Однажды, исповедуя свою духовную дочь, отец Алексий помог вспомнить о том, что она плохо отзывалась о своей родственнице. Батюшка сказал: «Помни, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет»
Драматичное начало
Алексей Мечев родился 17 марта 1859 года в семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечева. Роды были такие трудные и так затянулись, что мать была близка к смерти. Безутешный глава семейства поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю праздника служил сам митрополит Филарет. Алексей Иванович вошел в алтарь и стал молиться. Митрополит, горячо его любивший, спросил:
– Что ты сегодня такой печальный?
– Жена умирает в родах.
– Бог милостив. Помолимся вместе. Все будет хорошо. Родится мальчик. Назови его Алексеем в честь святого Алексея, человека Божия. Сегодня ведь как раз его память.
Отстояв службу, Алексей Иванович вернулся домой. Его встретили радостной вестью: родился мальчик. Это и был будущий отец Алексий.
Выбор
В семье было еще два ребенка – Тихон и Варвара. К ним скоро прибавились трое – дети сестры матери, которую та взяла к себе после смерти мужа, несмотря на то что и самим тесно было жить.
Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, обладал тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо. Окружающие прозвали его «блаженный Алешенька». Учился он в Заиконоспасском училище, а затем в Московской Духовной Семинарии. Дальнейшей мечтой был университет – Алексей желал стать врачом и служить людям на этом поприще. Но мать видела в сыне будущего молитвенника и была против. Как ни тяжело было Алексею отказаться от мечты, а волю матери, которую он сильно любил, все же принял. И впоследствии был очень благодарен ей, обретя истинное призвание.
«Яшка» и «окаяшка»
По окончании семинарии в 1880 году, на праздник Покрова Божией Матери, Алексей был определен псаломщиком Знаменской церкви на Знаменке. Настоятель храма оказался человеком крутого нрава, бывало, что и руку прикладывал. Посещая Алексея, младший брат Тихон часто заставал его в слезах. Однако тот все сносил безропотно, не высказывал жалоб и не просил о переводе в другой храм. Став священником, отец Алексий учил своих духовных детей: «Таких людей надо любить как благодетелей… Когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: “окаяшка” (так батюшка называл дьявола) и “яшка” (самолюбие, человеческое “я”)».
Судьба
В 1884 году Алексей женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Молчановой. Это был поистине счастливый брак – Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем, Алексей души не чаял в супруге. Через четыре года у них родилась дочь Александра, еще одна дочка, Анна, появилась на свет спустя два года. В 1891-м родился сын Алексей, но ему не суждено было долго жить, на первом году он умер. В 1892-м опять сын – Сергей, и спустя четыре года вновь дочь – Ольга.
Отец Алексий очень чтил святыню храма в Кленниках – Феодоровскую икону Божией Матери. Однажды во время молебна он и все присутствующие увидели, что из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Было это накануне событий 1917 г.
Год женитьбы стал годом рукоположения Алексея в диакона. Через девять лет епископ Нестор, управляющий московским Новоспасским монастырем, рукоположил его в священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Это была маленькая церквушка на Маросейке с немногочисленным приходом, а поблизости высились большие, хорошо посещаемые храмы. Отец Алексий всецело предал себя воле Божией, положив в основу своих трудов молитву и духовное бодрствование. Он ввел в храме ежедневное богослужение и восемь лет служил в пустом храме почти в одиночестве.
Не горе, а радость
Дом, в котором поселилась семья священника, был маленький, деревянный, полусгнивший. Во время дождей вода стекала в подвал дома, и в квартире всегда было сыро. Анна Петровна тяжело болела, сильно страдая мучительной одышкой. У нее началась сердечная водянка с большими отеками. 29 августа 1902 года, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, она скончалась. В эти дни отцу Алексию суждено было встретиться с Иоанном Кронштадтским, которого пригласили к себе домой по делам благотворительности супруги Алексей и Клавдия Беловы, очень близкие в то время безутешному отцу семейства.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?» – спросил отец Алексий.
– «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил отец Иоанн. – Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего… А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
По этому трудному пути отец Алексий и пошел.
Служение
Глубокая вера в Бога, любовь к людям, молитва – вот с чем вышел он на свое пастырское служение. И Господь не оставил его. Народ потянулся в храм на Маросейке, люди выстаивали огромные очереди, чтобы попасть к старцу Алексию. Именно так, духовным старцем, называли его Оптинские насельники, посылая людей в Москву. Известный молитвенник Алексий Зосимовский тоже отправлял страждущих к батюшке, который не любил читать наставления и обличать. Он умел общаться с людьми, не затрагивая их болезненного самолюбия. Очень часто к отцу Алексию обращались, чтобы разрешить семейные конфликты. И он тактично врачевал людские души, встречая всех с состраданием.
Епископ Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Удивительно, у всякого обращавшегося к о. Алексию являлось чувство, будто батюшка любит его больше всех… оттого-то так много уходило от него духовно исцеленных». Число молящихся в Никольском храме все увеличивалось, особенно после 1917 года. Прихожане и певчие Чудова монастыря после закрытия Кремля перешли в храм отца Алексия. Появилось много молодежи и студентов. В эти годы на Маросейке начали служить ревностные молодые священники, в их числе будущий священномученик отец Сергий – сын отца Алексия.
Девять дней одного года
Нескончаемые очереди стояли не только у храма, но и у домика батюшки, люди ночевали прямо на улице – лишь бы выслушать совет священника, получить его благословение. Нагрузка на отца Алексия возрастала, начались сердечные приступы, и он вынужден был принимать приходящих, лежа на кровати.
В это нелегкое время Святейший Патриарх Тихон предложил отцу Алексию взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но вскоре были прекращены. Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ – запрещали принимать народ. Во второй раз священника отпустили сразу – он был уже тяжело болен.
Свою кончину отец Алексий предчувствовал заранее. В 1923 году перед отъездом на отдых в Верею батюшка отслужил Литургию, всех причастил и благословил каждого образком Святителя Николая, говоря: «Благословляю вас нашим хозяином. Я чувствую себя очень плохо, уезжаю, но скоро вернусь». Прошло всего девять дней, как пришла телеграмма о внезапной кончине. Батюшка умер от паралича сердца 22 июня 1923 года.
Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Отец Алексий говорил: «Когда я умру, всем вам будет радость». И действительно – за несколько часов до его погребения из заключения был освобожден Патриарх Тихон. Он приехал на Лазоревское кладбище, отслужил по усопшему литию, опустил гроб в могилу и первый посыпал в нее землю.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечев был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Одновременно был канонизирован его сын, священномученик Сергий.
В 2001 году на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского. В настоящее время они находятся в храме Святителя Николая в Кленниках. Батюшка вернулся.
Тропарь святому праведному Алексею Мечеву
Яко чудо Божие явился еси, в граде Московстем, отче Алексие, не в пустыни бо, но посреде молвы процвел еси, в годину люту богоотступления, обаче древним уподобился еси, провидец сый, молитвенник и старец, и страждущим утешитель и врач, сего ради о Российстей пастве, ходатай ныне буди непреложен, молитвенниче о душах наших.
Дни памяти:
22 июня
2 сентября (Собор Московских святых)
29 сентября (Перенесение мощей)
Галина Черемушкина,
фото Олега Серебрянского