Узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем и истертая подошвами ботинок миллионов паломников, – это и есть священный для всего христианского мира Крестный, или Страстной путь, по которому шел на Голгофу Иисус Христос.
От Львиных ворот
Со времени этих великих событий прошло почти две тысячи лет. Иерусалим менялся, разрушался и перестраивался бессчетное количество раз. Крестный путь, по которому сегодня благоговейно движется нескончаемый людской поток, проложили в Средние века монахи-францисканцы. Христиане воспринимают его как истинный, потому что его значение заключается не в географической точности, а в абсолютной вере в подлинность произошедшего. В XVI веке эта улица стала называться Виа Долороза – Дорога скорби. На ней отмечено четырнадцать остановок, соответствующих тем событиям, которые произошли со Спасителем на этом последнем пути.
Начинается Страстной путь возле Львиных ворот Старого города, от входа в мусульманскую школу Эль-Омария. Первая остановка на нем находится на правой стороне улицы – это место осуждения Христа. Когда-то здесь возвышалась крепость, где находилась претория – резиденция римского прокуратора. Мощеная площадь, в Евангелии называется Лифостратон, здесь Иисус был подвергнут публичному бичеванию и осужден на смерть Понтием Пилатом. С тех времен сохранились огромные булыжники мостовой, на которых можно рассмотреть насечки против скольжения конских копыт и даже нацарапанные римскими легионерами сетки для игры в кости. На этом самом месте «распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять» (Мк. 15, 24). Здесь также находится греческая часовня Темницы Христовой, в ней есть углубление в скале, которое традиционно считают местом заключения Христа.
Пилат умывает руки
В 140 шагах от места бичевания расположена арка «Се, Человек», примыкающая к стене католического женского монастыря Сестер Сиона. Это вторая остановка на Крестном пути. Она отмечает место, куда Понтий Пилат вывел избитого и поруганного Спасителя в терновом венце и обратился к иерусалимской толпе со словами: «Се, Человек!» (Ин. 19, 5). Слова эти были произнесены в знак того, что Пилат не видит в подсудимом никакой вины, призывает к милосердию и отказывается от ответственности за Его смерть.
При повороте улицы Скорби налево стоит обломок большой колонны. На этом месте Иисус первый раз упал под тяжестью Креста. Это третья остановка на Страстном пути. В XIX веке тут была построена часовня, принадлежащая Армянской Патриархии. В годы Второй мировой войны ее подновили католики-поляки, установив над входом в часовню барельеф, изображающий сцену падения Христа.
На месте четвертой остановки построена армянская часовня Мучений Богородицы. Согласно преданию, здесь Спаситель последний раз встретился со Своей Матерью, Которая ждала Его, стоя у дороги. Увидев Своего Сына, окровавленного и падающего под тяжестью Креста, Богоматерь Сама лишилась чувств.
Симон и Вероника
Пятая остановка Крестного пути находится буквально в десятке метров от предыдущей, на повороте Виа Долороза к Голгофе. В этом месте воины, ведшие Иисуса и раздраженные Его медлительностью, остановили Симона Киринеянина, шедшего с поля, и заставили его нести Крест Спасителя. В стене находящейся здесь часовни Симона Киринейского виден камень, отличного от нее цвета, с углублением. На этом месте Иисус упал, и рука, которой Он оперся о камень, запечатлелась на мостовой. Этот камень подняли и вмонтировали в стену часовни. По обычаю каждый православный паломник, проходящий мимо, прикладывает свою правую руку к отпечатку Десницы Спасителя и произносит молитву: «Помоги мне, Господи, нести мой крест!»
Буквально в двадцати шагах отсюда на Страстном пути стоит часовня святой Вероники, шестая остановка. Кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился ее дом. Когда Иисус проходил здесь, эта женщина, будучи проникнута сердечной жалостью, безбоязненно подошла к Нему и своим платком отерла кровь и пот с Его лица. При этом страдальческий лик Господа отпечатался на платке Вероники. Теперь этот плат с нерукотворным изображением Спасителя находится в Соборе Святого Петра в Риме. Предание утверждает, что Вероника была той самой женщиной, излечившейся от прикосновения к одеждам Иисуса, о которой говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 9, 21).
Последние остановки
Примерно в ста шагах от дома Вероники, где Виа Долороза пересекается с шумной базарной улицей Сукханэз-Зайн, стоит часовня, построенная на месте седьмой остановки Крестного пути. Внутри находится колонна, у которой во второй раз упал Христос. По преданию, Иисус споткнулся о порог Судных врат, через которые выводили из города осужденных на казнь. В результате раскопок были обнаружены плиты порога Судных врат, которые можно увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье, принадлежащем Русской Православной Церкви. Восьмая остановка произошла уже за Старым городом. Здесь Господь обратился к следовавшим за Ним с плачем женщинам: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28). Так Он предсказал скорое разрушение Иерусалима. Место восьмой остановки обозначено крестом, выбитым из камня на стене греческого православного монастыря св. Харлампия.
Здесь распяли Христа
В Храме Гроба Господня, величайшем храме христианского мира, заключены те святые места, где Господь Иисус Христос был распят, погребен и воскрес из мертвых. Внутри здания находятся храмы, приделы, престолы, крипты, часовни, принадлежащие разным христианским общинам. Два главных сокровища – скала Голгофа и погребальный вертеп Спасителя.
Вернемся, однако, на Дорогу Скорби. Место десятой остановки отмечено часовней Совлечения одежд, где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. Две крутые мраморные лестницы справа от входа в храм ведут на Голгофу. Массивные колонны делят пространство на два придела: левый, северный, принадлежит православным грекам, правый, южный – католикам.
По преданию, католический престол находится на месте, где Христос был пригвожден к Кресту. Это одиннадцатая остановка на Виа Долороза. Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы. Считается, что здесь стояла Божия Матерь во время Крестной казни Иисуса.
Православный престол, установленный над тем самым местом, где распяли Спасителя, является двенадцатой остановкой Страстного пути. Под престолом внизу – серебряный диск с отверстием посередине, обозначающий место в скале, куда был поставлен Крест Господень. За престолом стоит величественное, во весь рост, Распятие, а по обеим сторонам от него также во весь рост – изображения Богоматери и св. Иоанна Богослова.
Преклоните колени
У подножия Голгофы, напротив входа в храм, лежит Камень миропомазания, предпоследняя, тринадцатая остановка дороги Скорби. Камень желто-розового цвета покрывает место, на котором Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, сняв с Креста тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и затем похоронили во гробе. На стене за Камнем миропомазания на мозаичном панно последовательно изображены описанные в Евангелии события: снятие с Креста, умащение тела Христа благовониями и положение во Гроб. Неподалеку от святого камня находится мраморная ротонда-часовенка, которая отмечает то место, где стояла Божия Матерь и жены галилейские во время помазания миром пречистого Тела Господня.
И, наконец, последняя остановка – Положение во гроб. Сейчас над подземной гробницей, приготовленной Иосифом Аримафейским для погребения Иисуса, возвышается главная святыня христианства – Гроб Господень. Он разделен на две части – Придел Ангела и пещера Гроба Господня. В центре Придела Ангела стоит высокая мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, которым был запечатан вход в погребальную пещеру и потом был отвален Ангелом. Низкий и узкий вход ведет в пещеру Гроба Господня, так что войти в него нельзя иначе, как с поклоном. Справа от входа – белоснежное мраморное ложе, на котором пребывало тело Иисуса Христа между вечером Страстной пятницы и рассветом Воскресения.
Хочется верить, что преклонив колени у последней остановки земного пути Сына Божия, каждый человек сердцем ощутит боль Его Крестных страданий, претерпеваемых ради спасения всех людей, осознает Его великую любовь к нам, научится преодолевать жизненные испытания и со смирением нести ниспосланный Богом крест.