Если нельзя, но очень хочется, то… храм построить все же можно. Это доказали на деле жители болгарского города Банско. В годы османского владычества они в обход всем существовавшим тогда законам возвели в историческом центре величественную православную церковь.
«Клад» для паши
Это сейчас высокая колокольня Троицкого храма выглядит частью привычного городского пейзажа, но ее появление в середине ХIХ века было сродни чуду. В то время Болгария находилась под властью турок, и строить здания выше городской мечети законом запрещалось. Запрет распространялся и на возведение христианских построек. В порядке исключения храм мог появиться лишь на месте ранее существовавшей церкви.
Но как доказать, что в Банско до прихода турок были христианские храмы? Предприимчивые горожане тайно закопали в отведенном под храм месте крест и икону, а потом при свидетелях удачно «нашли» клад.
Однако, одной этой находки для получения разрешения на строительство было мало. Требовался указ самого султана. Банские купцы и здесь не растерялись – они взяли себе в союзники турецкого пашу в Салониках. Улучив момент, просители преподнесли высокопоставленному чиновнику щедрый подарок по случаю рождения первенца, и паша согласился быть их ходатаем перед султаном.
За высоким забором
В 1833 году на щедрые пожертвования горожан, которые мечтали о новом храме, началось строительство. Чтобы не вызвать лишнего недовольства у местных властей, стены храма возводились за высоким церковным забором, который почти полностью скрывает здание.
Не слишком приметная снаружи, изнутри Троицкая церковь кажется просто огромной и необыкновенно нарядной. Как оказалось, за скромным серым фасадом скрываются украшенные резьбой и искусной росписью стены, величественный иконостас, выполненный одним из лучших мастеров Банской художественной школы Веляном Огневым.
Когда рассматриваешь богатое убранства храма, понимаешь – все это проявление огромной любви к своей вере и порабощенной родине. В те годы эти чувства выразить по-другому едва ли было возможно.
Несмотря на все сложности и запреты, жители Банско построили самый большой православный храм не только в округе, но и во всей Болгарии.
На колокольне, которая была построена позже, установлены часы, механизм которых создал местный мастер-самоучка. Эти куранты являются предметом гордости жителей Банско. Вот уже не один десяток лет часы оглашают мелодичным перезвоном улочки старого города.
В самом старом доме
Рядом с Троицким храмом находится самое старое здание города, построенное в 1749 году. В разные годы оно было подворьем Хилендарского и Рыльского монастырей. С 1986 года в нем располагается выставка икон Банской художественной школы.
Ее основатель, Тома Вишанов, несколько лет учился живописи в Вене, а когда вернулся на родину, взял псевдоним Молер (Maler), что значит «маляр». Талантливый художник не стал копировать лучшие образцы европейской живописи, он создал свой уникальный стиль – один из самых ярких в истории болгарского искусства. Лучшие работы Банской художественной школы ценятся на уровне итальянских полотен эпохи Возрождения.
Достойными продолжателями Тома Вишанова стали его сын и внук – Димитрий Молер и Симон Молер, которые расписали стены и купол Троицкой церкви.
В шести залах выставки, которая стала самым ярким собранием болгарского искусства ХVIII–ХIХ веков, можно увидеть подлинные работы этих талантливых живописцев, великолепные образцы художественной резьбы по дереву, а также фотографии фресок Рыльского монастыря и церквей, расписанных художниками Банской иконописной школы.
Неофит-просветитель
Другой интересный музей, который обязательно надо посетить, также находится рядом с Троицким храмом. Это дом Неофита Рыльского, самого известного игумена Рыльского монастыря.
Неофит Рыльский вошел в историю Болгарии как просветитель, переводчик и литературный деятель. Он родился в Банско в 1793 году и совсем молодым ушел послушником в Рыльский монастырь.
Будучи хорошо образованным человеком, он все свои силы отдавал развитию просветительского дела в монастыре. Неофит считал, что невежество ведет к мракобесию и варварству и всячески этому противостоял.
Просвещенный монах стал основоположником светского образования в Болгарии. Он первый перевел Новый Завет на болгарский язык, разработал грамматику славянских языков, составил греко-болгарский словарь. Неофит Рыльский написал и издал «Священный краткий катехизис» с уроками христианского вероучения, который преподавался в монастырских и светских болгарских школах.
Музей Неофита Рыльского находится в том самом здании, где он родился и вырос. В экспозиции можно увидеть его письма, книги и личные вещи. Восстановлено помещение небольшой городской школы, которую основал Неофит Рыльский. Родовой дом монаха-просветителя объявлен национальным памятником культуры.
Паисий Хилендарский
Банско является родиной еще одного великого болгарского просветителя – преподобного Паисия Хилендарского, который родился в 1722 году.
Его старший брат Лаврентий был игуменом Хилендарского монастыря на Афоне. Паисий также всегда тяготел к духовной жизни и учению. Сначала он был послушником в Рыльском монастыре, а потом пришел к брату на Святую Гору, где и принял монашеский постриг. Духовно возрастая, Паисий глубоко изу чал Святое писание, ревностно молился и вскоре был удостоен священного сана.
Результатом самообразования и кропотливой работы с архивными документами стала его книга «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских». Этот труд укреплял в людях православную веру и пробуждал национальное самосознание болгар, порабощенных турками-мусульманами. Для того времени написание подобной книги было настоящим подвигом. «Отчего ты стыдишься нарекаться болгарином и не читаешь на своем языке?» – обращался автор со страниц книги к своим современникам.
Преподобный Паисий считается основоположником Болгарского возрождения – времени становления современной болгарской нации и борьбы за независимость от Османской империи.
В Банско находится музей Паисия Хилендарского – он построен там, где стоял дом родителей просветителя. К сожалению, около ста лет назад дом сгорел. Долгое время на его месте стоял памятный знак, и лишь в 2008 году здесь был выстроен Духовно-исторический центр святого Паисия Хилендарского. Обширная экспозиция рассказывает о жизни и трудах просветителя болгарского народа. В стенах центра воссоздан интерьер афонского храма и кельи, где подвизался преподобный. Здесь можно увидеть фотокопию рукописи Паисия (оригинал хранится на Афоне), рядом стоит сосуд, где находится горсть земли со Святой Горы.
Память святого глубоко чтут не только на его родине, но и во всей Болгарии. В честь преподобного назван университет в Пловдиве, многие школы и институты в других городах. Правительством Болгарии была учреждена награда Св. Паисия Хилендарского, которая присуждается деятелям культуры за выдающиеся достижения. Преподобный Паисий изображен на болгарской банкноте достоинством два лева.
...Православный Банско, где далекая история становится ближе, – очень дружелюбный город, который готов открыть свои объятия каждому. Как говорят болгары, ДОБРЕ ДОШЪЛ! И вряд ли эти слова, созвучные с русским приветствием, нуждаются в переводе.
В заповедных горах
Банско – самый популярный горнолыжный курорт Болгарии. Город расположен в 160 км от Софии, на высоте 936 метров над уровнем моря – у подножия горного хребта Пирин.
Пиринский заповедник со множеством озер между живописными вершинами включен в список природного наследия ЮНЕСКО. На склонах хребта среди вековых заснеженных елей проложены маршруты для горнолыжников и сноубордистов. В окрестностях города есть термальные источники, которые любят посещать многочисленные туристы.
Местные жители гордятся древней историей своего города, в которую благодаря активным археологическим раскопкам, ведущимся в окрестностях Банско, едва ли не ежегодно вписываются новые страницы. Оказывается, люди селились на этом месте еще в X веке.
Расцвет города пришелся на XVII–XIX столетия. В это время местные купцы торговали табаком, хлопком, сафьяном, золотом. Город насчитывает более 120 памятников истории и культуры.
Те, кто бывал в Банско, отмечают особую атмосферу уюта и покоя этого города. Узкие живописные улочки и старинные каменные дома переносят нас во времена позднего Средневековья. Кажется, время замедляет здесь свой бег. Даже в центре города во дворах кричат петухи, а если свернуть с главной улицы под названием Пирин на боковые улочки, то можно увидеть стадо овец, выбегающих из ворот.
В городе, где проживают всего 8 тысяч жителей, огромное количество небольших национальных ресторанчиков. Внутри обязательно будет гореть камин, а в дверях стоять хозяин, который встречает каждого посетителя как дорого гостя.
В блокнот паломнику:
Из Софии до Банско от Центрального автовокзала (бульвар Княгиня Мария-Луиза, 100) идет автобус, время в пути примерно 2,5 часа. Но можно воспользоваться и железнодорожным транспортом. С Центрального вокзала (бульвар Княгиня Мария Луиза, 102) надо доехать на электричке до станции Септември, затем пересесть на поезд, следующий до станции Добриниште (отправляется три раза в день). Поезд идет с небольшой скоростью, и у вас будет возможность полюбоваться живописными видами, открывающимися из окна вагона.
Церковь Святой Троицы
Адрес: г. Банско, площадь Возрождения, д. 1.
Открыта ежедневно с 8.00 до 20.00, в зимнее время – до 17.00.
Елена Ермилова, фото автора