Так прежде называли Касимов – город древнейших православных святынь, город новых исповедников Российских. Его история уникальна и поучительна.
На семи оврагах
Здесь нет больших дорог: железнодорожная магистраль прошла мимо – через Владимир, а Ока сильно обмелела и стала несудоходной. Говорят, богатейшие касимовские купцы и судовладельцы Качковы дали в свое время взятку в Министерство путей сообщения, чтобы железная дорога, которую вели из Москвы, прошла мимо города, дабы не перебивать выгодную речную торговлю. И это сыграло с городом и его жителями злую шутку – про Касимов надолго забыли. Однако именно эта затерянность делает его особенно привлекательным для современных туристов и паломников.
«Если Рим стоит на семи холмах, то Касимов – на семи оврагах», – шутят касимовцы. И действительно, город живописно раскинулся на высоком, изрезанном оврагами берегу Оки. То тут, то там сквозь зелень деревьев мелькают маковки колоколен и купола храмов. Их в городе сейчас семь.
Где почил Александр Невский
А до революции здесь было двенадцать храмов. Самый старый из них – Богоявленский, который в народе называют Георгиевским по имени придела во имя Георгия Победоносца.
Народное предание гласит, что на том самом месте, где стоит храм, был некогда дремучий лес, в котором подвизался одинокий монах-пустынник. Этому монаху часто докучали волки. Всякий раз он обращался к святому Георгию с молитвой о заступничестве и давал обет построить храм, но забывал о своем обещании. Однажды на него напала целая стая волков, и вновь монах обратился к святому. И снова был спасен. После этого чудесного спасения он храм все-таки построил.
Позже вокруг церкви вырос городецкий Богоявленский монастырь, в котором, как считается, умер святой князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды. В книге «История города Касимова с древнейших времен» местный краевед Николай Иванович Шишкин так описывает это событие: «... на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года».
В 1376 году монастырь был разрушен монголами, затем восстановлен. После революции, в 1922 году, над древнейшей касимовской святыней нависла угроза. Храм закрыли, а все ценности были вывезены и проданы в пользу голодающего Поволжья. Молитвенная жизнь вернулась в храм лишь в начале нынешнего века.
Самый красивый в городе
На Соборной площади внимание привлекает величественный Вознесенский собор, построенный в середине XIX века по проекту архитектора Н.И. Воронихина. Касимовцы считают его своим самым красивым храмом.
Очевидно, что на месте современного собора уже в давние времена стоял храм. Первые сведения о деревянной соборной церкви Вознесения Христова мы находим в Писцовой книге, составленной по указу царя Михаила Федоровича в 1627 году. Но через пятьдесят лет храм сгорел, и новая каменная Вознесенская церковь была построена и освящена только в 1754 году.
После революции атеистические власти закрыли храм и позже устроили на его колокольне парашютную вышку.
Вознесенский собор был возвращен Церкви в 1998 году. И уже через четыре года торжественно освятил его Cвятейший Патриарх Алексий II.
Святой и его убийца
В Вознесенском храме служил отец Матфий Рябцев, он одним из первых принял мученическую смерть в ноябре 1918 года. Батюшка пользовался особым уважением в народе. Рассказывают, солдаты, которые пришли арестовать отца Матфия, предлагали ему скрыться, но тот отказался. Его расстреляли у кладбищенской стены вместе со священником села Данево отцом Николаем Динариевым. Имя палача хорошо известно. Это был местный житель – красноармеец Кокорев, который, по воспоминаниям касимовцев, отличался особой жестокостью.
Вскоре после расправы над священниками Кокорев заболел и в марте 1919 года умер. Его похоронили на Соборной площади – у церкви, где служил отец Матфий. Самого же батюшку предали земле на городском кладбище. Интересно, что улица, ведущая к нему, до сих пор носит имя убийцы, и это постоянно напоминает о случившемся.
В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви иерей Матфий Рябцев был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
На месте Трехсвятской
Напротив Вознесенского храма стоит еще одна церковь – Успенская, построенная в 1775 году на деньги касимовского купца М.А. Милованова на месте деревянной Трехсвятской.
«В этой церкви находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы», – пишет краевед Н.И. Шишкин. Кроме того, храм славился своим великолепным иконостасом.
В 1934 году церковь была закрыта якобы из-за аварийного состояния, а в 1939-м ее превратили в склад. В Успенском храме долгие годы служил отец Анатолий Правдолюбов из знаменитой династии священников Правдолюбовых. В 1937 году трое сыновей батюшки Анатолия уже отбывали ссылку в лагерях по вымышленному обвинению в контрреволюционной деятельности. В этом же обвинили и их 75-летнего отца, в ноябре 1937 года его арестовали и уже в декабре по постановлению пресловутой «тройки» расстреляли.
В 2000 году имя протоиерея Анатолия Правдолюбова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Удел Святителя Николая
До конца XVIII века просуществовал в Касимове мужской Никольский монастырь. Он был небольшим, и жили в нем всего 4 монаха. Монастырский храм во имя Николая Чудотворца считается в Касимове одним из самых древних – каменная церковь с приделом Иоанна Воина была возведена в 1705 году «посадским человеком Яковом Петровым Яцковым». В историческом документе об этом храме сказано так: церковь хоть и «темна, так как имеет мало света, но отличается благолепием».
Прихожанами издавна почитается древний образ Николая Чудотворца, на котором Святитель изображен в архиерейском облачении с мечом в правой руке и с храмом – в левой. Народная память хранит огромное количество историй, когда святой приходил на помощь в, казалось бы, безнадежных ситуациях. У касимовцев есть на этот счет объяснение. По преданию, Святитель Николай среди всех земель русских особо выделял Рязанский край. Много столетий назад он явился священнику Евстафию в Херсонесе и сказал: «Возьми образ мой и иди в Рязанские пределы, которые я возлюбил».
Но самая главная святыня храма – древний список с Казанской иконы Божией Матери, написанный вскоре после обретения иконы в 1579 году.
Из Казани – в Касимов
Жила некогда в городе благочестивая старица Иустиния. Семь лет пролежала она в постели из-за болезни ног. Старица неустанно молилась Божией Матери, прося излечить ее от тяжкого недуга. Однажды во сне Богородица явилась ей и повелела отправиться в Казань и привезти оттуда список с Ее чудотворной Казанской иконы. Сложно, почти невозможно было исполнить указание Богородицы, но старица все же отправилась в Казань. И там, в лавке у купца, торгующего мукой, она нашла образ, указанный Богородицей. Оказалось, купцу тоже было видение, чтобы он отдал икону тому, кто ее попросит.
Получив от иконы исцеление, Иустиния в 1627 году построила для нее в Касимове небольшую деревянную церковь. Так было положено начало Казанскому женскому монастырю. Землю под строительство обители выделил царевич Василий Арсланович – единственный православный потомок касимовских ханов. Известно, что его сын царевич Иаков после усердного моления перед Казанской иконой получил исцеление от горячки и с тех пор покровительствовал монастырю.
Сейчас монастырские храмы разрушены, на месте Казанской церкви стоит жилой дом. Но чудотворную икону Божией Матери удалось сберечь, ее перенесли в древний Никольский храм.
Петр-отшельник
За алтарем Никольского храма находится каменная часовня, в которой захоронен старец Петр Семенов. Вот что пишет о нем отец Владимир Правдолюбов в своей книге «Религиозная история Касимова»: « ...8 лет был послушником Саровской пустыни, где в это же время начинал свои подвиги преподобный Серафим Саровский. По его совету Петр стал отшельником. Он пришел в Касимов и в овраге Бабенка отыскал себе “каменную ущелицу”, где прожил 20 лет. Сейчас в этом овраге есть родник, из которого, по преданию, Петр Отшельник брал воду... Будучи уже 125-летним старцем, он поселился в Никольском овраге, где прожил последние 9 лет своей жизни. Это он сделал для того, чтобы привлечь богомольцев к беднейшей церкви города. Он говорил о Никольской церкви: “Бог милостив и этот храм прославит и украсит и священников упрочит”. Скончался он в декабре 1847 года, прожив на земле 134 года».
Рассказывают, что когда касимовские паломники обращались к батюшке Серафиму Саровскому со своими заботами, он отсылал их обратно, говоря, что, мол, у вас, в Касимове, есть свой старец, который молится за всех вас.
На деньги купечества
Троицкий храм, возведенный в 1763 году на высоком берегу Оки, можно по праву назвать купеческим. Он был целиком построен на пожертвования касимовских купцов, о чем свидетельствует каменная плита, вмонтированная в стену храма.
Церковь неоднократно перестраивалась. Позже были сооружены колокольня и галерея вокруг нее, придавшая храму необычный вид. В средней части колокольни касимовские купцы устроили небольшой храм в честь Смоленской иконы Божией Матери – Одигитрии. Отправляясь в очередную поездку за товаром по Оке, купцы молились перед иконой, прося у Богородицы заступничества и помощи в пути.
В 1938 году церковь была закрыта, в ней разместились различные подсобные хозяйства. И только спустя семьдесят два года храм был передан Церкви. 15 сентября 2002 года состоялось освящение обновленного Троицкого храма. В этот же день сюда перенесли мощи священноисповедника Сергия Касимовского. Ныне они покоятся в раке под резной сенью слева от алтаря.
Каждый вторник в храме читается акафист священноисповеднику Сергию. День это выбран неслучайно. В послереволюционные годы, до самого своего ареста, отец Сергий каждый вторник служил молебны перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Он молился о заблудших, о тех, кто отказался от церкви, выбросил иконы. И на эти молебны всегда приходило много народа.
Сокровищница духа
Вряд ли еще в каком-то другом провинциальном городке найдется столько прославленных в лике святых новомучеников, как в Касимове. Только в старинной священнической династии Правдолюбовых их четверо! Первый из них – протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов – был расстрелян 23 декабря 1937 года в Рязани.
Вторым был причислен к лику святых его старший сын – кандидат богословия, доцент Московского университета Владимир Анатольевич Правдолюбов, также расстрелянный большевиками. Впервые его арестовали в 1918 году за жизнеописание блаженной Матроны Анемнясевской, которую очень чтили в Касимове. Второй арест последовал в 1925 году, а третий – в 1937-м. Из карагандинских лагерей Владимир Анатольевич уже не вернулся домой.
Третьим в этом списке стоит имя протоиерея Сергия Анатольевича Правдолюбова, который был арестован в 1935 году и сослан вместе со своим сыном в Соловецкий лагерь на пять лет. После ссылки недолго служил в Никольском храме. В 1944 году отца Сергия вновь ссылают на каменоломни под Малеево, откуда он вернулся в 1947 году тяжело больным человеком и через три года скончался.
Четвертый из прославленных святых – священник Николай Анатольевич Правдолюбов, который был сослан на Соловки по тому же обвинению, что и его старший брат, – за книгу о местной святой. После освобождения отцу Николаю запретили служить. Но однажды к нему пришли верующие и стали просить батюшку возродить богослужебную жизнь в их храме. «Иначе его закроют», – говорили они. И отец Николай начал служить в храме Елатьмы. В августе 1941 года его арестовали и расстреляли во дворе рязанской тюрьмы.
В блокнот паломнику:
Рязанская область, город Касимов. Расстояние от Москвы 290 км.
Координаты: широта 54°56’3’’N (54.934257), долгота 41°24’45’’E (41.412397)
Лучше ехать с ночевкой, цены при двухместном размещении от 2300 рублей за номер (гостиница «Касимов»).
Добраться на машине из Москвы по Егорьевскому шоссе (трасса Р-105) через Егорьевск, Спас-Клепики, Туму.
На автобусе с автовокзала у метро «Шелковская» до Касимова (несколько рейсов в день) – 5 часов.
Доехать до достопримечательностей в окрестностях Касимова можно на такси или на местных автобусах от автовокзала.
Древний город Касимов богат памятниками архитектуры. Прогуляйтесь вдоль набережной Оки, где выстроились в ряд купеческие особняки, почувствуйте дух русской старины. Обязательно загляните в музей самоваров, в котором собрана одна из лучших в стране коллекций этого незаменимого предмета быта. Есть в Касимове и музей колоколов. Он здесь тоже неслучаен. Когда-то в городе отливали колокола, которые по качеству звучания не уступали знаменитым валдайским.
Владимир Ештокин, фото автора
Редакция сердечно благодарит епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и паломническую службу Касимовской епархии за помощь в подготовке материала