Истоки

Архив статей

Истоки

Иоанн Кронштадтский появился на свет 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской области. Новорожденный мальчик был настолько слаб, что его сразу окрестили, назвав в честь преподобного Иоанна Рыльского. Отец малыша Илья Михайлович Сергиев всю жизнь

 

Продолжатель славного рода

Иоанн Кронштадтский появился на свет 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской области. Новорожденный мальчик был настолько слаб, что его сразу окрестили, назвав в честь преподобного Иоанна Рыльского. Отец малыша Илья Михайлович Сергиев всю жизнь служил дьяконом в местной Никольской церкви. Около нее и был похоронен, скончавшись довольно рано, 48 лет от роду. Дед по отцу, Михаил Никитич Сергиев, был священником Сурского прихода. И другие предки отца Иоанна на протяжении трех с половиной столетий тоже были священниками.

Шло время, Иван подрос, окреп. В десятилетнем возрасте он поступил в Архангельское приходское училище и окончил его первым учеником. Затем отправился набираться мудрости в Архангельскую духовную семинарию, по окончании которой за успехи был направлен за казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Спустя четыре года он уже имел степень кандидата богословия и был рукоположен в иерея.

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

В 1855 году отца Иоанна отправили служить в Кронштадт, где он честно трудился 53 года в Андреевском соборе. Однако своей родины он никогда не забывал – часто посещал Суру и старался помогать родному селу. В 1891 году благодаря пожертвованиям отца Иоанна на месте деревянного Никольского храма, где служил его отец, построили новую каменную церковь. Кронштадтский пастырь сам освятил три ее придела. В газетах тех лет писали: «Этот величественный каменный храм византийского стиля с двухъ ярусной при нем колокольней по всей справедливости можно считать замечательным памятником современного церковно-строительного искусства и украшением не только для Суры, но и для всякого губернского и даже столичного города».

 

Пример трудолюбия и молитвы

Заботясь о духовном просвещении своих земляков, отец Иоанн в 1899 году благословил организовать в Суре женскую общину, впоследствии монастырь. Кронштадтский пастырь хотел, «чтобы обитель была для местного населения училищем благочестия посредством доброго примера трудолюбия и молитвы». По его замыслу, монастырь должен был вести миссионерскую деятельность в первую очередь по борьбе со старообрядчеством на Пинежье и осуществлять благотворительную деятельность, став «призрением престарелых, приютом сирот, пристанищем бедных и безродных».

 

Иоанно-Богословский сурский монастырь Иоанно-Богословский сурский монастырь

 

Жители села отвели на устроение и содержание общины 10 десятин земли и лесной участок. Монастырь возводился на средства почитателей отца Иоанна, среди которых были и представители царствующего дома Романовых. Первой постройкой стал двух этажный деревянный дом, где расположилось двадцать просторных келий на 3–4 места, кухня, трапезная и кладовая. С восточной стороны келейного корпуса был возведен храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В ноябре 1900 года указом Архангельской Духовной Консистории в Суре был учрежден Иоанно-Богословский монастырь. Подготовкой послушниц руководил сам отец Иоанн. Первых из них он принял лично и отдал под духовное руководство игумении Новгородского Предтеченского Леушинского монастыря Таисии, которая воспитала их.

 

Строительство каменного Никольского храма в Суре Строительство каменного Никольского храма в Суре

 

В 1903 году сопровождавший отца Иоанна на родину С. В. Животовский писал: «Много я видел мужских и женских монастырей на Руси, но такого еще никогда не видел. Не монастырь, а институт какой-то. Что ни монахиня, то 17–18-летний ребенок…» Сестры приехали сюда из Петербурга, Кронштадта, Петергофа и других концов страны. Были и такие, кто изъяснялся по-французски.

Устав для Сурской обители Иоанн Кронштадтский написал сам. Сестры много времени посвящали молитве. Их день начинался в 5 утра с полуношницы. Затем в половине восьмого совершалась Божественная литургия. Вечером читалась Неусыпаемая Псалтирь. И, наконец, перед сном все собирались в храме на пятисотницу.

Первым насельницам монастыря приходилось много трудиться, выполняя самую разнообразную работу: не только петь на клиросе, писать иконы и печь просфоры, но и заниматься огородом, ухаживать за скотом, шить обувь, делать кирпичи и даже корчевать лес. При монастыре действовали сапожная, швейная и живописная мастерские. Работали аптека и больница, где за больными ухаживали сами сестры. В монастыре имелась своя паровая мукомольня, на которую приходили из ближайших деревень молоть муку. Был даже свой пароход – единственный транспорт из Архангельска в верховья Пинеги.

 

Воскресная школа Воскресная школа

 

Для крестьянских девочек в обители открыли начальную церковно-приходскую школу-интернат. Для этого на территории монастыря на средства отца Иоанна Кронштадтского был построен специальный дом и выделен капитал на содержание школы, которую вскоре признали как лучшую в епархии.

Еще в обители была открыта читальня, выписывались газеты и журналы. По воскресеньям и на престольные праздники читались духовно-нравственные произведения, а иногда показывались картины «при посредстве фонаря» (прообраз кино).

Сестры вели активную миссионерскую работу, много внимания уделялось благотворительности: обитель помогала нуждающимся крестьянам, собирала средства для родственников солдат, погибших на войне. Любовь и доверие к сестрам были столь высоки, что многие местные жительницы уходили в монастырь.

 

Иоанн Кронштадтский в селе Сура. 1891 г. Иоанн Кронштадтский в селе Сура. 1891 г.

 

Люди и судьбы

После революции все изменилось. 8 декабря 1920 года Сурский волостной съезд Советов постановил ликвидировать монастырь. Сестры обратились с ходатайством в Архангельский губернский Совет народного хозяйства: «Из нас нет ни одной буржуйки, и мы пришли на голый песок, где не было никакого строения, каковое и пришлось нам начинать своим трудом: раскапывать канавы, вырывать пни, чтобы расчистить место под постройку, разрабатывать землю и расчистку под сенокос и под огород, носили сырой кирпич. Если нужны Вам наши помещения, то разрешите удалиться нам в Скит, где и наделить нас землей, которую мы и будем обрабатывать и кормиться своими собственными трудами, чтобы не пользоваться привозным хлебом…». Однако на свою просьбу они получили такой ответ: «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена».

 

Монахиня Александра Ларюшева в тюрьме Монахиня Александра Ларюшева в тюрьме

 

В монастырских кельях провели обыски. Часть монахинь отослали «в качестве технического персонала» в приюты и детские дома, некоторых отправили портнихами в Губодежду, кого-то заставили работать в мастерских совнархоза. В январе 1921-го монастырь закрыли, разместив в его строениях Дворец труда.

В начале войны, по рассказам местных жителей, монахинь, оставшихся на Пинежье, арестовали, посадили на баржу и в Белом море отсоединили баржу от судна. По другим данным, их утопили в озере в районе Карпогор.

Были монахини, которым удалось переехать в Архангельск, где они полулегально жили на чужих квартирах. Внучатая племянница Иоанна Кронштадтского Малкина Любовь Алексеевна вспоминала, как во время войны ей удалось побывать на квартире бывших сурских монахинь – Агапьи Михайловны и Мартемьяны, которые работали уборщицами в техникуме и жили бедно. Однако дома они тайно молились Богу и хранили иконы, а также старинные книги. В Архангельске сурские монахини посещали Ильинский собор. Их могилы сохранились рядом с ним. Здесь упокоены монахиня Савватия, скончавшаяся 14 февраля 1957 года, матушка Зосима, инокиня Матрона, несшая послушание звонарки, умершая 28 марта 1970 года в возрасте 80 лет. Рядом с ней инокиня Наталия Иванова. Справа от колокольни похоронены бывшая казначея обители схимонахиня Иоанна и алтарница – монахиня Серафима.

 

Мученики

У сурского крестьянина Лукиана Васильевича Ларюшева было две дочери, Александра и Дарья. Первая сильно болела в детстве, и мать дала обет посвятить ее Богу, если девочка поправится. Саша выздоровела. В 1900 году, когда открылась Сурская обитель, тринадцатилетняя Саша оказалась в числе первых воспитанниц. Сам отец Иоанн Кронштадтский оказывал ей покровительство, надеясь, что из нее получится хорошая игумения. Инокиня Александра выполняла самые ответственные поручения игумении монастыря Порфирии. В начале войны Александра жила в Суре с сестрой Дарьей. В 1941 году они были арестованы. Дарью отпустили, а Александру как «предводительницу контрреволюционной группировки церковников» на 10 лет отправили в лагерь, где 10 августа 1942 года она умерла. В 1958 году была реабилитирована посмертно.

 

Отец Иоанн и священник Георгий Маккавеев с супругой. 1905-1906 гг. Отец Иоанн и священник Георгий Маккавеев с супругой. 1905-1906 гг.

 

Мученической кончины сподобился и священник Сурского монастыря отец Георгий Маккавеев, который стоял у истоков создания обители, строил первые здания, кирпичный и лесопильный заводы, чертил планы построек. В его доме не раз останавливался отец Иоанн, когда приезжал навестить родное село. Ему отводили комнату на втором этаже с видом на монастырь.

 

Возрождение

В доме отца Георгия в 1990-е годы был создан Молебный дом, а позднее освящен домовый храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В воскресные и праздничные дни женщины Суры собирались на совместную молитву. При храме работали иконная лавка, библиотека духовной   литературы и небольшой музей. По крупицам собиралась информация о монастыре, оформлялись стенды, проводились экскурсии и просветительские беседы.

 

Восстановленный Никольский храм Восстановленный Никольский храм
Первые молебны в восстановленном Никольском храме Первые молебны в восстановленном Никольском храме

 

В 1998 году в Суре началось возрождение обители. Первые послушницы повторили подвиг первых монахинь, им тоже пришлось заниматься лесозаготовками и жить в обветшалом неотапливаемом здании. Первую зиму спали в «полном обмундировании» – шапка, шуба, рукавицы, валенки. До 54 градусов доходили морозы! Ели одну пшенную кашу на воде. Картошкой удалось полакомиться только на Рождество и на Пасху.

 

Часовню над могилой отца и сестры Иоанна Кронштадтского возводили всем селом Часовню над могилой отца и сестры Иоанна Кронштадтского возводили всем селом
Освящение креста для часовни Освящение креста для часовни

 

Но девушки выдержали все испытания, своей самоотверженной стойкостью они поднимали дух и у местного населения, время было непростое – в стране царила безработица, закрывались предприятия, люди находились на грани отчаяния. Суряне стали помогать инокиням, они выделили им другой дом, помогли с ремонтом печки. Многие крестились и стали ходить в храм.

 

Святой источник Николая Чудотворца в Суре Святой источник Николая Чудотворца в Суре
Отреставрированный дом первого священника монастыря Георгия Маккавеева с храмом Иоанна Кронштадсткого Отреставрированный дом первого священника монастыря Георгия Маккавеева с храмом Иоанна Кронштадсткого

 

А сестры организовали воскресную школу для детей и на православные праздники стали устраивать спектакли, которые пользовались большой популярностью у всех. Спектакли демонстрировали даже в других населенных пунктах, где артистам оказывали всегда теплый прием. Дома культуры в Суре не было, вся культурная и общественная жизнь сосредоточилась в стенах воскресной школы.

Реконструкция монастыря – процесс длительный и трудоемкий. На данный момент частично восстановлен Никольский храм. Колокольня находится в стадии доработки. И хотя внутреннее убранство храма еще не завершено, богослужения в нем проходят регулярно. Кроме того, воссоздана часовня на месте захоронения отца и сестры отца Иоанна Кронштадтского. Восстановлен келейный корпус.

 

Игумения Митрофания (Миколко) на праздник Преображения Игумения Митрофания (Миколко) на праздник Преображения

 

Но впереди еще много работы. Нужны средства, не хватает рабочих рук. Сестрам очень хочется, чтобы восстановление святынь на родине праведного Иоанна Кронштадтского стало общим делом для всех россиян. Они обращаются к тем, кто любит и почитает батюшку Иоанна с просьбой помочь в возрождении монастыря в Суре. Обо всех благодетелях они молятся перед иконой Божией Матери «Скоропослушница», а также апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, Святителю Николаю и, конечно же, святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

 

В блокнот паломнику:

Сурский Иоанновский женский монастырь

Адрес: 164630, Архангельская область, Пинежский р-н, с. Сура, ул. И. Кронштадтского, д. 4.

Тел.: 8 (818) 56-524-69, 8 (921) 07-380-16 – Лидия Васильевна (ответственная за размещение паломников),

8 (921) 077-40-90 – игумения Митрофания

Сайт: http://sura-monastery.ru/contacts

 

Дополнительная информация

Обращаем ваше внимание:

• В Суре работает только один сотовый оператор — «Мегафон». Чтобы оставаться на связи с близкими, вам необходимо заранее купить местную сим-карту в Архангельске (в киоске у вокзала) либо в Суре.

• В Суре отсутствуют банкоматы, поэтому заранее предусмотрите все моменты, связанные с покупкой товаров и оплатой услуг.

 

Мария Козырева, Галина Дигтяренко

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    То, что я даю другим

    То, что я даю другим

    Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

    С Веневской колокольни

    С Веневской колокольни

    Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Тбилиси. Говорите по-русски!

    Столица Грузии близка Москве не только географически, но и по духу. Русские и грузины – два православных народа всегда были и остаются «братскими». 

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

    Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

    Христос на Кресте

    Христос на Кресте

    Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

    Прекрасен труд поста

    Прекрасен труд поста

    Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.