Старинные города Торжок и Старица, основанные у истоков самой большой реки Европы, богаты не только своей историей, но и великими православными святынями. Прокладывая на карте маршрут поездки, мы рассчитывали побывать в самых главных из них.
Там, где живут «новоторы»
В летописях Торжок впервые упоминается в 1139 году. Основанный Новгородскими купцами, город носил название Новый Торг. Расположенный на пересечении торговых путей, он быстро рос и развивался. Но новгородские купцы, испугавшись конкуренции со стороны стремительно набиравшего силу Нового Торга, стали всячески препятствовать его развитию, а сам город уничижительно прозвали Торжком. Правда это или нет, да только название это сохранилось до наших времен, ну а местные жители по-прежнему величают себя новоторами в память о былом величии предков.
...Мы стоим на крутом берегу Тверцы и любуемся панорамой города. Город-купец вольно раскинулся на берегах реки. Тут и там сквозь городскую застройку видны купола храмов. До революции в Торжке было четыре монастыря и более сорока церквей – каждый уважающий себя купец считал своим долгом поставить на своей улице храм в благодарность за свое процветание.
Три брата
Наше знакомство с городом начинается с Борисоглебского мужского монастыря – старейшего не только на Верхней Волге, но и во всей стране. Он был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии.
Вместе со своими братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема – Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь. Моисею удалось спастись. Впоследствии он принял монашество и стал насельником Киево-Печерского монастыря.
Прибывший на место трагедии Ефрем нашел голову брата и взял ее с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и по благословению киевского митрополита уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю.
Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия.
Личное участие императрицы
Период расцвета обители пришелся на время правления Екатерины Великой. В 1785–1796 годах на месте старого, разрушенного Борисоглебского храма по проекту Н. Львова был возведен новый. Императрица лично присутствовала при закладке нового храма, положив в его основание первый камень.
В 1925 году монастырь был закрыт, рака с мощами преподобного Ефрема вскрыта. Присутствующие при этом члены комиссии были немало удивлены, увидев в гробу две головы…
После закрытия монастыря в его стенах разместилась тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтновосстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории монастыря. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского.
Дух старины
Внимательный взгляд паломника не упустит из виду голубые купола Михаило-Архангельского собора. Но как же так: церковь Михаила Архангела, а куполато богородичные? В этом нет никакого противоречия, ведь главный придел храма освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Мы выходим из храма на улицу, чтобы отыскать самые укромные уголки, хранящие дух купеческого прошлого. Город издавна славился золотым шитьем, и это ремесло, зародившееся еще в XIII веке, живо и поныне.
А.С. Пушкин, любивший бывать в Торжке, очень высоко ценил искусство местных мастериц. Купив однажды пояса, шитые золотом, в подарок жене своего друга Вяземского, он писал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».
Кстати, не исключено, что имя для своего самого известного литературного персонажа – Евгения Онегина – Пушкин «привез» из Торжка. Именно здесь на одной из городских лавок висела вывеска с точным указанием ее хозяина – Евгения Онегина, «булочных и портновских дел мастера».
На выезде из города мы посетили источник святой мученицы Наталии с чистейшей прозрачной водой. Здесь можно отдохнуть, собраться с мыслями, попить святой воды, чтобы с новыми силами продолжить свой путь.
Волга – не река?
«Если Старица не город, то и Волга не река», – любят повторять местные жители. Прошедшим летом эта поговорка почти обрела свой буквальный смысл. Уровень воды в Волге опустился настолько, что участники традиционного Волжского крестного хода были вынуждены совершать его не по воде, а пешком – многочисленные отмели не позволили катерам пройти по реке к Старицкому Успенскому монастырю.
...Старица была основана в 1297 году князем Михаилом Тверским. Существует предание, что на этом месте стоял некогда городок Любим, дотла сожженный татарами. Когда князь Михаил прибыл на пепелище, то нашел здесь лишь одну престарелую монахиню, укрывавшуюся в пещерах. Отсюда и пошло название города.
Этот город любил Иван Грозный и бывал здесь неоднократно. Здесь располагалась его резиденция, где он жил, молился и вершил государственные дела. Здесь же царь принимал иноземных гостей.
В Старом Бору
Монастырь был основан в 1110 году монахами Киево-Печерской Лавры. «...в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним» – читаем мы в старых книгах.
В первой половине XVI века при князе Андрее в монастыре началось каменное строительство – обитель как бы родилась заново. А в 1559 году наместником монастыря был поставлен архимандрит Иов, ставший впоследствии первым Патриархом Московским и всея Руси.
Когда на московском престоле воцарился Лжедмитрий, патриарх Иов, отказавшийся служить самозванцу, был отправлен в Старицу в ссылку, где вскоре и скончался. Здесь же, в монастыре, патриарха похоронили и возвели над его усыпальницей колокольню. В 1652 году по высочайшему указу царя Алексея Михайловича мощи патриарха Иова были торжественно перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Любовь к фотографии
После революции монастырь «как культовый объект» подлежал закрытию. В тридцатые годы все его постройки, включая монастырские стены, разобрали на хозяйственные нужды. И, как знать, возродилась ли когда-нибудь обитель к жизни, если бы... не страстное увлечение Виктора Христенко художественной фотографией.
В начале «нулевых» Виктор Христенко, занимавший в то время пост заместителя Председателя Правительства, в поисках красивых пейзажей впервые посетил старинный город на Волге. Увиденное поразило его, и он загорелся идеей возродить монастырь.
Вскоре был создан специальный фонд, и работа закипела. За десять с небольшим лет практически из небытия были возрождены монастырские постройки – храм Успения Пресвятой Богородицы, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Троицкая церковь.
Возрожденные святыни
Главный храм обители – Успенский собор – похож на одноименный собор Московского Кремля, но в отличие от последнего, конечно, поменьше. Здесь покоятся мощи преподобной Пелагеи Старицкой, которая, по преданию, была ближайшей родственницей патриарха Иова. К собору, как и прежде, примыкает трехъярусная колокольня, построенная над усыпальницей святителя. Введенский храм, как и прежний, возведен в два этажа. Но если раньше в нижней части размещались поварня, кладовые, погреба, то теперь это место отведено под конференц-зал. Духовно-просветительский центр «Образ», работающий при монастыре, в праздничные дни проводит здесь концерты и конференции.
Здесь же, в небольшой комнатке, по греческой традиции устроена так называемая костница, в которой хранятся останки, собранные во время строительных работ по всей территории монастыря.
К Успенскому собору буквально прилепился еще один храм обители – Троицкий. Если вы захотите поставить свечу перед алтарем, то вам нужно будет подняться на второй этаж, где собственно и располагается храм, а внизу, как и раньше, находится усыпальница.
Один из самых красивых
Возвращаясь из Старицы в Москву, невозможно проехать мимо Иосифо-Волоцкого монастыря. Его архитектурный ансамбль считают одним из красивейших в русской архитектуре. Для полноты картины не хватает лишь колокольни, взорванной во время войны не то немцами, не то красноармейцами. Но будет и колокольня – работы по ее восстановлению, слава Богу, уже начались.
Святая обитель была основана в 1479 году стараниями преподобного Иосифа Волоцкого, который ввел в монастыре общежительный устав, считая, что насельники монастыря помимо духовного делания должны заниматься еще и хозяйственной деятельностью.
В 1486 году в монастыре построили каменный собор, прославившийся росписями великого Дионисия. «...И по прехожении немного лет подписал ея хитрыми живописцы в русской земли Дионисием и его детми Владимером и Феодосием и Пасеею иноком и два братанича (племянника) Иосифова – инок Досифей да инок Васиян». К сожалению, эти росписи не сохранились – в XVII веке собор был полностью перестроен. Из многочисленных творений Дионисия сохранилась лишь одна икона – «Богоматерь Одигитрия», которая стояла в местном ряду соборного иконостаса слева от Царских врат. Однако этот образ не вернулся в храм – сейчас он находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.
Что хранят монастырские стены
Еще при жизни основателя монастырь стал значительным центром древнерусской культуры. При этом он использовался и как место заточения неугодных или провинившихся перед властью людей. В разное время здесь содержались преподобный Максим Грек, нестяжатель Вассиан Косой (князь Патрикеев), вольнодумец Матвей Башкин. В Германову башню монастыря в начале XVII века был заточен сведенный с престола князь Василий Шуйский.
В Смутное время монастырь осаждали поляки, его даже захватил на время сподвижник Лжедмитрия II князь Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева.
Перед революцией в обители было пять храмов, не считая скита с «колодезем Иосифа Волоцкого». При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, больница, церковно-приходская школа.
Но в 1922 году монастырь был закрыт и вскоре пришел в запустение. Драгоценная утварь, не взятая в Третьяковку и Русский музей, отошла местному краеведческому музею. Для Ленинской библиотеки было отобрано около четырехсот самых ценных монастырских книг, а также архив обители и летописи. Все остальное просто списали в утиль.
В конце 80-х годов, еще при Советском Союзе, в обители была возобновлена монашеская жизнь, а в 1999 году Иосифо-Волоцкий монастырь стал ставропигиальным.
Владимир Ештокин, фото автора