Так поется в монастырском гимне об этом благословенном месте. Именно так открывается Валаам паломникам. Ошеломляет. Удивляет буквально на каждом шагу.
По преданию, первым христианином, ступившим на остров, был святой апостол Андрей Первозванный. Проповедуя на славянских землях, он пришел сначала в Новгород, а затем отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест.
Спустя века, на остров приплыли два греческих монаха – святые Сергий и Герман, которые построили здесь первую церковь во имя Святой Троицы и основали монастырь. Когда именно это было – никто достоверно не знает. Предположительно, в Х веке, вскоре после Крещения Руси.
В 1163 году монастырь подвергся нападению шведов, и братия, спасая мощи Валаамских чудотворцев, вывезла их в Новгород. Когда опасность миновала, иноки вернули святые мощи на остров. Опасаясь поругания святыни, монахи вырыли в скале глубокую могилу и скрыли мощи под спудом.
В ХVII веке местонахождение святыни, которое много веков хранилось в тайне, стало известно шведам, жившим в то время на острове. В 1685 году они даже возвели над мощами часовню, хотя первоначально цель была прямо противоположная – надругаться над православными святыми. Однако довести до конца начатое не удалось – на хулителей вдруг напал «великий недуг и расслабление членов». Раскаявшись, они прославили Господа и предстоящих Ему Валаамских чудотворцев.
…Расцвет монастырской жизни пришелся на середину ХIХ века, когда Валаамскую обитель возглавил игумен Дамаскин – известный своей строгой подвижнической жизнью монах. При отце Дамаскине архитектурный ансамбль монастыря обрел узнаваемые черты. Были возведены новые храмы, скиты, благоустроенные келии для братии. Игумен не искал благотворителей - они находились сами и щедро жертвовали монастырю. Столь высок бы авторитет настоятеля…
Число монахов, желающих жить под началом требовательного, но мудрого наставника, росло год от года. Отец Дамаскин был предельно внимателен к духовной жизни братии, а многих видел буквально насквозь. «Разморит тебя отец игумен словом своим, что каленым железом сердце твое прожгет», - говорили о нем в монастыре. Многие из учеников отца Дамаскина стали впоследствии настоятелями монастырей и известными старцами.
Подъем сельского хозяйства также связан с именем прославленного игумена. На голые скалы или расчищенные от леса участки завозили с материка землю, пересыпали ее хворостом, щебнем, перегнившей листвой и на таких рукотворных почвах разбивали сады. А в теплицах выращивали огурцы, помидоры, дыни и арбузы! В летнее время к столу братии из монастырского сада подавали по 80 кг отборных ягод: малину, крыжовник, смородину...
В 1861 году лучшие образцы сельского хозяйства были представлены на осенней выставке плодов и овощей в Санкт-Петербурге. За свои яблоки, сливы и груши Валаамский монастырь был награжден большой серебряной медалью, а за овощи и арбузы – малой. Многие старые деревья продолжают плодоносить и в наши дни. А в современных парниках монастыря зреют не только арбузы, но и ….ананасы. Крупные, душистые! Когда пораженные паломники спрашивают, как это возможно, монахи отвечают – молитва помогает…
Другая достопримечательность монастыря – механизированная ферма, которая появилась в 1882 году при игумене Ионафане II, ученике отца Дамаскина. По тем временам она была едва ли не самая передовая в нашей стране. Посреди коровника были проложены рельсы, по которым буренкам доставляли корм «к столу». Паровые механизмы обеспечивали ферму водой, поднимали и переносили различные грузы, резали солому для животных, взбивали масло. Семьдесят монастырских коров были ухожены и обласканы, радуя братию высокими удоями.
А сейчас? В наши дни монастырская ферма уже полностью автоматизирована. Из местного молока монахи готовят вкуснейшие сыры по итальянской рецептуре, в том числе качотту, рикотту и знаменитую моцареллу.
Как и прежде, монастырское хозяйство максимально автономно и мало зависит от «большой земли». Монахи все делают сами: пекут хлеб, разводят рыбу, выращивают фрукты и овощи. А еще - внимательно наблюдают за погодой, чтобы всегда знать, чего ожидать от переменчивой Ладоги. На острове есть своя метеостанция.
Достижения современной науки и техники на службе в монастырском хозяйстве – разве это не удивительно? Но на Валааме так было всегда. Чтобы братия могла прокормиться на скудных гранитных почвах острова. Чтобы больше сил оставалось для молитвы – главного дела монаха.
Как и прежде, ровно в 21.00 с ударом колокола в монастыре начинается время безмолвия. Иноки расходятся по кельям и в уединении творят Иисусову молитву. На остров опускается особая – молитвенная тишина…
Валаам не зря называют северным Афоном. Устав в обители строгий. В 5 утра начинается полунощница, затем утреня, ранняя Литургия. Днем в 13.30 у раки основателей монастыря - святых преподобных Сергия и Германа -служится молебен. В 17.00 совершается вечерня и малое повечерие.
За последние четверть века на Валааме восстановилась та духовная среда, которой всегда славилась эта древнейшая обитель. Об этом, в частности, свидетельствуют частые случаи мироточения икон. Последний раз это случилось в 2015 году во Всехсвятском скиту – накануне престольного праздника. На иконе Казанской Божией Матери, помещенной в киот с надписью «Покрой и спаси Землю», молящиеся заметили несколько капель душистого мира. Чудо? Конечно. Но сами монахи воспринимают его спокойно - как естественное проявление благодати и любви Божией к человеку.
Эту любовь Создателя невозможно не почувствовать и в одухотворенной природе Валаама, которая сама по себе способна исцелять души. Она не просто фон монастырской жизни, она – ее существенная часть. Вот есть такие особые места на земле! Пока еще есть…
Хотим мы того или нет, но в наши дни Валаам стал своего рода брендом. С наступлением навигации на остров нескончаемым потоком едут туристы и паломники. А каждый ли знает – зачем? Один валаамский старец, благословив при встрече своих гостей, сказал так: «Дай вам Господь получить то, за чем приехали». Дай Бог и каждому из нас!