Этот вопрос мы задали Сергею Алексеевичу Беляеву, возглавлявшему с 1972 по 1984 год Херсонесскую экспедицию Академии наук СССР. Именно ему принадлежит научное открытие, связанное с определением той самой купели, в которой крестился святой равноапостольный князь Владимир.
– Считается, что Крещение Руси происходило на берегах Днепра в Киеве. Так ли это?
– То, что произошло в Киеве в августе 988 года, является уже следствием принятия христианства самим князем Владимиром, но в другом месте и чуть раньше. Произошло это на Пасху 988 года в Херсонесе, и ни в каком другом месте произойти не могло. «Повесть временных лет» свидетельствует о том, что князь Владимир принял крещение в Корсуни (так по-славянски назывался Херсонес). Этот византийский город уже в IV веке, при императоре Константине Великом, был главным центром христианства во всей Восточной Европе.
– Разве не мог князь Владимир креститься в другом месте?
– Не мог. Князь собирался жениться на византийской принцессе Анне. До нее у князя были две законных жены, одна из них – дочь чешского князя. Были и наложницы, порядка 300. Взять в жены порфирородную византийскую принцессу было самым почетным, и к этому стремились многие в Европе. Руки Анны долго добивался германский император Оттон, но ему было отказано. А князь Владимир сумел добиться ее руки! И что интересно, до этого все ездили в Константинополь, чтобы обвенчаться или креститься. Так было и с великой княгиней Ольгой. А тут уникальный случай в истории Византийской империи, когда принцессу, порфирородную, привезли из Константинополя к князю Владимиру (не он туда поехал, а ему привезли) и крестили его не в Константинополе, а в Корсуни.
– Почему все происходило именно так?
– Тут, конечно, Промысл Божий. Дело в том, что Византия на протяжении многих веков приводила в лоно Православной Церкви различные варварские племена и их вождей – и на Западе, и на Востоке. Это и готы, и болгары, и многие другие. Кроме того, Византия хотела сохранить мир на своих границах, а они были очень длинные, и всюду изначально жили враждебные племена.
Что касается принцессы Анны, то Византийский император и патриарх не могли выпустить за пределы своей империи женщину такого высокого ранга, не обвенчанную по канонам Церкви законным христианским браком. Иначе она стала бы считаться очередной наложницей князя. Вот почему ни в каком другом месте князь Владимир не мог креститься и обвенчаться с Анной, а должен был сделать это только на территории Византийской империи, частью которой был Херсонес.
Надо отметить, что к тому времени Владимир готов был уже креститься. Еще в 986 году, согласно летописи, он задался вопросом, какую веру выбрать. К нему приезжали послы от волжских булгар, предлагавшие перейти в ислам, немецкие миссионеры из Ватикана, хазарские евреи, предлагавшие иудаизм. Всем он отказал. Потом приехал византиец, рассказавший о христианской вере. Чтобы испытать, как на деле осуществляется вера, князь Владимир отправил своих послов на богослужения к мусульманам, немцам и грекам. И в конце концов выбрал христианство.
– А почему все-таки Херсонес, а не какое-то другое место Византийской империи?
– Начиняя с IV века Херсонес был главным оплотом Византии во всей Восточной Европе. И как центр политической и торговой власти, и как крупнейший центр церковной жизни. Только здесь был епископ, власть которого распространялась на все племена, которые жили на прилегающих землях. А в то время Таинство Крещения мог совершать только епископ.
Отмечу, что кафедра в Херсонесе была основана Иерусалимской Церковью при епископе Иерусалимском Ермоне около 300 года. Херсонесская Церковь была автокефальной. В 451 году на Халкидонском соборе Константинопольский патриарх постарался все самостоятельные Церкви включить в сферу попечения Константинопольской Патриархии, но до конца XII – нач. XIII веков Херсонесская Церковь имела статус автокефальной архиепископии.
– Вы были последним ученым, кто завершал раскопки купели князя Владимира в Херсонесе. Как она выглядела?
– Первоначально купель выглядела так, как изображена на картине Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Херсонесе она вырублена в скале, ее глубина на данный момент составляет 74 сантиметра. Когда ее раскрыли в 1879–1881 годах, там все углубление было выложено мрамором. И крест на дне тоже был выложен мрамором. Потом либо благочестивые паломники, либо варвары-экскурсанты все растащили, и сейчас это голая скала светло-коричневого цвета. К сожалению, крест тоже не сохранился. В те годы крещальня была воспринята как обычный храм. В 90-е годы XIX века выдающийся русский инженер Александр Львович Бартье высказал предположение, что это крещальня князя. Впоследствии наша научная экспедиция занималась исследованием памятника во всей его совокупности – с точки зрения археологической, исторической, литургической и канонической. Теперь обоснованно доказано, что это место является местом крещения князя Владимира. Я объехал всю Европу с докладом на эту тему, и везде в научном сообществе это было принято.
– А как появилась беседка на этом месте?
– Дело в том, что через крещальню, которая никак не огорожена, проходит тропа самого хорошего в Херсонесе пляжа, и люди заходят сюда. Но это еще ничего, хуже, когда они заходят с собаками, которые над этой купелью поднимают лапку и справляют нужду. И ничего нельзя было сделать, сколько я ни бился. Но потом наступила перестройка, началось возрождение Церкви. Благочинным тогда в Херсонесе был отец Георгий Поляков, хороший русский человек, энергичный. Он хотел что-то делать для Церкви и в частности для тех памятников, которые сохранились в Херсонесе. Отец Георгий собирался отметить место крещения князя Владимира и придумал установить здесь беседку. Когда она была сделана и речь зашла об установке, это не нашло поддержки у руководства музея того времени – дело происходило в середине 1990-х годов. В этой ситуации отец Георгий избрал самый удобный и прогрессивный метод – он договорился со специалистами, которые на вертолете подлетели с беседкой к купели и точно опустили ее, надежно прикрепив к скале. Так было обозначено подлинное место крещения князя Владимира.
– А где происходило венчание князя Владимира с принцессой Анной?
– Крещальня, хотя это и отдельное здание, является неотъемлемой частью ансамбля кафедрального храма во имя апостола Петра, который вместе с расположенным рядом епископским дворцом составляют епископский квартал, один из самых главных в городе. Этот храм был раскопан в 1853 году графом А.С. Уваровым и получил название Уваровская базилика. Он был построен при императоре Константине Великом в IV веке с участием императорских финансов. Потом базилика немного расширялась и, по моим предположениям, при императоре Феодосии приняла тот вид, который археологи и нашли.
Тогда некрещеные не могли находиться в храме и участвовать в богослужении, до сих пор во время Литургии перед Херувимской песней мы слышим: «Изыдите, оглашенные». Начиная с III века Таинство Крещения мог совершать только епископ, и оно всегда совершалось в отдельном здании при епископском кафедральном храме. В настоящее время по всему Средиземноморью раскопаны и открыты примерно 1200 кафедральных храмов вместе с крещальнями – от Кавказа до Гибралтар. Это столько было кафедр, столько епископов.
Итак, князь Владимир крестился в купели, потом по дорожке отправился в храм апостола Петра (ступеньки храма сохранились), где принял участие в Литургии и здесь же обвенчался с Анной.
– Говорят, князь Владимир после венчания построил в Херсонесе храм?
– Да, в память о своем крещении. Постройкой этой церкви он первым ввел на Руси благочестивый обычай ознаменовывать подобным образом крупные события в жизни человека и истории государства.
Я эту церковь раскопал. Она расположена на противоположной стороне от Уваровской базилики, рядом с тем участком оборонительной стены, где князь Владимир стоял с посадом. Это была полуразрушенная византийская церковь, которую князь Владимир воссоздал сразу после крещения до ухода из Корсуни
С Сергеем Беляевым беседовала Галина Дигтяренко