Из проповеди на Рождество Христово Василия Великого
Давайте почтим молчанием первое, особенное, Рождество Христово, свойственное Его Божеству… Бог явился на земле, Бог жил среди людей, беседуя с ними уже не из «огня» (Исх. 3, 2), не во «гласе трубном» (Исх. 19, 19), не на «дымящейся горе» (Исх. 19, 18), не во «мраке» (Исх. 20, 21), не в «буре» (Евр. 12, 18), приводящей в трепет души внимающих законодателей, но посредством Своего тела кротко и ласково, как с родными…
Как спасительное лекарство, усвоенное телом, побеждает губительные яды, или как царящая в помещении тьма рассеивается при внесении света, так же и господствовавшая над человеческой природой смерть уничтожилась присутствием Божества…
«Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2, 1-2). Маги – это персидский народ, искусный в предсказаниях, заклинаниях и неких природных противоядиях. Корме того, они занимались наблюдениями за небесными явлениями. Подобными предсказаниями занимался, возможно, и Валаам, посланный Валаком для того, чтобы с помощью какого-то чародейства проклясть Израиль. В своей четвертой притче он говорит о Господе: «Человек видящий, слышащий слова Божии, имеющий ведение... Всевышнего, который видит видение от Бога, во сне открыты очи его. Укажу Его, но еще не сейчас, ублажу Его, но Он еще не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает Человек от Израиля» (Чис. 24, 15-17). Поэтому волхвы, вспомнив древнее пророчество, стали искать место в Иудее и пришли разузнать, где родившийся Царь Иудейский. Возможно также, что благодаря явлению Господа сопротивные силы были, наконец, ослаблены, и волхвы, почувствовав, что их сила упразднена, пришли засвидетельствовать великую Силу Родившегося.
Поэтому они нашли Младенца и принесли Ему дары. Маги, этот отдаленный от Бога и чуждый Заветам народ, первыми удостоились прийти поклониться, потому что свидетельства, данные врагами, более достойны доверия. Ибо если бы первыми поклонились иудеи, то считалось бы, что они почтили Господа по причине родства с Ним. Ныне же те, кто не имели на то никаких оснований, поклоняются Ему как Богу, чтобы осудить соплеменников, распявших Того, Кому поклонились иноплеменники. Поскольку же они занимались наблюдением за движениями небесных тел, они не напрасно созерцали это удивительное небесное явление – новую и необычную звезду, восшедшую во время рождения Господа.
И пусть никто не связывает восход этой звезды с астрологической псевдонаукой. Ибо те, кто связывает рождение человека с изначально существующими звездами, полагают, что определенное расположение звезд является причиной всех жизненных обстоятельств для каждого человека. По этой причине ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначить это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те звезды, которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся звезда, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями: она и двигалась, и останавливалась. …Она двигалась с востока до Вифлеема и «остановилась над тем местом, где был Младенец» (Мф. 2, 9). Поэтому и волхвы, следуя за звездой, двинулись с востока... Когда же они нашли Того, Кого искали, они почтили Его «дарами – золотом, ладаном и смирной» (Мф. 2, 11)…
Та звезда, которая появилась на востоке и побудила волхвов отправиться на поиски Родившегося, вскоре исчезла из виду и второй раз появилась уже в Иудее, когда волхвы пребывали в недоумении. Из этого можно сделать вывод, что она слушалась чьих-то приказаний, служила кому-то и появилась ради кого-то. В самом деле, она «пришла и остановилась над тем местом, где был Младенец» (Мф. 2, 9). Поэтому и волхвы, «увидев ее, возрадовались радостию весьма великою» (Мф. 2,10). Восприимем же и мы в сердца наши эту великую радость. Именно эту «радость благовествуют» (Лк. 2,10) Ангелы пастырям. Итак, приидите, поклонимся вместе с волхвами, воздадим славу вместе с пастырями и будем ликовать вместе с Ангелами. «Ибо ныне родился вам...Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11).
Будем праздновать спасение мира и день рождения нового человечества.
Ныне отменено осуждение Адама. Уже не имеет силы Божественный приговор: «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19), но человек через соединение с Небесным (1 Кор. 15, 48) вознесен на Небо.
Сердце мое расцветает, мысли мои бьют ключом, но неискусен язык, и не хватает слов для того, чтобы выразить столь великую радость.