Не одно столетие ярославские храмы вызывали восхищение и удивление гостей города. И сейчас, несмотря на значительные утраты XX века, Ярославль остается архитектурной жемчужиной России.
Купеческим иждивением
Прогуливаясь по центру города, мы обязательно обратим внимание на высокую ажурную колокольню, возвышающуюся над низкой застройкой и словно скрывающую от мирской суеты своды древнего храма. Да, так и есть: это церковь во имя Сретения Господня. Она имеет довольно интересную историю, которая началась с небольшого деревянного храма, упомянутого в переписных книгах 1636 и 1648 годов и давшего название одной из частей посада – Сретенской сотне. А в 1685-м «иждивением» купца Павла Якимовича Денисовского деревянное строение заменили добротным каменным двухэтажным, с приделом во имя святителя Стефана Сурожского. Позднее рядом поставили теплую (зимнюю) церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Расположение храмов было весьма удачным: центр города, место бойкое, прихожан много. Во главе епархии стоял тогда всем известный митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич.
В духе ярославского узорочья
Впоследствии оба сооружения не раз подвергались переделкам, их даже слили в единый «благолепный» ансамбль. Но храм ветшал, и тогда видный ярославский промышленник, гласный городской думы Иван Николаевич Дунаев выделил значительную сумму под его капитальную реконструкцию. И длилась она четыре года, с 1891-го по 1895-й, под руководством губернского архитектора Николая Ивановича Поздеева.
Церковные фасады были выполнены теперь в стиле кирпичного узорочья конца XVII века. И также нарядно выглядела каменная ограда, выходящая в узенький Сретенский переулок. Появился еще один придел – во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона. В 1896 году на праздник Сретения обновленный храм освятил Ярославский и Ростовский владыка, архиепископ Ионафан (Руднев), а новый придел – архимандрит Ефрем.
Сретенская церковь славилась двумя особо почитаемыми иконами – преподобного Сергия Радонежского и мученика Христофора. Как чудотворный почитался и «образ древнего письма» свт. Стефана Сурожского, перед которым часто служили молебны, «особенно в случаях болезней младенцев».
А сколь благозвучным был ансамбль колокольни! На ней находилось 18 колоколов – от «Благовестника» в 357 пудов до «Зазвонного» в один пуд.
Храм Сретения обладал великолепной акустикой. Именно здесь в 1918 году организовал свою певческую капеллу композитор и мастер церковного пения священник Василий Зиновьев. Его хор выступал до 1925 года. В этом храме отца Василия и отпевали.
Вернуть полное благолепие
После революции Сретенский храм у верующих отобрали и даже собирались взорвать. По счастью, до уничтожения дело не дошло, однако новые власти чего только не размещали в церковном здании – клуб, склад, пекарню и швейный цех. В результате храм был обезображен перегородками, лишился купола, начала разрушаться ограда.
Только двадцать лет назад церковь Сретения Господня вновь стала действующей. И как дружно взялись прихожане за восстановление интерьеров любимого храма! Воссоздать купол с крестом помогла мэрия города. Спустя несколько лет при храме открылась воскресная школа для детей и взрослых.
Но, разумеется, многое еще предстоит сделать. «Вы видите, как тусклы сейчас фасады здания, – рассказал нам завхоз храма Николай Шаров. – Думаете, это от старости? Нет. Просто в дни Великой Отечественной войны яркие краснокирпичные стены специально зачернили, чтобы они не служили ориентиром для немецких летчиков. Посмотрите на колокольню – с ее очисткой нам посодействовало городское правительство, так должно выглядеть все строение. Еще необходимо заделать трещину в стене, отремонтировать окна, отреставрировать трапезную и бывший крестильный храм. Кроме того, нужны новые колокола. Не хватает рабочих рук и финансов, но с Божией помощью трудности будут, надеемся, преодолены».
Уцелевшая икона
Ярославцы считают Сретенскую церковь одной из самых нарядных достопримечательностей и весьма часто ходят сюда. Любознательному иногороднему паломнику отнюдь не лишне заглянуть сюда тоже. Одна из любимых святынь горожан – чтимый образ Божией Матери «Умиление», написанный по типу Псково-Печерского. Попал он сюда из затопленного в 1941 году при создании Рыбинского водохранилища Афанасьевского женского монастыря под Мологой.
Собственно, вакханалия его закрытия случилась еще в январе 1930-го. Очнувшись от новогодней гулянки, толпа безбожников заявилась в обитель и сразу после Литургии буквально пинками вытолкала всех верующих из Свято-Духовского и Троицкого храмов. Множество икон и утвари было вдребезги разбито, с колокольни сброшены и расколоты все колокола. Главную монастырскую святыню – древний список XIV века с чудотворного образа Тихвинской Божией Матери лично изъял начальник мологского ОГПУ, икона бесследно исчезла. Небольшую часть образов свалили как попало на телеги и повезли в городской музей. Послушнику монастыря, будущему знаменитому ярославскому старцу, архимандриту Павлу Груздеву, удалось в общем хаосе незаметно скинуть несколько икон на землю и притоптать снегом.
Потом он забрал их к себе. Например, узкая в дубовой раме икона Архангела Михаила была у него келейной, сейчас пребывает в Яковлевском соборе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ростова, недалеко от раки с мощами святителя Иакова.
А икона Божией Матери «Умиление» оказалась в фондах Ярославского художественного музея, откуда была передана во вновь открытый Сретенский храм, настоятелем которого с 2012 года является протоиерей Павел Рахлин.
В блокнот паломнику:
Адрес: г. Ярославль, Депутатский пер., д. 4
Тел.: (4852) 30-53-93
Сайт: http://yar-sretenie.cerkov.ru
Как добраться: На автомобиле по федеральной трассе М8 «Холмогоры», от Москвы 282 км. Въезд в город по Московскому проспекту. С Щелковского автовокзала Москвы в Ярославль несколько раз в день ходят автобусы.
Можно воспользоваться железнодорожным экспрессом «Москва-Ярославль» либо электричкой. Время в пути 3-4 часа.
Александр Алиев,
фото Владимира Ештокина