В нашей древней столице

Архив статей

В нашей древней столице

В течение 150 лет Владимир-на-Клязьме оставался главным городом Древнерусского государства. Память об этом времени хранят величественные белокаменные храмы и их бесценные святыни.

 

В течение 150 лет Владимир-на-Клязьме оставался главным городом Древнерусского государства. Память об этом времени хранят величественные белокаменные храмы и их бесценные святыни.

 

У парадного въезда

Знакомство паломников и туристов с бывшим стольным градом начинается, как правило, с Золотых ворот. Это один из немногих уцелевших памятников домонгольского периода, фрагмент мощных оборонительных валов, построенных при великом князе Андрее Боголюбском.

Сами ворота были настолько внушительны, что татары, штурмуя город в 1238 году, даже не думали их атаковать, а пробили стену южнее. Рассказывают, что, захватив Владимир, враги сняли тяжелые дубовые створы ворот, обитые листами золоченой меди (отсюда и название), и попытались увезти их по льду реки. Но лед не выдержал, и ворота утонули.

 

Золотые ворота. Здесь летом 1991 года владимирцы торжественно  встречали мощи преподобного Серафима Саровского Золотые ворота. Здесь летом 1991 года владимирцы торжественно встречали мощи преподобного Серафима Саровского.

 

Из-за многочисленных реставраций сооружение дошло до нас в сильно искаженном виде. К сожалению, не сохранилась надвратная церковь Положения риз Богородицы во Влахерне. Ее возводили заново. Можно предположить, что мозаичные иконы Спасителя и Богородицы над аркой первоначально выглядели тоже несколько иначе – они появились здесь в начале девяностых годов прошлого века.

Тем не менее Золотые ворота остаются одним из главных исторических и духовных символов города. Не случайно именно здесь летом 1991 года владимирцы торжественно встречали мощи преподобного Серафима Саровского, когда их перевозили из Санкт-Петербурга в село Дивеево Нижегородской области.

 

«…и постави град во свое имя»

На самом деле история Владимира начинается задолго до эпохи Андрея Боголюбского. Официально считается, что город был заложен в 1108 году: «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Маномахом, и созда в нем церковь камену святого Спаса…». Но летописная цитата неполная. Вот ее окончание: «…а заложи его бе прежде Володимер Киевский».

 

Владимир Красное Солнышко Владимир Красное Солнышко

 

Выходит, Мономах лишь обновил крепость, а основал город Владимир Красное Солнышко, который пришел на эти земли в 990 году. «И пришед ис Киева в Словеньскую землю и постави град во свое имя Володимер… и церковь соборную святую Богородицю древяную постави и вся люди крести Рускыя и наместницы».

 

Неугасимая свеча

В 2015 году Владимиро-Суздальская епархия отмечает 1025-летнюю годовщину Крещения Владимирской Руси. А известно ли, где конкретно произошло это великое событие? Известно: при слиянии речек Рпени и Почайны. На этом месте позднее был возведен Феодоровский монастырь.

Но время, к сожалению, многое изменило. Монастырь был разрушен, реки спрятали под землю в трубы. Само же место крещения оказалось частью территории закрытого предприятия оборонной промышленности – завода «Точмаш».

 

Место крещения Владимирской Руси. 1025 лет назад на месте слияния речек Рпени и Почайны крестилась Владимирская Русь Место Крещения Владимирской Руси. 1025 лет назад на месте слияния речек Рпени и Почайны крестилась Владимирская Русь.

 

Но, слава Богу, на этой святой земле вновь звучит молитва! В 1993 году по инициативе тогдашнего директора завода Ю. Замбина здесь возвели каменную часовню в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. Теперь здесь постоянно совершаются молебны с чтением акафистов. Один-два раза в неделю приезжает служить батюшка – настоятель Князь-Владимирской церкви протоиерей Сергий Фестинатов. А по большим праздникам сюда обязательно привозят пожилых ветеранов и инвалидов, чтобы они смогли исповедоваться и принять святое причастие.

В день памяти святого Димитрия Донского (1 июня) в часовне совершается особенно торжественное богослужение, которое возглавляет правящий архиерей, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. «Ваша часовня, – сказал однажды владыка, – есть неугасимая свеча, ибо с этого места началось Крещение Владимирской Руси. Вот вам святая Иерусалимская земля, вот вам Иордан!»

 

Дом чудотворной иконы

Успенский кафедральный собор – самый древний во Владимире. При взгляде на эти стены охватывает невольный трепет! Это же двенадцатый век – эпоха Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо!

 

Успенский кафедральный собор Успенский кафедральный собор

 

Храм практически полностью сохранил свой прежний облик – именно таким сурово-величественным его задумал неизвестный зодчий (из летописей мы знаем о мастере только то, что он «достаточный был»).

 

Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного

 

С этим собором связаны важнейшие события в истории нашей страны. Здесь до конца XV столетия находилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, одна из главных святынь Русской Церкви.

Здесь до возвышения Москвы помазывались на великое княжение Владимирские и Московские государи, в том числе святые защитники Руси – Александр Невский и Димитрий Донской.

 

Уникальный фрагмент домонгольской росписи Уникальный фрагмент домонгольской росписи

 

Успенский собор – один из немногих храмов, где сохранились древние фрески домонгольского периода. Здесь можно увидеть и настоящий шедевр – «Страшный Суд» Андрея Рублева и Даниила Черного.

 

Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного

 

Соборные святыни

При посещении Успенского собора, находящегося в совместном пользовании музея-заповедника и епархии, у паломников есть возможность поклониться многим древним святыням. Среди них мощи святого Андрея Боголюбского (Андреевский придел), а рядом с главным иконостасом – рака с мощами его сына княжича Глеба, который отличался большим благочестием и умер в юном возрасте.

Многие чудеса происходили у этой гробницы. Только ее совершенно не коснулось пламя при поджоге храма воинами хана Батыя. Во время другого нашествия ордынцы, грабя собор, попытались вскрыть и раку, но оттуда внезапно вырвался сноп огня и обратил нечестивцев в бегство. А в 1613 году заступничеством княжича Глеба Владимир был избавлен от нападения польских интервентов.

 

Рака с мощами святого князя Глеба Ростовского Рака с мощами святого князя Глеба Ростовского
Честные мощи святого князя Глеба Ростовского Честные мощи святого князя Глеба Ростовского

 

Император Павел I, посетив город в конце XVIII столетия, приложился к мощам святого, а затем сказал своим сыновьям – Александру и Константину: «Молитесь, дети, угоднику Божию Глебу; впервые в России я вижу нетленно сохранившиеся мощи».

Нельзя пройти и мимо раки с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Над ней висит необычная икона, где защитник земли Русской представлен не как смиренный схимонах (он принял пострижение перед смертью), а как настоящий державный властелин – в роскошной горностаевой мантии и в венце.

А еще обратим внимание на место погребения митрополита Максима – он первый перенес в 1299 году свою кафедру из Киева во Владимир. Как гласит предание, однажды во сне ему явилась Богородица с Богомладенцем на руках и сказала: «…рабе Мой, Максиме, добре пришел еси семо посетити град Мой». А затем подала митрополиту Свой омофор со словами: «Прими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы».

Когда Максим очнулся от сна, в келии никого не было, а в руках – омофор Богородицы. Эта драгоценная реликвия хранилась в Успенском соборе в золотом ковчеге 112 лет. Когда же в 1422 году на город напали войска татарского царевича Талыча, ключарь Патрикий спрятал омофор в тайнике и не открыл этого места даже под страхом смерти. Враги пытали его, но ничего не добившись, умертвили ключаря. Божественный омофор так и не был найден.

Над захоронением святителя Максима вы можете увидеть образ Богородицы, написанный по его видению.

В 2013 году Владимиро-Суздальская епархия получила в дар от Киево-Печерской Лавры частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира. Митрополит Евлогий благословил написать специальную икону, куда святыня и была помещена.

 

Изукрашенный резьбою

Пройдем немного над обрывом Клязьмы вдоль желтого корпуса бывших губернских Присутственных мест. Перед нами – на небольшой площади знаменитый Дмитриевский собор.

Он был построен в 1194–1197 годах при Всеволоде Большое Гнездо и освящен в честь его небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского (в крещении князь Всеволод получил имя Димитрий). Стройный одноглавый храм входил когда-то в комплекс великокняжеского двора и с трех сторон был соединен с ним крытыми галереями, украшенными по углам лестничными башнями.

 

Дмитриевский собор Дмитриевский собор

 

Сейчас всего этого, разумеется, нет, но зато отлично сохранилась белокаменная резьба на соборных стенах, которая и прославила Дмитриевский собор. А вот внутреннее убранство утрачено практически полностью. Сейчас здание принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. И лишь раз в год, на престольный праздник 8 ноября здесь совершается богослужение.

 

Непрерывная молитва

Всего каких-нибудь четверть века назад во Владимире было лишь два (!) действующих храма – Успенский собор и Князь-Владимирская церковь, которая была выстроена в 1785 году на средства городских обывателей. В ней молитвенная жизнь никогда не прерывалась. Со временем храм стал местом особого почитания верующих – на церковном кладбище похоронены выдающиеся духовные деятели прошлого века.

 

Протоиерей Сергий Фестинатов с прихожанами Протоиерей Сергий Фестинатов с прихожанами

 

Среди них владыка Афанасий (Сахаров) – епископ Ковровский, который провел более тридцати лет в сталинских тюрьмах и лагерях и был прославлен в 2000 году в лике священноисповедников. Здесь также почивает владыка Онисим (Фестинатов), занимавший Владимирскую кафедру с 1944 по 1970 год. А его внук протоиерей Сергий Фестинатов уже много лет является настоятелем Князь-Владимирского храма. Здесь же служит и его младший сын – отец Алексий. Так сложилась уважаемая во Владимире династия священнослужителей.

 

Князь-Владимирскаий храм Князь-Владимирский храм
В храме никогда не прекращалась молитвенная жизнь В храме никогда не прекращалась молитвенная жизнь

 

Что такое Кидекша

В 2015 году мы будем отмечать целый ряд очень важных для нашей страны юбилеев. Среди них и 1000-летие мученической кончины первых русских святых – Бориса и Глеба, сыновей Владимира Красное Солнышко.

В тридцати восьми километрах от Владимира и в четырех от Суздаля расположено село Кидекша. Название это финно-угорское и переводится как «каменистая вода». И действительно, дно у протекающей здесь Нерли – сплошной камень. А впадающая в нее речка и вовсе зовется Каменкой. По преданию, именно в Кидекше произошла встреча Бориса и Глеба, когда они ехали в Киев по зову Святополка Окаянного. Один – из Ростова, другой – из Мурома.

 

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша

 

А позже на этой земле находилась загородная резиденция Юрия Долгорукого с белокаменной церковью, которая была воздвигнута в 1152 году. Это древнейший (наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском) храм Владимиро-Суздальской Руси и первый, освященный в честь святых Бориса и Глеба. В нем сохранилась уникальная роспись XII века с изображением князей, скачущих на конях.

Сейчас в этом древнем храме можно побывать лишь как в музее. А если хотите затеплить свечку у иконы первых русских святых и, вспоминая их деяния, помолиться о прекращении братоубийственной брани, идите в церковь Святого Стефана, которая находится совсем рядом.

 

В блокнот паломнику:

 

Владимиро-Суздальский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

г. Владимир, ул. Б. Московская, 43

Тел. экскурсионного бюро: 8 (4922) 32-42-63

 

Успенский кафедральный собор

г. Владимир, ул. Б. Московская, 56

Тел.: 8 (4922) 32-52-01

 

Дмитриевский собор

г. Владимир, ул. Б. Московская, 60

Тел. 8 (4922) 32-24-67

 

Церковь Бориса и Глеба

Владимирская обл., Суздальский р-н, с. Кидекша

 

Князь-Владимирская церковь (на «Старом кладбище»)

г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 71а

Тел. 8 (4922) 32-59-29

 

Место Крещения (на территории ОАО «ВПО» «Точмаш»)

г. Владимир, ул. Северная, 1а

 

Как добраться: На автомобиле по федеральной трассе М7. Расстояние от Москвы 189 км. На автобусе – от Щелковского автовокзала. Они ходят несколько раз в день, выбирайте удобное для себя время.

На электричке – от Курского вокзала. Ходит также экспресс «Москва-Владимир» и скоростной «Сапсан» (Санкт-Петербург – Москва – Владимир – Нижний Новгород).

Сайт Владимирской епархии:www.eparh33.ru

 

Александр Алиев

Фото Олега Серебрянского

 

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.