Не искушай!

Архив статей

Не искушай!

В безмолвной Иудейской пустыне возвышается величественная гора, с которой открывается захватывающий вид на Иерихон, Иорданскую долину и Мертвое море. Именно здесь после Своего Крещения в реке Иордан Иисус Христос постился и молился сорок дней и сорок

 

В безмолвной Иудейской пустыне возвышается величественная гора, с которой открывается захватывающий вид на Иерихон, Иорданскую долину и Мертвое море. Именно здесь после Своего Крещения в реке Иордан Иисус Христос постился и молился сорок дней и сорок ночей.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 1–4).

Потом дьявол взял Иисуса в Святой Город и поставил на краю храма: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус кротко ответил: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего».

 

В монастыре сохранилась келья преподобного Харитона исповедника. Она такая маленькая, что находиться в ней можно только в полусогнутом положении. В монастыре сохранилась келья преподобного Харитона исповедника. Она такая маленькая, что находиться в ней можно только в полусогнутом положении.

 

После этого сатана взял Его на высокую гору и показал все царства мира и славу их: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Но Христос отверг лукавые предложения: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», – сказал Он. Тогда враг рода человеческого оставил Его, «и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4, 5–11).

 

Духовный мед на вершине горы

Сегодня на склоне горы, ставшей свидетелем евангельских событий и получившей название Сорокадневная гора, или гора Искушения, стоит одноименный греческий мужской православный монастырь. Во времена крестоносцев он получил еще одно название – Каранталь (от латинского quarenta, что значит «сорок»).  Его каменные стены, вереница узких окон в кельях братии, колокольня и часовня Искушения Господня, кажется, высечены из скалы. Монастырские постройки, растянувшиеся между вершиной и основанием горы, похожи на ее изящный нерукотворный уступ. Между тем все это – творение рук человеческих.

 

«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

 

Появление монастыря относят к середине IV века, когда в этих местах преподобный Харитон Исповедник основал Лавру Дука. Впоследствии она неоднократно подвергалась нападениям: в 614 году во время нашествия персов монастырь был разрушен, а после захвата Иерусалима халифом Умаром ибн Хаттабом в 637 году окончательно пришел в запустение. Впоследствии две церкви обители (на вершине горы и на месте пещеры) были восстановлены крестоносцами, но уже с XV века историки потеряли информацию о монахах.

 

В Иерихоне сохранилось дерево Закхея – древняя смоковница, на которую залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Сейчас это дерево находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому Обществу. На месте, где находился дом Закхея, ныне расположено подворье Русской Духовной Миссии с храмом Иоанна Предтечи В Иерихоне сохранилось дерево Закхея – древняя смоковница, на которую залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Сейчас это дерево находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому Обществу. На месте, где находился дом Закхея, ныне расположено подворье Русской Духовной Миссии с храмом Иоанна Предтечи.

 

В середине XIX века русский архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах разоренного монастыря Четыредесятницу. Он писал: «…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в Неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода».

 

Купол монастырского храма Купол монастырского храма

 

Лишь в конце XIX века Греческая Православная Церковь получила в собственность это святое место и взялась за строительство монастыря. При поддержке Российской империи в период с 1875 по 1905 год обительиобрела современный вид. Восстановленный монастырь и быстро набирал силу и становился похожим на большой улей, «в котором любители безмолвия не переставали… вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

 

Два монаха

Ныне жизнь в обители совсем другая, сегодня здесь живут два насельника из числа Святогробского братства – престарелый игумен архимандрит Герасим и иеродиакон Онуфрий. Периодически к ним приезжают иноки из других монастырей, чтобы помочь. После совершения утреннего богослужения отец Герасим начинает принимать многочисленных посетителей: паломников и туристов. И только в четыре часа дня, когда монастырь закрывается, отец Герасим возвращается к уединенной отшельнической жизни.

 

Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы.

 

Подъем на гору Искушений высотой почти 400 метров начинается в старинном Иерихоне, одном из самых древних городов мира. Он неоднократно упоминается в Библии, где называется еще и «городом пальм». Современный Иерихон, словно зеленый ковер-оазис, развернулся посреди золотистых песчаных волн безжизненной пустыни. До смотровой площадки, откуда открывается живописный вид на город, можно доехать по канатной дороге всего за пять минут. Кстати, самой длинной на Ближнем Востоке – ее протяженность составляет 1330 метров. Отсюда до монастыря всего 15 минут прогулочным шагом по петляющей каменистой дороге. Однако некоторые благочестивые паломники отказывают себе в удовольствии прокатиться с ветерком и поднимаются в гору самостоятельно. Пеший путь под силу не только спортсменам. Извилистая широкая дорога довольно пологая, и основная трудность подъема – жара и лучи палящего солнца, идти под которыми придется около получаса. Но и эти трудности решаются благодаря многочисленным лавкам местных жителей, которые с удовольствием предлагают паломникам различные напитки и сувениры.

 

Фрагмент иконостаса Фрагмент иконостаса

 

Камень молитвы

Когда вы, наконец, подниметесь, ворота в монастырь вероятнее всего будут закрыты, и, чтобы попасть внутрь, придется настойчиво стучать медным кольцом по тяжелой металлической двери до тех пор, пока не откроют. Шагнув внутрь, вы попадете в узкий каменный коридор. Это край горы, которая для безопасности и удобства была огорожена стеной. По мере продвижения вглубь каменного коридора вы увидите высеченные в скале иноческие кельи, надежно защищенные от летнего зноя и даже в самый жаркий полдень располагающие к молитве и воздержанию. Все внутренние помещения обители вырублены в скале.

 

Колодец с живой водойна нижнем этаже монастыря. Вода подводится из источника святого пророка Елисея в Иерихоне Колодец с живой водой на нижнем этаже монастыря. Вода подводится из источника святого пророка Елисея в Иерихоне.

 

Дойдя до небольшой пещеры, вы попадете в часовню Искушений. Здесь находится главная святыня монастыря – камень, на котором, согласно преданию, молился Господь во время Своего пребывания в пустыне. Над этим камнем устроен престол. Если вы приедете в монастырь с группой паломников в сопровождении священника, попросите разрешения у отца Герасима отслужить здесь молебен. Не упустите возможности поблагодарить Господа за то, что вам удалось побывать в месте, где Сын Божий провел в уединении и посте 40 дней и 40 ночей, прежде чем выйти на общественное служение ради нашего с вами спасения.

 

В блокнот паломнику:

Адрес монастыря: Палестинская автономия, г. Иерихон, а/я 21, Православный греческий мужской монастырь Искушения

Тел.: (972) (2) 2322827

Как добраться: Иерихон расположен на севере Иудейской пустыни, в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Находится на территории Палестинской автономии. Из Иерусалима до города можно добраться на маршрутном такси от Дамасских ворот или на автобусах, которые едут к Мертвому морю от центрального иерусалимского автовокзала

Часы работы монастыря: пн-пт: 9.00–13.00, 15.00–16.00, сб: 8.00–14.00 , вс: закрыт.

Канатная дорога: ежедневно с 8.30 до 18.30

 

Мария Козырева,

фото Анастасии Коротких

 

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.