Композитор, написавший музыку «Священной войны» и Государственного гимна. Дирижер, основавший ансамбль песни и пляски Российской Армии. Автор множества духовных произведений, регент храма Христа Спасителя – все это один и тот же человек.
С чего начинается Родина?
В центре села Плахино, что под Рязанью, возвышается бронзовый бюст с надписью на гранитном постаменте: «Александр Васильевич Александров. Автор музыки Гимна России». Здесь, в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны, в 1883 году родился будущий всемирно известный маэстро. В местной школе работает музей, где можно увидеть фотографии из семейного альбома и дирижерскую палочку Александра Васильевича, афиши и газетные вырезки, инструменты и концертные костюмы участников Краснознаменного армейского ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова. Недалеко от памятника и по сей день стоит Иоанно-Богословская церковь, в хоре которой пел маленький Саша, – благодаря хорошему слуху и музыкальной памяти он быстро запоминал духовные песнопения и народные распевы.
Как нередко бывает, «звездную» судьбу обусловил счастливый случай: услышав пение девятилетнего мальчика, заезжий земляк, солист Петербургского церковного хора, уговорил родителей отпустить Александра в город на Неве. Так юный музыкант становится певчим в Казанском кафедральном соборе. Сольфеджио, теория музыки, вокальное искусство – его «университеты» продолжаются в Императорской придворной певческой капелле, по окончании которой Александров получает звания регента и учителя пения. Следующим этапом стало поступление в Петербургскую консерваторию. Примечательно, что вердикт экзаменаторов – композиторов Лядова, Римского-Корсакова и Глазунова – был единодушным: «Такой талант нельзя загубить!».
Санкт-Петербург – Москва
К сожалению, через два года учебу в консерватории пришлось прервать из-за болезни: напряженные занятия, сырой петербургский климат и материальные трудности подорвали здоровье молодого человека. Александр переехал в Бологое, затем в Тверь, где работал регентом в храмах, руководителем хоровых коллективов в школах и училищах. Лишь в 1909 году удалось продолжить учебу – уже в Московской консерватории, которую Александров окончил по двум специальностям – композиции и вокалу. За дипломную работу – одноактную оперу «Русалка» по поэме А.С. Пушкина – талантливый выпускник был удостоен Большой серебряной медали.
Несколько лет спустя Александр Васильевич возвращается в альмаматер в качестве педагога-теоретика, позже получает звание профессора Московской консерватории, инициирует открытие специального класса военного дирижирования, который со временем превратился в военно-дирижерский факультет. Работу в консерватории он не оставит до конца жизни, преподавая сольфеджио, полифонию, дирижерское и хоровое мастерство, возглавляя хоровую кафедру и дирижерско-хоровой факультет.
На духовной ниве
С 1918 года Александров трудится одновременно дирижером-репетитором в хоре Большого театра и регентом в храме Христа Спасителя, куда его пригласил лично Патриарх Тихон. Еще в 1901-м в храме был создан хоровой коллектив, ставший одним из лучших в Москве: среди регентов и исполнителей соборного хора – А.А. Архангельский, П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Ф.И. Шаляпин. Александр Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя.
В это время композитор создает произведения, которые исполняются до сих пор: концерт для хора, симфонию в трех частях, поэму для хора, оркестра, органа и солистов «Христос Воскресе», сонату для скрипки и фортепиано, симфоническую поэму «Смерть и жизнь». Кроме того, широкую известность получили его обработки церковных песнопений и народных песен «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге». В наши дни особое место в репертуаре ансамбля Российской армии занимает программа, целиком составленная из духовных сочинений основателя коллектива.
Имени Александрова
Большой заслугой Александра Васильевича, бесспорно, является создание уникального красноармейского ансамбля песни и пляски: профессиональный мужской хор с солистами и танцевальной группой в сопровождении смешанного оркестра симфонических и народных инструментов без малого сто лет считается одним из лучших творческих коллективов в мире.
А началось все довольно скромно: однажды дирижер А.В. Александров вместе с культорганизатором Ф.Н. Даниловичем и режиссером П.И. Ильиным задумали подготовить литературно-танцевальное представление под названием «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Пилотный проект насчитывал 12 человек: восемь певцов, два танцора, чтец и аккомпаниатор-баянист. Днем рождения ансамбля считается 12 октября 1928 года, когда состоялось их первое выступление в Центральном доме Красной Армии.
Огромный успех дебютантов вдохновил Александра Васильевича на создание постоянной группы. В 1935 году ансамбль стал самостоятельной творческой единицей численностью около двухсот человек. Певцов и танцоров восторженно принимали бойцы Красной армии, рабочие, колхозники и представители интеллигенции. Украина и Средняя Азия, Заполярье и Закавказье – александровцы объездили с концертами весь Советский Союз. Вскоре пришло и международное признание. В сентябре 1937 года Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии завоевал Гран-при на Всемирной выставке искусства и техники в Париже. «С чем сравнить такой хор? Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент? Этот ансамбль уже покорил Париж. Страна, имеющая таких артистов, может гордиться», – писал французский музыкальный критик. В дальнейшем гастроли коллектива с триумфом продолжились в Чехословакии, Финляндии, Монголии, Польше и других странах.
Трудное время
Композитор Александров писал разную музыку, но его любимым жанром была песня – «начало начал музыкального творчества». Александру Васильевичу принадлежат незабываемые обработки революционных, солдатских и народных песен. В поисках репертуара для своего ансамбля он записывал армейские песни в поездках по стране, а вскоре стал сочинять их сам.
В годы войны солисты ансамбля разделились на несколько фронтовых групп, чтобы выступать одновременно на разных концертных площадках, призывных пунктах, улицах и площадях. За четыре года коллектив дал более полутора тысяч концертов, продолжая выступать по радио и записывать пластинки.
С удвоенной энергией работал и руководитель ансамбля. 24 июня 1941 года Александр Васильевич прочитал в газете «Красная звезда» стихотворение Лебедева-Кумача «Священная война» и сразу приступил к работе над мелодией. Песня была готова уже на следующий день. Времени на то, чтобы напечатать ноты, не было: композитор писал их мелом на доске, а музыканты переписывали в тетради. 26 июня «Священная война» была исполнена оставшейся в тылу группой Краснознаменного ансамбля прямо на Белорусском вокзале, а ее первыми слушателями стали солдаты, уходившие на фронт. Как вспоминают ветераны, по окончании припева все на мгновение замерли, а потом тишину взорвали оглушительные аплодисменты. По просьбам бойцов песня прозвучала несколько раз подряд.
С октября 1941 года ее стали передавать по Всесоюзному радио каждое утро после боя кремлевских курантов. Выпущенные за годы войны грампластинки с записью «Священной войны» отправляли на фронт вместе с вооружением. Народная и духовная одновременно, мощная по звучанию песня, созданная последним регентом храма Христа Спасителя, стала гимном защиты Отечества.
А в ночь на 1 января 1944 года все радиостанции страны впервые передали Гимн Советского Союза, написанный Александровым на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн страны оказался «долгожителем»: в 2001 году его мелодию утвердили в качестве официального символа новой России.
Благодарен судьбе
До конца своих дней Александр Васильевич работал с большой отдачей: он умер во время гастрольного турне ансамбля в Берлине в 1946 году. За год до этого из-за перенесенного инфаркта врачи запретили маэстро дирижировать. Однако он продолжал сочинять музыку и сразу после выхода из больницы написал «Победную кантату».
После кончины А.В. Александрова его имя было присвоено его любимому детищу – Краснознаменному ансамблю песни и пляски, ставшему поистине главным памятником композитору.
«Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента, – писал Александр Васильевич в одном из последних писем. – Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье». Его судьбу можно назвать счастливой: музыкант был востребован и в царской, и в советской России. Бог уберег Александрова от оглушительных падений, даровав бесценные творческие взлеты, всенародное признание и всеобщую любовь.
Ирина Лазарева