Оказавшись среди дворцов, каналов и шумного веселья многоязычной толпы, откройте для себя иную Венецию, бережно хранящую в своих храмах многочисленные христианские святыни.
По самым важным местам этого удивительного города нас провел настоятель русского православного прихода святых Жен-мироносиц протоиерей Алексий Ястребов.
В честь святого покровителя
Миновать главную площадь, на которой расположен знаменитый собор Святого Марка, просто невозможно, поэтому отец Алексий, как и десятки других гидов, начинает свой рассказ именно здесь.
– В 828 году венецианские купцы Буоно и Ристико, спасая от осквернения мощи апостола Марка, тайно вывезли их из захваченной мусульманами Александрии. Этот святой, некогда проповедовавший в городах северо-востока Италии, был объявлен покровителем Венеции, а его символ – крылатый лев – стал изображаться на флаге, гербе и зданиях республики.
Специально для мощей апостола была построена базилика, но в Х веке во время дворцового переворота вспыхнул пожар, пламя перекинулось на базилику, и она полностью сгорела.
На этом месте отстроили новый храм. Однако в 1063 году он был перестроен. Новая базилика была создана по образцу константинопольского собора двенадцати Апостолов – знаменитого «Апостолеона». Ее освящение состоялось в 1094 году. Но и эту дату нельзя считать годом окончания строительства – на протяжении всех последующих столетий храм непрерывно расширялся и благоукрашался. Неповторимый облик собору придает знаменитая квадрига, вывезенная крестоносцами из Константинополя, и колоннада из разноцветного мрамора. В целом же Сан-Марко – редкий пример византийской архитектуры в западной Европе.
И действительно, глядя на этот собор, ты понимаешь, что уже никогда не спутаешь его ни с каким другим. Он поражает и врезается в память сразу и навсегда.
На земле или на небе?
Мы заходим в базилику и попадаем в окружение золота, драгоценных камней и искрящейся мозаики, которые создают неповторимую атмосферу Сан-Марко.
– Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 квадратных метров, – продолжает свой рассказ отец Алексий, – и покрывает собой не только фасад храма, но и своды куполов, арок внутри собора, а также украшает пол. В центре базилики, в алтаре собора, покоятся мощи апостола и евангелиста Марка.
Древнейшая мозаика собора занимает площадь 4240 квадратных метров.
За престолом находится настоящий шедевр византийского искусства – «Золотой иконостас» (Пала де Оро). Это древнейшая, веками намоленная святыня. Пала выполнена в технике перегородчатой эмали и состоит из двух частей.
В ее верхней части – семь византийских икон, которые были вывезены из константинопольского монастыря Пантократора, усыпальницы византийских императоров. А нижняя представляет собой четырехъярусный иконостас, в центре которого находится образ благословляющего Господа в окружении четырех евангелистов.
Всего в Палу входит 250 эмалей, богато украшенных драгоценными камнями.
C чем можно сравнить это поистине царское великолепие? Пожалуй, только с храмом Святой Софии в Константинопле. Вслед за русскими послами, которые прибыли в Византию знакомиться с христианством, хочется сказать: «И не знали – на небе или на земле мы...»
Сокровищница храма
Мы обходим иконостас и оказываемся в приделе базилики, где находится чтимый образ Божией Матери «Никопея».
– Первое упоминание об этом образе относится к 610 году, – рассказывает наш спутник. – Согласно древнему преданию, он весьма почитался в Византии и особенно – в императорском войске. Отсюда и греческое название иконы «Никопея», что значит «Победоносная». Императоры всегда брали святыню с собой в походы. В бою она и была захвачена франками накануне падения Константинополя в 1204 году.
Из правой боковой галереи мы переходим в сокровищницу собора, которую редко посещают шумные туристы. Здесь в одиннадцати нишах хранятся редчайшие святыни: реликвии Страстей Христовых и мощи Божьих угодников.
Перечислю лишь некоторые из них: часть камня Гроба Господня, часть ткани, пропитанной Кровью Христовой, часть Древа Креста Господня, четыре шипа из Тернового венца Спасителя, святой гвоздь Господень, честные власы Пресвятой Богородицы, честная нога Георгия Победоносца, часть мощей Феодора Стратилата, часть главы Иоанна Предтечи, часть мощей Николая Чудотворца, честный перст святой Марии Магдалины, часть мощей великомученика Пантелеимона.
Есть даже личные вещи святого Марка – кольцо и Евангелие, написанное, как предполагают специалисты, рукой самого апостола.
Такое средоточие христианских святынь на небольшом пространстве кажется невероятным! Для каждой из них мог быть построен отдельный храм или монастырь, но венецианцы, конечно же, никогда не расстанутся со своими сокровищами, которые собирались веками.
Поклонившись святыням, мы подходим к витринам с древней церковной утварью. Эта коллекция уникальна. Многие предметы вывезены из императорской сокровищницы и ризницы храма Святой Софии в Константинополе.
Один из старейших в городе
Покинув собор Сан-Марко, мы направляемся к храму Христа Спасителя – одному из старейших в городе. С VII века он пережил несколько реконструкций. Сейчас это трехнефная церковь, построенная в форме латинского креста.
Здесь отец Алексий обратил наше внимание на две работы Тициана «Преображение» и «Благовещение». Но главное, ради чего батюшка приводит сюда паломников, – это возможность поклониться мощам святого великомученика Феодора Стратилата, которые хранятся в раке над престолом справа. Через стеклянную крышку хорошо видна глава святого,
увенчанная короной, нетленная кисть руки и ступни, обутые в сандалии.
В ризнице храма хранится честная глава праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, но, к сожалению, она недоступна для поклонения верующих.
К Василию Великому
А есть ли в Венеции православные храмы? Выясняется, только один. Это греческая церковь Святого Георгия. Именно туда нас и ведет отец Алексий.
– Работы по строительству каменного храма и колокольни были выполнены в XVI веке, – поясняет батюшка. – Иконы, фрески и мозаика датируются XVI–XVII веками. Над внутренним убранством храма работали лучшие мастера того времени. Так, иконостас был создан известными критскими иконописцами – Михаилом Дамаскиным и отцом Эммануилом Дзанес Буниалисом.
Главная святыня храма – серебряный мощевик, выполненный в форме кисти руки. В нем хранится десница святителя Василия Великого. По просьбе паломников священнослужители выносят святыню из алтаря и накладывают ее на голову верующих.
Где крестили Антонио Вивальди?
Осматривая достопримечательности венецианского района Костелло, мы очень скоро дошли до церкви святого Иоанна Предтечи.
– В этом древнем храме, основанном еще в VIII веке, был крещен знаменитый композитор Антонио Вивальди, – продолжает свой рассказ батюшка. – А мы сюда идем, чтобы поклониться святителю Иоанну Милостивому, Патриарху Александрийскому.
Мощи святителя Иоанна были перенесены в Венецию в XIII веке. Их прибытие ознаменовалось настоящим чудом. Первоначально предполагалось, что они будут храниться в соборе Святого Марка, но галера с ковчегом, проходя мимо церкви святого Иоанна Предтечи, встала вдруг как вкопанная. Ее так и не смогли двинуть с места. Тогда было решено нести ковчег по суше. Однако, он оказался таким тяжелым, что никто, кроме настоятеля Предтеченского храма, не смог его поднять. Священник понес драгоценную раку на главную площадь города, но начался такой сильный ливень, что все участники торжественной процессии попрятались в ближайшей церкви. Это оказался храм святого Иоанна Предтечи. Здесь рака и осталась – по тем или иным причинам перенести ее в другое место так и не удалось.
В храме все желающие могут приложиться к святым мощам, которые находятся под стеклом в мраморной раке, а кроме того – поклониться и другим великим святыням. Здесь хранятся два шипа из Тернового венца Спасителя, часть Животворящего Древа Креста Господня, часть ребра Иоанна Предтечи и монашеский крест преподобного Саввы Освященного.
Церковь святой Елены
Следующая остановка на нашем маршруте – церковь святой Елены, которая находится на одноименном острове. До нее можно дойти пешком: сначала по набережной, затем по мосту.
– На этом месте уже в XII веке стояли храм и больница, – говорит батюшка. – В ХIII веке его реконструировали и освятили в честь святой царицы Елены. Это произошло, скорее всего, сразу после перенесения ее мощей.
В 1211 (или 1212-м) году священник по имени Аикардо, находясь в захваченном крестоносцами Константинополе, разыскал мощи святой Елены и вывез их в Венецию.
До наших дней сохранилась лишь честная глава святой царицы, облаченная в серебряный реликварий.
На острове Лидо
Не все приезжающие в Венецию знают, что поклониться мощам Святителя Николая можно не только в Бари, но и на острове Лидо. Туда мы отправляемся на непривычном для нас транспорте – водном трамвайчике. С воды у выхода из лагуны открывается чудесный вид на монастырь Святителя Николая – покровителя путешественников и моряков. По дороге отец Алексий рассказывает:
– В этом храме мощи Николая Чудотворца хранятся с XI века. История их появления в Венеции поистине удивительная. Как мы знаем, в Миры Ликийские, где служил и почил Святитель Николай, вначале прибыли жители Бари. Они в большой спешке вывозили мощи чудотворца, и часть этой бесценной святыни могла остаться в стенах храма.
Через несколько лет в Миры отправились граждане Республики Святого Марка с надеждой найти хотя бы небольшую часть святыни – Николай Чудотворец глубоко почитался жителями венецианских островов.
Прибыв в Миры Ликийские, венецианцы стали допрашивать служителей, где они прячут оставшиеся мощи, но те утверждали, что барийцы забрали все. Солдаты уже собирались покинуть церковь, как вдруг в одном из приделов почувствовалось чудесное благоухание.
Разобрав пол, венецианцы обнаружили медный ларец с мощами святого. Забрав драгоценную реликвию, они отправились на родину. Так было угодно Господу, что корабль со святыней прибыл в Венецию в день памяти Николая Чудотворца и был встречен местными жителями с большими почестями.
Двенадцать лет без храма
Два года назад приход святых Жен-мироносиц отпраздновал свое 10-летие. Но до сих пор у верующих нет своего храма. В 2003 году католическая епархия предоставила приходу возможность совершать богослужения в древней базилике Усекновения главы Иоанна Предтечи (San Giovanni Decollato, местн. диал. San Zan Degolà) в сестьере Святого Креста.
Язык богослужений в основном церковнославянский, но определенные части служб звучат по-итальянски и по-румынски. Приход святых Жен-мироносиц интернационален, его составляют выходцы из стран СНГ: России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Есть также итальянцы, сербы и румыны.
Литургия и молебны совершаются не только в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, но и в других католических церквях – у мощей святых. В таких богослужениях участвуют православные паломники из самых разных стран мира.
В свою очередь, община святых Жен-мироносиц сама нередко посещает места, связанные с жизнью и подвигом великих христианских подвижников. Уже трижды православные венецианцы побывали на Святой Земле, готовятся к четвертой поездке.
Не имея пока возможности выстроить на венецианской земле храм из камня, отец Алексий строит его в людях. Смысл своего служения за рубежом батюшка видит и в том, чтобы при любых возможностях доносить мнение Православной Церкви по различным событиям в современном мире.
Татьяна Кашина