В течение 150 лет Владимир-на-Клязьме оставался главным городом Древнерусского государства. Память об этом времени хранят величественные белокаменные храмы и их бесценные святыни.
У парадного въезда
Знакомство паломников и туристов с бывшим стольным градом начинается, как правило, с Золотых ворот. Это один из немногих уцелевших памятников домонгольского периода, фрагмент мощных оборонительных валов, построенных при великом князе Андрее Боголюбском.
Сами ворота были настолько внушительны, что татары, штурмуя город в 1238 году, даже не думали их атаковать, а пробили стену южнее. Рассказывают, что, захватив Владимир, враги сняли тяжелые дубовые створы ворот, обитые листами золоченой меди (отсюда и название), и попытались увезти их по льду реки. Но лед не выдержал, и ворота утонули.
Из-за многочисленных реставраций сооружение дошло до нас в сильно искаженном виде. К сожалению, не сохранилась надвратная церковь Положения риз Богородицы во Влахерне. Ее возводили заново. Можно предположить, что мозаичные иконы Спасителя и Богородицы над аркой первоначально выглядели тоже несколько иначе – они появились здесь в начале девяностых годов прошлого века.
Тем не менее Золотые ворота остаются одним из главных исторических и духовных символов города. Не случайно именно здесь летом 1991 года владимирцы торжественно встречали мощи преподобного Серафима Саровского, когда их перевозили из Санкт-Петербурга в село Дивеево Нижегородской области.
«…и постави град во свое имя»
На самом деле история Владимира начинается задолго до эпохи Андрея Боголюбского. Официально считается, что город был заложен в 1108 году: «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Маномахом, и созда в нем церковь камену святого Спаса…». Но летописная цитата неполная. Вот ее окончание: «…а заложи его бе прежде Володимер Киевский».
Выходит, Мономах лишь обновил крепость, а основал город Владимир Красное Солнышко, который пришел на эти земли в 990 году. «И пришед ис Киева в Словеньскую землю и постави град во свое имя Володимер… и церковь соборную святую Богородицю древяную постави и вся люди крести Рускыя и наместницы».
Неугасимая свеча
В 2015 году Владимиро-Суздальская епархия отмечает 1025-летнюю годовщину Крещения Владимирской Руси. А известно ли, где конкретно произошло это великое событие? Известно: при слиянии речек Рпени и Почайны. На этом месте позднее был возведен Феодоровский монастырь.
Но время, к сожалению, многое изменило. Монастырь был разрушен, реки спрятали под землю в трубы. Само же место крещения оказалось частью территории закрытого предприятия оборонной промышленности – завода «Точмаш».
Но, слава Богу, на этой святой земле вновь звучит молитва! В 1993 году по инициативе тогдашнего директора завода Ю. Замбина здесь возвели каменную часовню в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. Теперь здесь постоянно совершаются молебны с чтением акафистов. Один-два раза в неделю приезжает служить батюшка – настоятель Князь-Владимирской церкви протоиерей Сергий Фестинатов. А по большим праздникам сюда обязательно привозят пожилых ветеранов и инвалидов, чтобы они смогли исповедоваться и принять святое причастие.
В день памяти святого Димитрия Донского (1 июня) в часовне совершается особенно торжественное богослужение, которое возглавляет правящий архиерей, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. «Ваша часовня, – сказал однажды владыка, – есть неугасимая свеча, ибо с этого места началось Крещение Владимирской Руси. Вот вам святая Иерусалимская земля, вот вам Иордан!»
Дом чудотворной иконы
Успенский кафедральный собор – самый древний во Владимире. При взгляде на эти стены охватывает невольный трепет! Это же двенадцатый век – эпоха Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо!
Храм практически полностью сохранил свой прежний облик – именно таким сурово-величественным его задумал неизвестный зодчий (из летописей мы знаем о мастере только то, что он «достаточный был»).
С этим собором связаны важнейшие события в истории нашей страны. Здесь до конца XV столетия находилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, одна из главных святынь Русской Церкви.
Здесь до возвышения Москвы помазывались на великое княжение Владимирские и Московские государи, в том числе святые защитники Руси – Александр Невский и Димитрий Донской.
Успенский собор – один из немногих храмов, где сохранились древние фрески домонгольского периода. Здесь можно увидеть и настоящий шедевр – «Страшный Суд» Андрея Рублева и Даниила Черного.
Соборные святыни
При посещении Успенского собора, находящегося в совместном пользовании музея-заповедника и епархии, у паломников есть возможность поклониться многим древним святыням. Среди них мощи святого Андрея Боголюбского (Андреевский придел), а рядом с главным иконостасом – рака с мощами его сына княжича Глеба, который отличался большим благочестием и умер в юном возрасте.
Многие чудеса происходили у этой гробницы. Только ее совершенно не коснулось пламя при поджоге храма воинами хана Батыя. Во время другого нашествия ордынцы, грабя собор, попытались вскрыть и раку, но оттуда внезапно вырвался сноп огня и обратил нечестивцев в бегство. А в 1613 году заступничеством княжича Глеба Владимир был избавлен от нападения польских интервентов.
Император Павел I, посетив город в конце XVIII столетия, приложился к мощам святого, а затем сказал своим сыновьям – Александру и Константину: «Молитесь, дети, угоднику Божию Глебу; впервые в России я вижу нетленно сохранившиеся мощи».
Нельзя пройти и мимо раки с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Над ней висит необычная икона, где защитник земли Русской представлен не как смиренный схимонах (он принял пострижение перед смертью), а как настоящий державный властелин – в роскошной горностаевой мантии и в венце.
А еще обратим внимание на место погребения митрополита Максима – он первый перенес в 1299 году свою кафедру из Киева во Владимир. Как гласит предание, однажды во сне ему явилась Богородица с Богомладенцем на руках и сказала: «…рабе Мой, Максиме, добре пришел еси семо посетити град Мой». А затем подала митрополиту Свой омофор со словами: «Прими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы».
Когда Максим очнулся от сна, в келии никого не было, а в руках – омофор Богородицы. Эта драгоценная реликвия хранилась в Успенском соборе в золотом ковчеге 112 лет. Когда же в 1422 году на город напали войска татарского царевича Талыча, ключарь Патрикий спрятал омофор в тайнике и не открыл этого места даже под страхом смерти. Враги пытали его, но ничего не добившись, умертвили ключаря. Божественный омофор так и не был найден.
Над захоронением святителя Максима вы можете увидеть образ Богородицы, написанный по его видению.
В 2013 году Владимиро-Суздальская епархия получила в дар от Киево-Печерской Лавры частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира. Митрополит Евлогий благословил написать специальную икону, куда святыня и была помещена.
Изукрашенный резьбою
Пройдем немного над обрывом Клязьмы вдоль желтого корпуса бывших губернских Присутственных мест. Перед нами – на небольшой площади знаменитый Дмитриевский собор.
Он был построен в 1194–1197 годах при Всеволоде Большое Гнездо и освящен в честь его небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского (в крещении князь Всеволод получил имя Димитрий). Стройный одноглавый храм входил когда-то в комплекс великокняжеского двора и с трех сторон был соединен с ним крытыми галереями, украшенными по углам лестничными башнями.
Сейчас всего этого, разумеется, нет, но зато отлично сохранилась белокаменная резьба на соборных стенах, которая и прославила Дмитриевский собор. А вот внутреннее убранство утрачено практически полностью. Сейчас здание принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. И лишь раз в год, на престольный праздник 8 ноября здесь совершается богослужение.
Непрерывная молитва
Всего каких-нибудь четверть века назад во Владимире было лишь два (!) действующих храма – Успенский собор и Князь-Владимирская церковь, которая была выстроена в 1785 году на средства городских обывателей. В ней молитвенная жизнь никогда не прерывалась. Со временем храм стал местом особого почитания верующих – на церковном кладбище похоронены выдающиеся духовные деятели прошлого века.
Среди них владыка Афанасий (Сахаров) – епископ Ковровский, который провел более тридцати лет в сталинских тюрьмах и лагерях и был прославлен в 2000 году в лике священноисповедников. Здесь также почивает владыка Онисим (Фестинатов), занимавший Владимирскую кафедру с 1944 по 1970 год. А его внук протоиерей Сергий Фестинатов уже много лет является настоятелем Князь-Владимирского храма. Здесь же служит и его младший сын – отец Алексий. Так сложилась уважаемая во Владимире династия священнослужителей.
Что такое Кидекша
В 2015 году мы будем отмечать целый ряд очень важных для нашей страны юбилеев. Среди них и 1000-летие мученической кончины первых русских святых – Бориса и Глеба, сыновей Владимира Красное Солнышко.
В тридцати восьми километрах от Владимира и в четырех от Суздаля расположено село Кидекша. Название это финно-угорское и переводится как «каменистая вода». И действительно, дно у протекающей здесь Нерли – сплошной камень. А впадающая в нее речка и вовсе зовется Каменкой. По преданию, именно в Кидекше произошла встреча Бориса и Глеба, когда они ехали в Киев по зову Святополка Окаянного. Один – из Ростова, другой – из Мурома.
А позже на этой земле находилась загородная резиденция Юрия Долгорукого с белокаменной церковью, которая была воздвигнута в 1152 году. Это древнейший (наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском) храм Владимиро-Суздальской Руси и первый, освященный в честь святых Бориса и Глеба. В нем сохранилась уникальная роспись XII века с изображением князей, скачущих на конях.
Сейчас в этом древнем храме можно побывать лишь как в музее. А если хотите затеплить свечку у иконы первых русских святых и, вспоминая их деяния, помолиться о прекращении братоубийственной брани, идите в церковь Святого Стефана, которая находится совсем рядом.
В блокнот паломнику:
Владимиро-Суздальский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
г. Владимир, ул. Б. Московская, 43
Тел. экскурсионного бюро: 8 (4922) 32-42-63
Успенский кафедральный собор
г. Владимир, ул. Б. Московская, 56
Тел.: 8 (4922) 32-52-01
Дмитриевский собор
г. Владимир, ул. Б. Московская, 60
Тел. 8 (4922) 32-24-67
Церковь Бориса и Глеба
Владимирская обл., Суздальский р-н, с. Кидекша
Князь-Владимирская церковь (на «Старом кладбище»)
г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 71а
Тел. 8 (4922) 32-59-29
Место Крещения (на территории ОАО «ВПО» «Точмаш»)
г. Владимир, ул. Северная, 1а
Как добраться: На автомобиле по федеральной трассе М7. Расстояние от Москвы 189 км. На автобусе – от Щелковского автовокзала. Они ходят несколько раз в день, выбирайте удобное для себя время.
На электричке – от Курского вокзала. Ходит также экспресс «Москва-Владимир» и скоростной «Сапсан» (Санкт-Петербург – Москва – Владимир – Нижний Новгород).
Сайт Владимирской епархии:www.eparh33.ru
Александр Алиев
Фото Олега Серебрянского