В честь хана Касыма

Архив статей

В честь хана Касыма

На границе Мещерского края и бескрайних мордовских лесов стоит удивительный русский город с татарским названием – Касимов.

 

На границе Мещерского края и бескрайних мордовских лесов стоит удивительный русский город с татарским названием – Касимов.

 

Под власть русских царей

Согласно летописям, город был основан Юрием Долгоруким на пять лет позже Москвы в 1152 году и назывался Городец Мещерский. После разорения татаро-монголами в 1376 году город был отстроен заново и получил имя Новый Низовой Город.

 

Юрий Долгорукий Юрий Долгорукий

 

Это название просуществовало около ста лет. В борьбе за московский престол князю Василию Темному оказали поддержку казанские ханы Касым и Якуб, которые бежали из Казани, спасаясь от своего брата Махмутека, убившего в борьбе за власть отца и ближайших родственников. За верную службу Василий Темный пожаловал хану Касыму Новый Низовой Город с окрестностями.

Так, недалеко от Москвы в 1452 году образовалось Касимовское ханство, просуществовавшее больше двух веков, вплоть до смерти последней наследницы ханов Фатимы-Султан в 1681 году.

От этих далеких времен в городе сохранился минарет XV века. Его верхняя часть не вполне симметрична. Предание связывает эту архитектурную особенность с посещением города Петром I. Приближаясь к посаду на речном судне, царь Петр перекрестился на минарет, издали приняв его за колокольню православного храма. Приближенные сказали об этом царю, и Петр в порыве гнева навел пушку на минарет, выстрелил и снес метко пущенным ядром часть вершины древнего здания. Когда царь покинул город, татары отремонтировали минарет, но следы царского гнева видны до сих пор.

 

Троицкий храм в поселке Гусь-Железный - самый большой сельский храм России Троицкий храм в поселке Гусь-Железный - самый большой сельский храм России.

 

Православные потомки ханов

Касимов всегда был православным городом, даже во времена ханства. Христиане и мусульмане на протяжении веков вели мирное сосуществование, мусульманское и православное духовенство относилось друг к другу уважительно. В годы репрессий представители обеих конфессий одинаково пострадали от советской власти.

Однако, переход татар в православие мусульманское население города всегда резко осуждало, о чем красноречиво свидетельствует житие местночтимого святого царевича Иакова – прямого потомка сибирских ханов.

Внук хана Арслана (в 1612 году выступил на стороне ополчения Минина и Пожарского) и Фатимы-Султан Иаков вел благочестивую жизнь, был кротким и глубоко верующим человеком. Но именно эти христианские добродетели восстановили против него соплеменников.

Однажды фанатики-мусульмане напали на Иакова и жестоко его избили. Не оправившись от побоев, царевич умер в возрасте двадцати пяти лет. Перед смертью он завещал похоронить себя в монастыре Казанской иконы Божией Матери.

Через некоторое время на месте захоронения невинно убиенного царевича стали происходить чудесные исцеления болящих. Вплоть до закрытия монастыря в 1918 году его насельницы вели летопись чудесных избавлений, но после разорения обители эти записи бесследно исчезли.

Другой потомок хана Арслана в 14-м колене протоиерей Николай (Ибрагим Арсланов), уже в зрелом возрасте принявший православие и священный сан, также подвергался притеснениям со стороны соплеменников. Его выбор не приняли и самые близкие люди, которые прервали с отцом Николаем всякие отношения.

 

К блаженной Матроне

Итак, мы едем на восток от Москвы. Надо сказать, что через Касимов пролегает путь в Дивеево. Обычный маршрут к преподобному Серафиму лежит через Владимир в Муром и дальше. От Мурома до Касимова около 80 километров. Если ехать на автомобиле, дорога займет немного больше времени, зато есть возможность посетить сей славный город.

Оказавшись в Касимовском районе, не пропустите указатель «Анемнясево». Это село в двух километрах от трассы известно тем, что в нем родилась и подвизалась блаженная Матрона Анемнясевская.

 

Блаженная Матрона Анемнясевская Блаженная Матрона Анемнясевская

 

На месте ее дома сейчас стоит часовня, где 29 июля, в день ее памяти, на молебен собирается множество народа. Приезжают не только из ближайших окрестностей, но даже из Москвы.

Перед началом молебна в Троицком храме поселка Гусь-Железный служится Литургия. Этот, пожалуй, самый большой сельский храм России. Величественная церковь в псевдоготическом стиле была возведена в начале XIX века заводчиками Баташовыми. В храме находится чтимая икона блаженной Матроны Анемнясевской.

 

На Соборной площади

Прибываем в Касимов. Перед нами Вознесенский собор, Успенский храм, Благовещенский храм, торговые ряды и здание краеведческого музея – бывшего дворянского собрания. Они представляют единый архитектурный ансамбль Соборной площади.

 

Вознесенский собор считается одним из самых красивых в Рязанской епархии Вознесенский собор считается одним из самых красивых в Рязанской епархии

 

Вознесенский собор считается одним из самых красивых в Рязанской епархии. План собора «был снят с плана собора в Гатчине», о чем написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 год. Однако первое здание Вознесенской церкви было возведено еще в ХVI веке. Долгие годы в храме хранились Евангелие 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем, а также икона Иоанна Предтечи, присланная Иваном Грозным для молитвы о сыне.

В четверг Фоминой седмицы, в день прославления Матроны Анемнясевской, в храме торжественно празднуется Собор святых земли Касимовской.

 

Главная святыня

Никольский храм – один из старейших в городе – является преемником благочестивых традиций древнего Казанского монастыря.

В 1941 году церковь была закрыта. Но через два года ее открыли и уже больше не закрывали. Здесь хранится главная святыня Касимова – чудотворный список с иконы Божией Матери «Казанская». История ее такова. В начале ХVII века в городе жила благочестивая старица Иустиния, которая была прикована к постели из-за болезни ног. Иустиния усердно молилась Богородице, и однажды Царица Небесная явилась во сне болящей и повелела ей отправиться в Казань, чтобы принести оттуда список с чудотворной иконы Божией Матери «Казанская». Старица исполнила приказание и нашла икону в лавке купца, торгующего мукой.

 

Никольский храм – один из старейших в городе – является преемником благочестивых традиций древнего Казанского монастыря Никольский храм – один из старейших в городе – является преемником благочестивых традиций древнего Казанского монастыря

 

Получив от иконы исцеление, Иустиния в 1627 году построила в Касимове деревянную церковь, которая положила начало Казанскому монастырю. В советский период чудотворная икона считалась пропавшей, но в 80-е годы прошлого века древний образ, по промыслу Божьему, был обретен. После бережной реставрации его поместили в Никольском храме.

Сейчас каждое воскресенье перед этой святыней совершается Параклисис – особое песнопение с чтением акафиста.

 

Священники Касимова

Духовное сословие на Руси всегда было обособленным, отчасти это связано с негласным правилом о том, что приход наследует старшая дочь покойного священника. Поэтому семинарист, желающий принять сан и служить на приходе, выбирал спутницу жизни среди дочерей священников и впоследствии занимал место тестя.

Помимо родственных связей касимовское духовенство связывали и крепкие дружеские узы. В базарный день, по четвергам, закончив в городе свои дела, батюшки собирались в доме одного из самых уважаемых протоиереев – Анатолия Авдеевича Правдолюбова, где обсуждали насущные проблемы, читали проповеди, делились случаями из приходской практики.

 

Священномученик Анатолий Правдолюбов за работой Священномученик Анатолий Правдолюбов за работой

 

Касимовцы любили своих батюшек и, как могли, защищали их от нападок властей. Когда в 1930 году по ложному обвинению был арестован Михаил Дмитрев, все село пришло на суд поддержать батюшку. После вынесения несправедливого приговора касимовцы едва не учинили самосуд над самими судьями, а затем отправились в Москву хлопотать за отца Михаила. И добились правды, батюшку отпустили.

Так пастырь вернулся к своим прихожанам, чтобы через семь лет принять мученическую смерть в Рязанской тюрьме. Там же с разницей в три недели был расстрелян и протоиерей Анатолий Правдолюбов.

 

Село Маккавеево. 30-е годы XX  века Село Маккавеево. 30-е годы XX века.

 

В годы сталинских репрессий и на фронтах Великой Отечественной войны погибло почти все местное духовенство. Вспомним поименно мучеников и исповедников касимовских: священномученики Анатолий Правдолюбов, Николай Правдолюбов, Илия Бажанов, Константин Бажанов, Петр Крестов, Александр Туберовский, Николай Динариев, Матфий Рябцев, Евгений Харьков, мученики Евгений Дмитрев, Владимир Правдолюбов, Вера Самсонова, Михаил Дмитрев, священноисповедники Сергий Правдолюбов, Александр Орлов.

 

Священномученик Анатолий Правдолюбов на крестьянской телеге. 1924 год Священномученик Анатолий Правдолюбов на крестьянской телеге. 1924 год.

 

Потомки

После войны в живых остался лишь один священник из некогда большого рода Правдолюбовых – протоиерей Сергий Правдолюбов исповедник. Двое его сыновей погибли на фронте, старший сын был тяжело ранен и долго лечился в госпиталях, а младшему, когда закончилась война, было 14 лет.

В 1947 году над его старшим сыном Анатолием, прошедшим вместе с отцом лагеря и пролившим свою кровь на полях Великой Отечественной войны, совершается сначала диаконская, а через недолгое время и священническая хиротония.

В 50-х годах принимает священный сан и младший сын отца Сергия – Владимир. Протоиерей Владимир – старейший из ныне живущих священников, потомков священномучеников.

 

Семья Дмитревых, 1938 год. Село Селищи. Слева Направо: Лидия Дмитриевна Правдолюбова (Федотьева) жена о. Сергия Анатольевича, Ольга Михайловна Правдолюбова (Дмитрева) жена о. Анатолия Сергеевича, Нина Михайловна Дмитрева, Вера Сергеевна Правдолюбова, Пелагия Ивановна Правдолюбова (Живилова) жена о. Николая Анатольевича, Антонина Анатольевна Ключарева (Правдолюбова), не установлено, Виктор Сергеевич Правдолюбов, Александр Анатольевич Правдолюбов, Наталья Федоровна Серебрякова (Дмитрева), не установлено, Александра Анатольевна Правдолюбова.1938 год. Семья Дмитревых, 1938 год. Село Селищи. Слева Направо: Лидия Дмитриевна Правдолюбова (Федотьева) жена о. Сергия Анатольевича, Ольга Михайловна Правдолюбова (Дмитрева) жена о. Анатолия Сергеевича, Нина Михайловна Дмитрева, Вера Сергеевна Правдолюбова, Пелагия Ивановна Правдолюбова (Живилова) жена о. Николая Анатольевича, Антонина Анатольевна Ключарева (Правдолюбова), не установлено, Виктор Сергеевич Правдолюбов, Александр Анатольевич Правдолюбов, Наталья Федоровна Серебрякова (Дмитрева), не установлено, Александра Анатольевна
Правдолюбова.1938 год.

 

У священноисповедника Сергия восемь внуков, из которых семеро приняли священный сан, а один стал регентом церковного хора. Двоих из них, протоиерея Феодора и протоиерея Михаила, уже нет в живых.

Среди правнуков отца Сергия десять предстоят Престолу Божию: пять иереев и пять диаконов, еще шестеро учатся в духовных учебных заведениях.

 

Сын священноисповедника Сергия протоиерей Владимир Правдолюбов с праправнуком отца Сергия Владимиром. 2009 год. Сын священноисповедника Сергия протоиерей Владимир Правдолюбов с праправнуком отца Сергия Владимиром. 2009 год.
В первом ряду: протоиерей Феодор, протоиерей Сергий, протоиерей Владимир, протоиерей Серафим, протоиерей Михаил Правдолюбовы. Во втором ряду: иерей Симеон, протоиерей Симеон, Диакон Сергий Правдолюбовы. 2009 год. В первом ряду: протоиерей Феодор, протоиерей Сергий, протоиерей Владимир, протоиерей Серафим, протоиерей Михаил Правдолюбовы. Во втором ряду: иерей Симеон, протоиерей Симеон, Диакон Сергий Правдолюбовы. 2009 год.

 

Всего девятнадцать прямых потомков священноисповедника Сергия Правдолюбова приняли священный сан. Из ныне здравствующих служат шестнадцать: пятеро в Касимове, двое в окрестностях Касимова, девять в Москве.

В этом году в честь священноисповедника Сергия Касимовского (Правдолюбова) названа православная общеобразовательная школа города Касимова.

 

Внук отца Сергия (исповедника) протоиерей Симеон Правдолюбов освящает воду у Ильинского источника в Касимове на берегу Оки. 2009 год. Внук отца Сергия (исповедника) протоиерей Симеон Правдолюбов освящает воду у Ильинского источника в Касимове на берегу Оки. 2009 год.

 

В блокнот паломнику:

Из Москвы с автовокзала (м. «Щелковская») на автобусе № 452. Время в пути 5 ч 30 мин. Билеты лучше покупать предварительно, за 29 дней.

На автомобиле лучше ехать через Люберцы по трассе Р-105. Расстояние 286 км. Время в пути около 5 часов. Дорога проходит по знаменитому Касимовскому тракту, который связывал Москву с Нижним Новгородом и Муромом.

Протоиерей Михаил Анатольевич служит молебен перед храмом своего деда священномученика Михаила Дмитрева. Село Селищи. 2009 год Протоиерей Михаил Анатольевич служит молебен перед храмом своего деда священномученика Михаила Дмитрева. Село Селищи. 2009 год.

 

Диакон Сергий Правдолюбов

Фото автора, рисунки Анастасии Башковой

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.