Как передать радость этого события? Особо торжественным богослужением, ликующим песнопением и... застывшими фигурками рождественского вертепа, которые делают великий праздник зримым и близким для каждого из нас.
Откуда же пришел этот благочестивый обычай – украшать дома и храмы самодельным, а потому всегда теплым, живым и необычным вертепом? Его нам подарила Малороссия. На Украине рождественский театр появился еще в ХVI веке, как традиция, принесенная с польских земель.
В христианской культуре Запада у этого явления еще более глубокие корни. В начале Х века в римских храмах было принято представлять различные эпизоды из жизни Христа. Духовный театр был очень популярен, и представления длились по несколько дней.
Однако сцена рождения Спасителя никогда не разыгрывалась «живым» планом, ее изображали куклы, которых делали к празднику знаменитые итальянские скульпторы. Изначально они были большие, в рост человека, но потом их стали делать все меньше и меньше, и кукольный рождественский театр стал помещаться в особый ящик, изготовленный в форме храма.
Набор фигурок в вертепе мог быть самым разным. Кроме Младенца Христа, Девы Марии, Обручника Иосифа и Ангелов там были куклы, изображающие пастухов, волхвов и их слуг, пришедших поклониться Спасителю. Один из пастухов, как правило, нес на плечах ягненка, который воплощал в себе образ Агнца Божия.
Среди зверей в вертепе особое место занимали вол и осел, которые, по преданию, согревали своим теплым дыханием Младенца Иисуса. Этих животных можно увидеть и на ранних христианских изображениях, о них пророк Исайя сказал: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» (Ис. 1:3).
Остальные персонажи создавались в зависимости от фантазии автора и местных особенностей. В дошедших до наших дней старинных вертепах есть фигурки верблюдов, слонов, различных птиц и простых людей – жителей сел и городов, одетых в национальные одежды.
В Средние века были очень популярны механические вертепы, которые приводил в движение механизм из сложного набора шестеренок. Один из них, самый большой и самый известный, – «Крызовы яслички» – хранится в музее чешского города Йиндржихув-Градец.
На Руси, однако, был популярен самый обычный двухярусный вертеп. На верхнем ярусе изображались сцены поклонения младенцу Христу, а на нижнем – драматические события избиения младенцев и страшная смерть Ирода.
Первоначально с вертепом по городам и селам ходили так называемые школяры – учащиеся духовных семинарий, но позже представлять рождественское действо стали и обычные мирские люди. Поскольку ящик с куклами был, как правило, очень тяжел, то его носили на специальных носилках. И уже само это действо было довольно необычным. В морозной рождественской ночи он плыл над заснеженными дорогами как священный ковчег, дающий надежду на спасение, и настраивал встречавших его людей на торжественный лад.
После революции передвижные, как и всякие другие, вертепы были запрещены. Но в последние годы традиция духовного театрального действа возвращается в нашу жизнь. Перед праздником тысячи детей и взрослых, соревнуясь друг с другом, помогая себе молитвой, вдохновенно мастерят по-своему очень трогательные рождественские фигурки. И если накануне Рождества вы обойдете несколько храмов кряду, то вряд ли найдете два одинаковых вертепа.
Самый большой в мире вертеп
был сооружен в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Его фигуры достигали в высоту 5 метров 30 сантиметров.
А самый миниатюрный был изготовлен итальянским умельцем Альбо Калиро. Фигурки Младенца Иисуса, Богородицы, Иосифа-Обручника и Ангела мастер поместил в булавочную головку.