На севере Москвы во дворе обычной многоэтажки стоит одинокая колокольня. Это все, что осталось от некогда крупного монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери.
Старец Николай
В XIX веке село Головино находилось далеко за пределами Москвы. Местные помещики – супруги Головины – были люди набожные, никому не отказывали в милостыне, принимали паломников и юродивых.
Как-то попросил у Головиных крова странствующий схимонах Николай (Иродион Иванович Гулин). Его поселили в небольшом домике в господском парке – там, где обычно останавливались странствующие богомольцы. Довольно скоро старец Николай благодаря мудрым наставлениям и своей благочестивой жизни стал известен во всей округе. В 1862 году старца навестили две паломницы из Рязанской губернии и передали ему драгоценный дар – Казанскую икону Божией Матери, написанную академиком живописи Михаилом Николаевичем Васильевым. А вскоре праведному Николаю было видение, открывшее ему, что на этом богоизбранном месте появится со временем святая обитель. Так и случилось.
От общины к монастырю
Спустя 13 лет состоятельный купец Николай Игнатьевич Сидоров основал здесь богадельню при домовой усадебной церкви в честь Спаса Всемилостивого. А в 1881 году он подал прошение на учреждение женской монашеской общины. Получив положительный ответ, Николай Иванович возвел деревянный Казанский храм, где поместил икону, некогда принадлежавшую старцу Николаю.
Число насельниц постепенно росло. Через 3 года здесь уже было 55 сестер и 80 послушниц. В 1886 году община превратилась в монастырь, а в 1887-м на средства другого купца, Николая Киселева, возведен каменный Троицкий храм с двумя приделами в честь Черниговской иконы Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины.
По Божьему Промыслу первой настоятельницей обители стала инокиня Магдалина (Мария Стрельникова) – одна из тех девушек, которая когда-то навестила старца Николая в усадьбе Головиных.
Расцвет обители
Своего расцвета монастырь достиг при следующей игуменье Олимпиаде, которая управляла обителью с 1893 года. При ней на средства монахини Рафаилы (Акилины Смирновой, бывшей в миру богатой промышленницей) возвели больничный корпус с храмом во имя святой мученицы Акилины.
К началу ХХ века монастырь обзавелся большим хозяйством. Монахини разводили домашний скот, трудились в саду и на огороде, несли послушание в монастырской больнице и богадельне. Кроме того, при обители была иконописная мастерская и школа рукоделия, которая славилась на всю страну. Золотошвейные работы монахинь поражали своим мастерством и изяществом. На международной выставке в Париже в 1900 году они были удостоены высшей награды – Гран-при.
Московский краевед Алексей Ярцев так описывал Головинской монастырь: «Обитель расположена просторно, на приволье. Все ее здания блестят чистотой и новизной, сгруппировались уютно и оставили еще много места для будущих построек... Общее впечатление этой внешней картины, как и везде в немноголюдных и нешумных монастырях, успокаивающее, навевающее на душу и мир, и отраду…»
В 1906 году здесь появилась каменная ограда со святыми вратами, а в 1913-м – новая колокольня, возведенная по проекту архитектора Александра Латкова, автора многих построек Троице-Сергиевой Лавры.
Перед революцией в монастыре жили 150 сестер и послушниц.
В советское время
После прихода к власти большевиков монахини организовали на территории монастыря рабочую артель, но 1923 году она была распущена, а церковные ценности конфискованы. В 1929-м обитель и вовсе закрыли, а через два года у верующих отобрали и последний действующий храм.
«Непрофильные» монастырские постройки отдали под общежитие тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева. В соборе большевики открыли клуб, в склепе устроили склад зерна, а кладбище просто перепахали. Но почитаемую Казанскую икону Божией матери удалось спасти – ее перенесли в Знаменский храм села Аксиньина.
Когда на эти земли пришла Москва, ветхие постройки снесли, монастырский двор зачистили, и на пустом месте построили квартал безликих бетонных многоэтажек. Чудом уцелела лишь колокольня...
А что сейчас?
Несколько лет назад благодаря стараниям настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине священника Владимира Герасимова и прихожан колокольню отреставрировали, а на первом этаже открыли часовню.
В декабре 2012 года, через сто с лишним лет после разорения монастыря, на колокольне зазвучали колокола – над округой вновь поплыл густой малиновый звон.
Сегодня в часовне, освященной в честь Казанской иконы Божией Матери, служатся молебны, панихиды, совершаются Литургии. У жителей микрорайона появилась возможность исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн практически во дворе своего дома.
Федор Дядичев