самом Верхотурье. Для чего еще в 1600 году был построен Великий гостиный двор. Через город ходила в Сибирь и московская ямская почта. Профессия «извозных людей» – ямщиков была самой распространенной среди верхотурского мужского населения. Они развозили служилых людей и купцов с товарами по всей Великой Сибирской дороге.
Золотые кресты
Городу с таким важным государственным статусом полагался кремль, который был построен по указу Петра I. Кремль вышел своеобразный по архитектурному устройству: в некоторых участках вместо крепостных стен были возведены казенные строения. На его территории, где уже был дом воеводы, построили Свято-Троицкий собор. До наших дней сохранился лишь участок крепостной стены, собор и длинное здание житных амбаров.
Белокаменный Троицкий собор по решению ЮНЕСКО был включен в число наиболее выдающихся архитектурных памятников мира. Старожилы рассказывают, что в советское время во всем Верхотурье лишь на Свято-Троицком соборе продолжали сиять золотом кресты, несмотря на многочисленные попытки их снести.
В середине XVIII века после закрытия таможни и Верхотурского тракта развитие города резко замедлилось. Пути сообщения с Сибирью перенесли далеко на юг, город потерял свое былое значение. Место это на Среднем Урале могло совсем затеряться и забыться, но ему суждено было стать духовной столицей и прославиться на всю Россию. И все это благодаря жизни одного человека, ставшего святым, – праведного Симеона Верхотурского.
Шуба от святого
В середине 1620-х годов в селе Меркушино, что в шестидесяти километрах от Верхотурья, появился человек по имени Симеон. Предание говорит, что он был родом из Центральной России, вырос в дворянской благочестивой семье, но еще в юношеском возрасте оставил почести, богатство и удалился на Урал. Своего дома у Симеона не было, он странствовал, проповедуя Слово Божие местным жителям, в том числе и язычникам вогулам. На пропитание зарабатывал тем, что шил шубы меркушинцам и жителям окрестных деревень, переходя от одного заказчика к другому. В их домах он получал ночлег и пропитание. Чтобы не брать деньги за работу, святой оставлял ее немного незавершенной и тайно покидал дом, за что его частенько ругали. Пошивом шуб Симеон занимался в основном в холодное время года, а летом ловил рыбу. Сохранился даже камень на реке Туре, на котором праведный Симеон любил уединяться с удочкой и где совершал подвиг коленопреклоненного молитвенного стояния.
В XIX веке рядом с камнем поставили часовню, разрушенную в советское время. А в 2005 году здесь появился храм в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших.
И услышал он голос
По сохранившимся архивам известно, что Симеон был инициатором строительства первого храма в Меркушино – во имя Архангела Михаила. Преставился праведник в 1642 году в возрасте 35 лет и был похоронен на самом почетном месте неподалеку от храмовых стен. Однако вскоре имя его забылось. Но Господь не попустил, чтобы совсем исчезла память о нем. Зимой 1692 года на могиле Симеона стала подниматься земля, потом показалась часть гроба, из-под которого вдруг начал бить ключ. Сквозь щели гроба местные жители увидели останки праведника – они были нетленные! От мощей св. Симеона стали происходить исцеления.
Весть о меркушинских чудесах дошла до Тобольска. Митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий сам приехал в Меркушино и произвел освидетельствование святых мощей. Владыка благословил верующих молиться Господу, чтобы Он открыл имя праведника. На обратном пути митрополит Игнатий задремал, и было ему видение – множество народа, вопрошающего об имени праведного. И услышал он голос: «Симеоном зовут его». Имя повторялось несколько раз разными голосами. Очнувшись от сна, митрополит понял, что видение послано свыше. Тогда владыка повелел именовать новоявленного угодника Божьего праведным Симеоном.
Царский подарок
По ходатайству жителей Верхотурья в начале XVIII века мощи святого Симеона были перенесены из Меркушино в Свято-Николаевский монастырь Верхотурья. Крестный ход с мощами, в котором участвовали тысячи верующих, продолжался несколько дней. За гробом святого на коленях полз юродивый Косма, у которого были больные ноги. Когда Косма терял силы, он взывал: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И гроб тут же становился неподъемным, все останавливались, чтобы передохнуть. И только по молитве юродивого начинали путь дальше. Позже на месте этих остановок были возведены часовни.
Со второй половины XIX века почитание св. Симеона Верхотурского, небесного заступника Уральской земли, распространилось далеко за пределы Урала, и в Свято-Николаевский монастырь потянулись паломники. Обитель стала значимым духовным центром России. Особые, близкие отношения с монастырем возникли у царской семьи. Николай II и его супруга особо почитали праведного Симеона. Многие годы Романовы переписывались с братией монастыря. В память 300-летия Дома Романовых на территории обители был возведен грандиозный Крестовоздвиженский собор, ставший по величине третьим в России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Во время освящения Крестовоздвиженского собора настоятель монастыря и протодиакон служили в облачениях, подаренных императрицей Александрой Федоровной. Они были сшиты из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты.
Также Романовы преподнесли монастырю еще один подарок – удивительной красоты сень, которую установили над ракой святого Симеона в Крестовоздвиженском соборе.
Николай II собирался отправиться в Верхотурье со своей семьей в паломничество, но начавшаяся Первая мировая война перечеркнула эти планы. В июле 1914 года здесь смогла побывать великая княгиня Елизавета Федоровна. Через несколько лет Верхотурский уезд стал местом ее мученической кончины.
В блокнот паломнику:
Свято-Никольский монастырь,
Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, д. 1а
Текст Елены Алексеевой, фото Сергея Косорукова