В окрестностях города Нови Пазар, близ границы с Черногорией и Косовским краем, чудом сохранились одни из древнейших христианских святынь Европы. Много веков назад именно здесь зародилось первое Сербское государство.
Но сегодня для многих сербов Нови Пазар – это terra incognita, как, собственно, и соседнее Косово. Дело в том, что большая часть местного населения – мусульмане, которые строго следуют законам шариата. Женщины ходят в хиджабах, в ресторанах и магазинах (даже в сетевых супермаркетах) свинина под строжайшим запретом. Все улицы названы по-турецки, а количество минаретов в городе просто зашкаливает.
Действующих православных храмов здесь почти не осталось. Сербы-христиане либо давно покинули эти края, либо компактно проживают на окраине города. Хозяин мини-гостиницы Златан – один из них.
Узнав, что мы из России, он сделал нам пятидесятипроцентную скидку на проживание и порекомендовал водителя – провожатого, который утром отвез нас в древнюю Рашку.
Шедевр на стенах
Природа Сербии мало отличается от южнорусской, за исключением ландшафта, напоминающего предгорья Кавказа: такие же неглубокие ущелья, холмы и выходы горных пород. Именно здесь формировался характер южных славян – выносливых и терпеливых людей.
Следуя по извилистому берегу реки, вскоре мы оказываемся у древнего монастыря Сопочаны, основанного в 1260 году сербским королем Стефаном Урошем – братом святого Саввы. С той поры до нас, к сожалению, дошел только Троицкий собор, в котором, несмотря на многочисленные пожары и разрушения, сохранились уникальные фрески ХIII века, практически не поврежденные временем. По мнению экспертов, они являются венцом творения средневековых сербских иконописцев. Соединив византийскую манеру письма со славянскими традициями, мастера создали шедевры мирового значения. Мы видим четко прописанные лица, естественные позы и удивительную глубину красок.
Георгиевские столбы
Наш дальнейший путь лежит мимо старой крепости к еще одному «королевскому» монастырю – Джурджеви-Ступови, что значит «Георгиевские столбы». Объясняется название так: главный храм был освящен в честь Георгия Победоносца и в его первоначальной конструкции присутствовали две башни-колокольни, прозванные в народе столбами.
Эту святую обитель основал великий сербский правитель Стефан Неманя в 1171 году, вскоре после объявления независимости государства. Благодаря удачному расположению на вершине холма монастырь стал не только духовным центром страны, но и важным оборонительным пунктом.
Именно здесь сын князя – святой Савва учредил столичную епархию, сохранявшую свое значение вплоть до XVII века. В период османского господства монахам пришлось покинуть обитель, и турецкие солдаты разобрали почти все каменные постройки на стройматериалы.
Патриарху Печскому Моисею удалось спасти часть древней обители – в небольшой часовне в крепостной стене, где сохранились средневековые фрески, до сих пор совершаются богослужения. Но «добыча камня» так или иначе продолжалась здесь до середины прошлого века. И к 1960-м годам, когда началась реставрация комплекса, Ступови представляли собой печальное зрелище.
Реставрационные работы продолжались более 30 лет, и в 1999 году в обители, наконец, возродилась монашеская жизнь. А через три года здесь появился и новый братский корпус.
Один из древнейших
В долине реки Рашка на небольшом возвышении мы видим еще один островок христианства – церковь святых апостолов Петра и Павла, построенную в IX веке на фундаменте византийской базилики. По оценкам специалистов, это один из самых древних храмов не только в Сербии, но и на всех Балканах.
Благодаря своим массивным стенам храм дошел до нас практически в первозданном виде – на стенах сохранились фрески XIII века, времени расцвета королевства. Возле храма находится небольшое церковное кладбище с каменными крестами, характерными для раннехристианских захоронений.
Вот и все, что осталось от древнего государства Рашка. Мы возвращаемся в сербский город Нови Пазар, но кажется, что попадаем в континентальную Турцию, где вместо звонкого перелива колоколов слышим протяжный призыв к молитве с многочисленных минаретов. И грустно становится от мысли, что, неровен час, вся эта древняя область окончательно отойдет к Косову, а древние православные храмы повторят участь местных святынь.
Первый архиепископ Сербии
Святой Савва (Растко Неманич) – один из величайших подвижников Сербской Православной Церкви. Он родился в семье правителя Сербии Стефана Неманя в 1174 году.
Уже к пятнадцати годам юноша получил в удельное княжение Захолмскую область, но вскоре покинул родину и отправился на Святую Гору Афон в русский монастырь святого Пантелеимона, где принял монашеский постриг с именем Савва. Вскоре и его отец ушел от мира. Стефан Неманя (в иночестве Симеон) отрекся от престола и поселился на Афоне. Вместе с Саввой они воссоздали монастырь Хиландар, который стал центром сербской духовной жизни.
В 1219 году в Никее Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа всей Сербии. Готовясь к управлению Церковью, первосвятитель создал на основе светских и религиозных кодексов Кормчую книгу на славянском языке, которая имела большое хождение не только в Сербии, но и на Руси.
Утверждая на родной земле Православие, Савва помимо двух уже существующих епархий Рашской и Призренской создал еще восемь. Управлять ими он поставил своих верных сподвижников по афонскому служению.
В 1233 году Савва оставил кафедру и отправился в паломничество в Святую Землю. Через два года по пути в родную Сербию он остановился в болгарской столице Тырново, где и почил. Спустя год нетленные мощи святителя перенесли на родину в монастырь Милашево. Там они находились до 1594 года, когда Синан-паша приказал сжечь останки Саввы на Врачаровой горе Белграда.
Турки всячески старались искоренить память о святом, но мало в этом преуспели. Савва и сегодня один из самых почитаемых святых Сербии. На месте сожжения его мощей стоит величественный собор, и каждый православный серб знает гимн в его честь.
Федор Дядичев, фото автора