Как-то раз в Иорданской пустыне лев поранил лапу, да так сильно, что та стала распухать и гноиться. Ничем не мог помочь себе царь зверей, лишь горестно волочился, прихрамывая, по пустыне. Вдруг видит – человек…
…Лев подошел к человеку и протянул ему лапу – мол, помоги. Монах вынул занозу, обработал рану, перевязал лапу. И пошел прочь. А зверь отправился за ним. Так они подружились – святой Герасим и лев, получивший впоследствии кличку Иордан.
«Напрасно мы тебя бранили»
Чтобы животное праздно не шаталось, Герасим, как настоятель монастыря, поручил льву присматривать за осленком, на котором монахи возили воду с Иордана. Лев честно исполнял свои обязанности, но как-то раз вернулся в монастырь без осла. Вид у животины был удручающий, еще бы! Ведь пока он грелся на солнышке, осленка увели с собой люди из проходившего мимо каравана. Святой Герасим был уверен, что осла съел лев. Пожурив царя зверей, он заставил его возить воду вместо осленка. С тех пор лев смиренно отправлялся на Иордан, чтобы принести оттуда бочонок воды мерой в четыре меха.
Прошло время, купец, уведший осла, вновь проходил мимо обители с верблюдами, навьюченными пшеницей. Осел был с ним. У реки караван повстречался со львом. Зарычав от радости, он бросился к пропаже. Люди в страхе разбежались, а лев, схватив узду зубами, потащил осленка с тремя привязанными верблюдами к Герасиму. Увидев это, преподобный тихо улыбнулся и сказал: «Напрасно мы тебя бранили».
Более пяти лет животное не отлучалось из обители, навещая старца, который кормил его. Когда Герасим умер, льва не было в монастыре. Вернувшись, он долго искал старца, но не находил и недовольно рычал. Тогда монахи сказали ему, что Герасима больше нет, и отвели на его могилу. От горя лев взревел, ударился головой о землю и умер.
Святитель Дмитрий Ростовский, описывая житие св. Герасима, так говорит об этом: «Не мог ничего выразить лев словами, но все-таки, волею Божией, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из рая».
Блаженны чистые сердцем
Памятник льву Иордану встречает паломников у входа в монастырь. И хоть вид у него грозный, страха нет. Рядом на стене скворечник-многоэтажка, голуби уютно устроились в своих «квартирках». Сразу понимаешь – животных здесь любят. Заходим внутрь.
«Блаженны чистые сердцем» – эти евангельские строки на двух скромных деревянных дощечках, прибитых на стене, словно указатель верного пути. В монастырском дворике после сорокаградусной жары невероятно уютно и хорошо. В клетках большие попугаи (говорящие на нескольких языках), колодец, цветные флажки на растяжках, пальмы, цветы (в пустыне!) и посреди всего этого Иисус в белом хитоне на иконе, словно вышел навстречу.
Вы еще не успели как следует осмотреться, а рядом улыбчивая монахиня:
– Вы русские?
– Да.
Счастье озаряет лицо, она вручает каждому книжечку с иконой прп. Герасима и свечи: «Это бесплатно».
На осмотр монастыря отводится совсем немного времени. Пулей влетаю на второй этаж, где расположен основной (верхний) храм, названный именем преподобного. Чудотворная икона с его изображением находится здесь. В нижней части иконы – гора небольших фотографий, это те, кто обращается к святому за помощью. По краям иконы серебряные пластины, на которых выбиты те места человеческого тела, что уже исцелены по молитвам к прп. Герасиму – так греки благодарят святых.
Здесь же в верхнем храме можно приложиться к мощам монахов-мучеников, убиенных в 614 году персами-зороастрийцами под предводительством шаха Хозроя. Тогда погибли практически все насельники обители.
Под ногами удивительный мозаичный пол, реконструированный монахами в византийском стиле, – в большом круге посреди храма огромный двуглавый орел. Справа и слева на столбах росписи: Божия Матерь, Иисус Христос на троне. Манера письма немного наивна, и оттого особенно теплыми и родными кажутся эти образы. Здесь все очень просто и по-домашнему. Хочется остаться и жить.
«Не позволю…»
История этого святого места начинается более полутора тысяч лет назад. Тогда прп. Герасим подвизался в Иорданской пустыне как простой монах. После долгих трудов и искушений он основал здесь в 455 году свою Лавру. Обитель находилась всего в одной стадии (около 185 м) от реки Иордан, того самого места, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф. 3, 13–15).
Лавра св. Герасима отличалась строгостью устава. Только новоначальные могли жить непосредственно в монастыре. Монахи же, достигшие степеней совершенства, отправлялись в пустыню – в отшельнические кельи. Таких пустынножителей было 70 человек. Пять дней недели отшельники не вкушали ничего, кроме небольшого количества хлеба, воды и фиников, занимаясь плетением корзин и совершенствованием в молитве. В субботу и воскресенье они собирались в храме на богослужение. После причащения Святых Таин им позволялось вкушать вареную пищу и немного вина. Затем монахи отправлялись обратно в пустыню. Их кельи представляли собой образец нестяжания, ничего, кроме рогожки, на которой они спали, не укрываясь, и сосуда с водой, здесь не было. Да и сами монахи носили всего одну одежду.
Однажды кто-то из братьев обратился к прп. Герасиму с просьбой разрешить ночью зажигать в келье свечу, чтобы можно было молиться и при необходимости согреть воды. На что преподобный ответил: «Если хотите так жить, вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но я никак не позволю, чтобы это было у пустынников». Сам Герасим вел весьма аскетический образ жизни. Во время Великого поста он не вкушал ничего, довольствуясь лишь приобщением Святых Таин.
Млекопитательница
Если от главного входа в монастырь пойти левее, то под притвором верхней церкви св. Герасима можно обнаружить пещерный храм Святого Семейства. Есть предание, что в этой пещере останавливалась на ночь Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом и Иосифом Обручником во время бегства в Египет. Божия Матерь кормила здесь молоком Своего Сына. В память об этом на северной стене нижнего храма написан образ «Млекопитательница». А еще на стенах сохранились росписи XII века, изображающие участников Святого Семейства.
Молитва Перед Иконой Божией Матери «Млекопитательница»
О Пресвятая Госпоже Владычице наша Богородице, Небесная наша Царице, млеком Христа Бога нашего питавшая и нас недостойных и многогрешных Твоею богатою милостию питающая, спаси и избави нас, грешных рабов Твоих, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй нас в дневных часех, во утренних и вечерних и во всякое время сохрани нас, стоящих, седящих соблюди и на всяких путех ходящих и в ночных часех спящих покрый и заступи. Защити нас, Владычице Богородице, от всех наших враг видимых и невидимых и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ныне монастырь прп. Герасима посещают паломники со всего света. Окунувшись в священные воды реки Иордан, на обратном пути они неминуемо заходят в гости к преподобному. Обитель, конечно, уже не та, старые стены неоднократно разрушались – то набегами персов, то мусульманами, то землетрясениями, которые в этих краях нередки. То, что предстает взору паломников сейчас, построено при содействии Русской Духовной Миссии в 1882–1885 годах на старых фундаментах еще византийского периода. Активно помогали восстановить святыню тогдашние россияне и русские паломники. Российские художники написали образы для иконостаса. Спаситель, Божия Матерь Одигитрия, св. Иоанн Креститель, прп. Герасим, Благовещение, «Причастие прп. Марии Египетской старцем Зосимой», сцены из Ветхого Завета – все это работы русских мастеров.
От запустения к расцвету
Двадцатый век оказался для обители непростым. В результате арабо-израильской войны 1947–1949 годов монастырская территория отошла к Иордании. Паломники не могли уже посещать это место, и обитель пришла в запустение. Однако Господь не оставил ее.
В 1976 году в монастырь пришел служить дьяконом монах из Лавры прп. Саввы Освященного, который со временем стал настоятелем обители св. Герасима. Это архимандрит Хризостом (Тавулареас), на Святой Земле он уже сорок лет. Монастырь пришлось поднимать почти из руин – не было воды, электричества, отсутствовала дорога. Двенадцать лет для всех нужд могли использовать только дождевую воду. Потом удалось прокопать скважину, и оттуда пошла на удивление чистая и вкусная вода, хотя в этих местах она обычно непригодна для питья из-за близости Мертвого моря. И расцвел монастырь – в пустыне выросли деревья, распустились цветы, появился пруд с рыбами.
Сегодня здесь более тридцати монахов из разных стран. Действуют свои мастерские по изготовлению свечей, мозаик, икон. Но главное – это паломники, с каждым днем их становится все больше. И каждый приходящий чувствует особую любовь этого места. Она словно разлита в воздухе.
«Святой экспресс»
Так называют в Греции прп. Герасима Иорданского. Уж очень быстро откликается он на молитвы о помощи.
Паломники как-то рассказали отцу Хризостому такую историю. Супружеская пара приехала в монастырь и остановилась здесь на несколько дней. Как-то после обеда супруги решили исповедаться и подошли к игумену с просьбой выслушать их. Но священник был слишком занят и сказал, что не может этого сделать. Тогда пара отправилась в верхнюю церковь, и там они встретили игумена, который с любовью обратился к ним: «Идите, дети мои, я вас исповедую».
После таинства паломники спустились во двор и, вновь увидев игумена, от души поблагодарили его за то, что оказал милость, несмотря на труды и усталость. Игумен сильно удивился и сказал, что он сегодня никого не исповедовал. Тогда все поняли, что исповедь принимал сам Герасим Иорданский.
Тропарь прп. Герасиму Иорданскому, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу: приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со Ангелы срадуется, преподобне Герасиме, дух твой.
В блокнот паломнику:
Монастырь св. Герасима Иорданского
Saint Gerassimos Convent P.O.Box 35 Jericho – ISRAEL
Тел.: +972-299-43-038, +972-503-48-892
Текст: Галина Дигтяренко
Рисунки Анастасии Башковой