Норвежский король Олаф – последний святой неразделенной христианской Церкви, который почитается и в католичестве, и в Православии. Он был добрым соседом Руси и личным другом Ярослава Мудрого, но память о нем с годами постепенно ослабла.
Детство и юность
Сын Харальда Серого Плаща родился сиротой. Олаф появился на свет, когда его отец был уже мертв – Харальда сожгли заживо его враги. Шел 995 год...
Уже с малых лет Олаф обращал на себя внимание твердым характером, силой и выносливостью. Наделенный с рождения острым умом, он удивлял своих воспитателей не по-детски мудрыми речами. А его умелым рукам могли позавидовать даже опытные мастера. «Все родичи и знакомые любили его, – рассказывает “Сага об Олаве Святом”. – Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знаменитости и происхождению».
Сын конунга владел многими ремеслами, но лучше всего – боевым оружием. В двенадцатилетнем возрасте он уже ходил с викингами в море и сражался наравне со взрослыми. Разбои, жестокость, жажда обогащения в языческих государствах были тогда нормой жизни. Так жил и юный Олаф в своем затянувшемся на восемь лет заграничном походе, пока в 1014 году не принял в Руане христианство.
Вещий сон
Однажды ему явился во сне его тезка – король Олаф I, который повелел: «Возвратись в свою отчину, потому что навеки будешь конунгом Норвегии». Этот король первым начал крестить норвежцев, но не смог довести христианизацию страны до конца. В морском бою со шведами, датчанами и норвежскими изменниками король не погиб, как думали многие, а спасся в море. Его подобрал корабль венедов, и Олаф оказался в Сирии, где впоследствии стал игуменом монастыря. Он не раз являлся своему молодому сородичу в сновидениях и наставлял его.
Олаф Харальдссон вернулся на родину и приступил к воплощению своей мечты – крещению Норвегии и объединению разрозненных частей страны в единое целое. Вскоре большая часть страны признала его власть.
В 1024 году Норвегия становится христианской страной. Во имя этой цели король действовал решительно и жестко, отнимая власть и имущество у непокорных вассалов. Но никогда не мстил за себя лично. Человек, трижды пытавшийся убить Олафа, не был лишен жизни. Он жил хоть и под охраной, но на полном обеспечении короля.
Постепенно в стране были искоренены воровство, коррупция, разбой. Если раньше сыновья лендрманнов и бондов добывали себе имущество грабежом, нападая в море и на суше на всех без разбора, то теперь король запретил произвол и установил мир в своей стране. Те, кто его нарушал, подвергались суровому наказанию.
Несостоявшаяся свадьба
Пограничные территории между Швецией и Норвегией всегда были яблоком раздора у конунгов этих стран, поэтому, когда Олаф захотел взять в жены дочь шведского короля Ингигерд, политическая элита Швеции не только одобрила такие планы, но даже взяла клятву со своего короля – тоже Олафа – устроить желанную свадьбу. Такой союз был выгоден всем.
Но шведский король видел в своем тезке прежде всего противника и соперника, а потому, поразмыслив, нарушил данную клятву. Не помогли даже уговоры дочери, которая отвечала молодому норвежскому королю взаимностью. Отец нашел ей другого мужа – новгородского князя Ярослава, и Ингигерд покинула Швецию, став русской княжной Ириной. Выйдя замуж против воли, Ингигерд уже не рассчитывала стать счастливой. Однако этот династический брак оказался удачным для обоих – Ярослав восхищался красотой и мудростью своей жены и советовался с нею во всех государственных делах. А Олаф, потеряв суженую, женился на ее сводной сестре Астрид.
Друзья и недруги
Новые порядки, установленные в стране святителем Олафом, нравились далеко не всем. Среди знати все больше становилось недовольных, чем и воспользовался король Англии Кнут Могучий. Подкупив верхушку, он устроил политический переворот, и Олаф был вынужден покинуть страну. Сначала с семьей он отправился в Швецию, а затем, оставив жену на попечение ее шведских родственников, вместе с сыном Магнусом прибыл в Великий Новгород. Ярослав Мудрый очень тепло встретил родственника своей жены, оказывая ему подобающий почет и уважение. Общие взгляды на религию и вопросы государственного управления вскоре сделали их близкими друзьями.
В Великом Новгороде Олаф пробыл около года. Это было время глубоких размышлений о судьбе своей страны, о том, как ему быть дальше. Он часто обращал свои мысли к Богу, прося вразумления. Ярослав с супругой предлагали ему остаться на Руси и стать правителем Вульгарии (земли на торговом пути в Волжскую Булгарию). Сам Олаф хотел уехать в Иерусалим и стать монахом, но он чувствовал глубокую ответственность за судьбу своей страны и после мучительных сомнений поверженный король решается вернуться в Норвегию.
Предсказание
На это решение повлияло удивительное сновидение. Оно было такое четкое и ясное, что спящему показалось – все происходит наяву. Ему вновь явился Олаф I, который сказал: «Слава конунга в том, чтобы побеждать своих недругов, и славная для него смерть – пасть вместе со своими людьми в битве. Или ты сомневаешься, что будешь сражаться за правое дело?»
В начале 1030 года король отправился в Норвегию по замерзшим русским рекам, оставив своего сына Магнуса на воспитание княгине Ирине.
Последний бой
Узнав о возвращении соперника, Кнут выставил против него самую большую армию, собранную когда-либо в Норвегии, – 14400 человек. Под знамена святого Олафа встали 3600 человек. Но он решил исключить из своей армии всех некрещеных, и остались всего 1300 человек. Когда люди Кнута шли в атаку, они кричали: «Вперед, вперед, войско бондов!» А воины святого Олафа сражались с кличем: «Вперед, вперед, люди Христа, люди конунга!»
Последняя битва Олафа Харальдссона произошла 29 июля 1030 года. Накануне ночью он долго молился за себя и своих людей. Только к рассвету король задремал и увидел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.
Когда начался бой, войско Олафа заняло более выгодную позицию, поэтому первая атака неприятеля была успешно отбита, и защитники отечества пошли в наступление. Однако перевес в численности был так велик, что люди Кнута к полудню стали теснить воинов Олафа. Сражаясь с превосходящими силами противника, конунг несколько раз был ранен в бою, но продолжал биться до последнего вздоха. После гибели Олафа полегли все, кто стоял с ним плечо к плечу.
Как свидетельствуют исторические документы, в день битвы погода была хорошая, светило солнце, но когда началось сражение, то небо и солнце побагровели, а потом вдруг стало темно, как ночью. Данные современной астрономии подтверждают: 30 июля 1030 года произошло полное затмение солнца.
Прославление
Победа Кнута обернулась для норвежцев настоящим бедствием, его ставленники стали угнетать народ, и многие пожалели, что лишились своего конунга и своей независимости. А через год, 3 августа 1031 года, чудесным образом было обретено тело Олафа, которое оказалось нетленным.
Из песчаного холма, где после битвы был похоронен конунг, забил родник. Вода из источника излечивала от многих болезней, и Олаф был возведен местным епископом в святые.
Тело конунга с великими почестями перенесли в алтарь величественного собора в Тронхейме, который стал местом постоянного паломничества христиан.
В Стиклестаде в день 1000-летия крещения святого Олафа был освящен храм во имя равноапостольного норвежского короля, небесного покровителя своего народа
О его строительстве и жизни православного прихода рассказал настоятель храма иерей Александр Волохань.
– Чем известен город Стиклестад и почему именно он выбран для строительства храма?
– Это историческое место, известное каждому норвежцу. Здесь в 1030 году в неравном бою с язычниками-бондами погиб король Олаф. Каждый год в июле в память об этом событии на поле битвы устраивается масштабная историческая реконструкция. На костюмированные представления и средневековую ярмарку собирается очень много народа. И сюда, и в Тронхейм нередко приезжают выступать церковные хоры из России, что стало уже доброй традицией. В эти дни на поле Стиклестада мы всегда совершали богослужения и вспоминали деяния святого Олафа. Конечно, нам хотелось, чтобы в таком святом месте была хотя бы небольшая православная часовня, а о постройке настоящего храма можно было только мечтать. Но с Божьей помощью все получилось!
– Как осуществилась ваша мечта?
– На одном из таких праздников в разговоре с работниками этнографического музея и представителями местной коммуны мы рассказали о своем желании построить в Стиклестаде храм. Власти поддержали эту идею. Национальный культурный центр и Вердал коммуна на безвозмездной основе выделили в долгосрочное пользование землю. Мы открыли расчетный счет для сбора пожертвований на строительство. Однако средства поступали на счет не так быстро, как хотелось бы, и в недостаточном объеме. Полностью покрыть расходы на возведение храма нам не удавалось. Но Господь не оставил нас и на этот раз.
– Кто же вам помог?
– Монах Иона. В горном Фоллдале он еще в 2003 году построил небольшую часовню. Норвежец по происхождению (Йон Фейн Юханнессен), он уже в зрелом возрасте принял православие. Узнав о нашем намерении строить храм, Иона предложил для этих целей разобрать свою часовню и перенести ее на поле Стиклестада. Это был его дар Русской Православной Церкви. Уладив формальности, мы начали строительство.
– Строили своими силами?
– Да. В этом благом деле участвовали все наши прихожане. Но больше всего потрудились норвежец раб Божий Ксенофонт, женатый на русской девушке, и его отец Алф. Примечательно и символично, что храм, в основу которого положена норвежская часовня, венчают купол и крест, изготовленные для нас в Москве. Так, общими усилиями и с Божьей помощью храм в течение лета был возведен, и 16 октября 2014 года архиепископ Егорьевский Марк совершил чин малого освящения храма. Сейчас церковь Святого Олафа – единственный храм в Норвегии, который находится в собственности Московского Патриархата. Другие приходы совершают богослужения в кирхах и молельных домах на условиях аренды.
– То есть с католиками и протестантами вы служите по очереди?
– По-разному. Где-то храм дается в постоянное пользование, как в Осло, а в храме в Тронхейме перед каждой службой мы с прихожанами расставляем иконы и светильники, собираем и устанавливаем многоярусный сборный иконостас. По завершении богослужения все снова разбираем. Наши прихожане воспринимают это как должное. Некоторые из них, возвратившись в Россию, рассказывают, что для них теперь непривычно просто зайти в храм, помолиться и уйти. Общего дела не хватает!
– Отец Александр, сколько лет вы уже живете в Норвегии и с какими особенностями пастырского служения сталкиваетесь в этой скандинавской стране?
– Мое служение началось в 2006 году. Сейчас я окормляю около 10 приходов в Центральной и Северной Норвегии. Совершал богослужения и на далеком Шпицбергене. Эти общины расположены далеко друг от друга, некоторые разделяют почти 2000 километров (как между Олесундом и Альтой), и мне, чтобы совершить богослужение в том или ином городе, приходится довольно много времени проводить в пути. А в пути я почти каждую неделю. Но люди ждут этих служб, как праздника, и это придает мне сил.
– И как много таких людей?
– Постоянных прихожан около 800 человек, а тех, кто время от времени посещает службы, примерно 2–3 тысячи. В основном это эмигранты из России, Украины, Белоруссии, но есть и норвежцы, принявшие православие. Служба проходит на церковнославянском языке и частично на норвежском.
– Как государство и общество относятся к православным и их пастырю?
– Очень благосклонно. Начнем с того, что государство выплачивает дотации на каждого члена любой религиозной организации. Поэтому мы просим наших прихожан регистрироваться в приходе. Не раз бывало, что протестанты и лютеране приходили к нам на службу из чистого любопытства, а потом просили записать их в православный приход. Со стороны местного населения мы нередко получаем помощь и поддержку. Норвежцам отрадно, что православные почитают их национального героя и небесного покровителя – короля Олафа, принявшего христианство и объединившего страну.
– С чем сегодня связаны ваши чаяния и надежды?
– Хотелось бы увидеть многолюдные богослужения в нашем новом храме, возродить паломничество православных христиан к мощам святого Олафа и месту его гибели, пробудить в людях чувство истинной любви к Богу. И поделюсь с вами нашей общей радостью – недавно в храме прошло первое венчание. Будем ждать крестин!
Людмила Дианова, беседовала Татьяна Кашина,
фото Юлии Маковейчук