В безмолвной Иудейской пустыне возвышается величественная гора, с которой открывается захватывающий вид на Иерихон, Иорданскую долину и Мертвое море. Именно здесь после Своего Крещения в реке Иордан Иисус Христос постился и молился сорок дней и сорок ночей.
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 1–4).
Потом дьявол взял Иисуса в Святой Город и поставил на краю храма: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус кротко ответил: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего».
После этого сатана взял Его на высокую гору и показал все царства мира и славу их: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Но Христос отверг лукавые предложения: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», – сказал Он. Тогда враг рода человеческого оставил Его, «и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4, 5–11).
Духовный мед на вершине горы
Сегодня на склоне горы, ставшей свидетелем евангельских событий и получившей название Сорокадневная гора, или гора Искушения, стоит одноименный греческий мужской православный монастырь. Во времена крестоносцев он получил еще одно название – Каранталь (от латинского quarenta, что значит «сорок»). Его каменные стены, вереница узких окон в кельях братии, колокольня и часовня Искушения Господня, кажется, высечены из скалы. Монастырские постройки, растянувшиеся между вершиной и основанием горы, похожи на ее изящный нерукотворный уступ. Между тем все это – творение рук человеческих.
Появление монастыря относят к середине IV века, когда в этих местах преподобный Харитон Исповедник основал Лавру Дука. Впоследствии она неоднократно подвергалась нападениям: в 614 году во время нашествия персов монастырь был разрушен, а после захвата Иерусалима халифом Умаром ибн Хаттабом в 637 году окончательно пришел в запустение. Впоследствии две церкви обители (на вершине горы и на месте пещеры) были восстановлены крестоносцами, но уже с XV века историки потеряли информацию о монахах.
В середине XIX века русский архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах разоренного монастыря Четыредесятницу. Он писал: «…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в Неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода».
Лишь в конце XIX века Греческая Православная Церковь получила в собственность это святое место и взялась за строительство монастыря. При поддержке Российской империи в период с 1875 по 1905 год обительиобрела современный вид. Восстановленный монастырь и быстро набирал силу и становился похожим на большой улей, «в котором любители безмолвия не переставали… вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».
Два монаха
Ныне жизнь в обители совсем другая, сегодня здесь живут два насельника из числа Святогробского братства – престарелый игумен архимандрит Герасим и иеродиакон Онуфрий. Периодически к ним приезжают иноки из других монастырей, чтобы помочь. После совершения утреннего богослужения отец Герасим начинает принимать многочисленных посетителей: паломников и туристов. И только в четыре часа дня, когда монастырь закрывается, отец Герасим возвращается к уединенной отшельнической жизни.
Подъем на гору Искушений высотой почти 400 метров начинается в старинном Иерихоне, одном из самых древних городов мира. Он неоднократно упоминается в Библии, где называется еще и «городом пальм». Современный Иерихон, словно зеленый ковер-оазис, развернулся посреди золотистых песчаных волн безжизненной пустыни. До смотровой площадки, откуда открывается живописный вид на город, можно доехать по канатной дороге всего за пять минут. Кстати, самой длинной на Ближнем Востоке – ее протяженность составляет 1330 метров. Отсюда до монастыря всего 15 минут прогулочным шагом по петляющей каменистой дороге. Однако некоторые благочестивые паломники отказывают себе в удовольствии прокатиться с ветерком и поднимаются в гору самостоятельно. Пеший путь под силу не только спортсменам. Извилистая широкая дорога довольно пологая, и основная трудность подъема – жара и лучи палящего солнца, идти под которыми придется около получаса. Но и эти трудности решаются благодаря многочисленным лавкам местных жителей, которые с удовольствием предлагают паломникам различные напитки и сувениры.
Камень молитвы
Когда вы, наконец, подниметесь, ворота в монастырь вероятнее всего будут закрыты, и, чтобы попасть внутрь, придется настойчиво стучать медным кольцом по тяжелой металлической двери до тех пор, пока не откроют. Шагнув внутрь, вы попадете в узкий каменный коридор. Это край горы, которая для безопасности и удобства была огорожена стеной. По мере продвижения вглубь каменного коридора вы увидите высеченные в скале иноческие кельи, надежно защищенные от летнего зноя и даже в самый жаркий полдень располагающие к молитве и воздержанию. Все внутренние помещения обители вырублены в скале.
Дойдя до небольшой пещеры, вы попадете в часовню Искушений. Здесь находится главная святыня монастыря – камень, на котором, согласно преданию, молился Господь во время Своего пребывания в пустыне. Над этим камнем устроен престол. Если вы приедете в монастырь с группой паломников в сопровождении священника, попросите разрешения у отца Герасима отслужить здесь молебен. Не упустите возможности поблагодарить Господа за то, что вам удалось побывать в месте, где Сын Божий провел в уединении и посте 40 дней и 40 ночей, прежде чем выйти на общественное служение ради нашего с вами спасения.
В блокнот паломнику:
Адрес монастыря: Палестинская автономия, г. Иерихон, а/я 21, Православный греческий мужской монастырь Искушения
Тел.: (972) (2) 2322827
Как добраться: Иерихон расположен на севере Иудейской пустыни, в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Находится на территории Палестинской автономии. Из Иерусалима до города можно добраться на маршрутном такси от Дамасских ворот или на автобусах, которые едут к Мертвому морю от центрального иерусалимского автовокзала
Часы работы монастыря: пн-пт: 9.00–13.00, 15.00–16.00, сб: 8.00–14.00 , вс: закрыт.
Канатная дорога: ежедневно с 8.30 до 18.30
Мария Козырева,
фото Анастасии Коротких