Духовный источник
С древних времен православные монашеские обители украшали горы Ливана. Не всем им суждено было сохраниться до наших дней: часть монастырей обратили в католичество крестоносцы, часть разрушили арабские и турецкие завоеватели. Однако Господь не оставил Православную Церковь в этих местах Своей милостью.
В получасе езды от Триполи на почти отвесной стороне горы, обращенной в ущелье, расположился монастырь Хаматура. Его название, по одной из версий, переводится с сирийского языка как «гора восторга». Местные же монахи придерживаются другого мнения, считая, что слово «хамтуро» означает «горный источник», причем в переносном смысле. Дело в том, что в древности здесь была духовная школа, в которой готовили миссионеров. И была она, говорят монахи, подобна источнику воды, бьющему из-под камней, поэтому и назвали обитель «Горный источник».
В конце I тысячелетия на этой горе существовало несколько скитов и монастырей, объединенных в братство. Во главе его стоял старейший монастырь Хаматура. Сохранилось упоминание о нем в рукописи французского путешественника Х века. Он описывает монастырь Успения Божией Матери как величественную крепость с большим числом монахов. Путь туда был настолько труден, что пилигрим не стал подниматься, а ограничился расспросами местных жителей. От них он узнал, что древняя обитель уже тогда являлась важным духовным центром.
Преподобный Иаков
За долгое время своего существования монастырь пережил немало потрясений. В XIII веке пришедшие сюда мамлюки разрушили обитель и убили множество монахов. Избежать смерти удалось только тем насельникам, которые во время набега воинов трудились на поле. Был среди них и преподобный Иаков, незадолго до того начавший здесь свои аскетические подвиги. Собрав вокруг себя уцелевших иноков, Иаков постепенно восстановил монастырь и стал его новым настоятелем.
Однако духовная смелость игумена и уважение, которым он пользовался среди монахов, привлекли внимание мамлюков, и они вскоре вернулись в Хаматуру, пытаясь склонить Иакова в свою веру. Встретив решительный отказ, они увезли преподобного и нескольких его сподвижников в Триполи. В течение года будущего святого подвергали жестоким мучениям, стремясь обратить его в мусульманство. Не добившись своей цели, мамлюки обезглавили Иакова и уже начали жечь тело, чтобы лишить христиан его святых мощей. В это время верные смогли договориться с мучителями и выкупили тело. Огонь потушили, а преподобного погребли в церкви монастыря.
Его нетленные мощи обрели при обновлении пола в главном храме обители в 2008 году.
Обстрелянный из пушек
Возрожденный после нашествия мамлюков Успенский монастырь постепенно набирал силу. В 1728 году обитель посетил знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский. В своих путевых заметках он оставил довольно подробное описание обители и некоторые замечания о жизни ее насельников.
Вновь была открыта богословская школа, а после и общеобразовательная, действовавшая до начала ХХ века. Но в 1917 году турецкие войска из пушек обстреляли обитель с противоположной стороны ущелья. Почти все насельники были убиты. Оставшиеся в живых монахи ушли на вершину горы в монастырь святого Георгия. Время от времени они спускались в свою разрушенную обитель и расчищали завалы.
Попытки восстановить монашество и духовную жизнь монастыря предпринимались в течение всего ХХ века. За это время здесь потрудились немало священнослужителей и простых верующих. Очередная война – теперь гражданская – помешала возродить монастырь.
Господь вернул обители дыхание жизни в декабре 1994 года, когда на праздник Введения Богородицы архимандрит Пантелеимон (Фарах) совершил здесь первую Литургию в качестве настоятеля. Разрушения к этому времени были настолько сильными, что отцу Пантелеимону с трудниками пришлось вести восстановительные работы целый год только для того, чтобы сделать место пригодным для постоянного проживания.
Неожиданное открытие
Без сомнения, Божия Матерь покровительствует монастырю, названному в честь Ее Успения. У обители появилось множество жертвователей, благодаря которым монахи постепенно отремонтировали храмы.
Главная церковь – Успенская. Алтарь ее высечен в скале. До прихода сюда первых христиан в IV веке на этом месте находилось языческое капище, на котором совершались жертвоприношения. На это указывает сохранившееся особое приспособление – желоб с емкостью для сбора крови.
На стенах храма – фрагменты древних росписей. В 1992 году на Великой Седмице один из священников, еще до прихода игумена Пантелеимона, оставил в разрушенной церкви горящую свечу, а сам отлучился. Упавшая свеча стала причиной пожара. От высокой температуры в некоторых местах обвалилась штукатурка, а под ней проявились фрески.
Самая значительная из них – Преображение Господне. Результаты исследований, проведенных после пожара, поражают: эта фреска была создана в VI веке. Некоторые другие росписи были повреждены в иконоборческий период в VII–VIII веках и поновлены не позднее Х века.
Реставраторы и иконописцы, работавшие в храме с 1996 года, расчистили и законсервировали открывшиеся фрагменты, а часть стен расписали заново в том же стиле.
Неподалеку от главного храма возвышается церковь святого Архангела Михаила, которая к 1994 году была наполовину разрушена. Сейчас ее полностью отстроили. По субботам братия собирается в ней для молитв об усопших монахах обители.
Снова живой
Духовная жизнь в этом богоспасаемом месте снова возрождается – вместе с традициями древнего монашества.
Братия монастыря (все они, кроме настоятеля, – монахи или готовящиеся к постригу) начинает свой день с частной молитвы в три часа ночи. На рассвете, в четыре часа, приходят в храм на службу, а затем, после общей трапезы, приступают к трудам по своим послушаниям. К двенадцати часам дня все вновь собираются для молитвы о больных. После непродолжительного отдыха и обеда работы продолжаются до четырех часов. День заканчивается вечерним богослужением.
Насельники много трудятся, причем в этой обители почти не используется моторная техника, большая часть работ совершается вручную – это часть духовного подвига. Монахи осваивают искусство земледелия: возделывают хлеб, выращивают маслины и виноград. В монастыре производят вино, а также ладан, четки, свечи. Часть братии обучается иконографии, некоторые занимаются переводами духовной литературы с греческого, английского и французского языков на арабский. В течение дня у каждого монаха есть час, который он может посвятить изучению наук или рукоделию, и еще один час для обязательного чтения духовных книг.
Характерная особенность Успенского монастыря – его музыкальность. Все без исключения монахи поют. Основа богослужебных песнопений – византийское музыкальное наследие. Некоторые монахи прекрасно знают западный музыкальный строй, однако за богослужением гармонизированных песнопений не употребляют, торжественное всенощное бдение длится не менее семи часов.
В дни больших церковных праздников многие верные из различных уголков Ливана приезжают в монастырь Хаматура, чтобы разделить с братией обители радость молитвенного общения с Господом. Несмотря на множество пережитых бед, заступничеством Божией Матери и святых с Ливанских гор продолжают возноситься к Богу славословия и молитвы.
В блокнот паломнику:
Святыни: мощи преподобномученика Иакова Хаматурского, мощи преподобного Сергия Радонежского.
Как добраться: монастырь находится в получасе езды от Триполи, рядом с городом Кусба в районе Кура. В Кусбе можно спросить дорогу у местных жителей.
http://www.hamatoura.com/
Евгений Бахтин