Междоусобные войны привели к тому, что некогда процветавший город перестал существовать.
Во времена Древней Руси стояла на правом берегу Оки русская крепость Рязань, окруженная глубокими оврагами. Ее территория была заселена еще в Х веке, и через полтора столетия Старая Рязань представляла собой процветающий город на территории Муромо-Рязанского княжества. Но начиная с середины ХII века междоусобные конфликты среди русских князей коснулись и этого города, переходившего от одного властителя к другому. К середине XII века Рязанское княжество стало вполне самостоятельным.
Тропарь Василию, еп. Рязанскому
Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняемь, на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси, на немже паче естества, яко безплотен, по водам шествие творя, промышленном Вышняго и заступлением Богоматере управляема богоспасаемого града Рязани достигл еси и в нем, архиерейства престол восприим, богоданную паству рязанскую добре упасл еси, святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
В 1237 году рязанский князь Юрий Ингваревич, прознав о приближении к городу полчищ Батыя, отправил к хану своего сына, князя Федора, с богатыми подношениями. Хан дары отверг и посланника умертвил, а рязанцам предложил сдаться без боя. В летописях тех времен говорится, что князь Юрий созвал своих братьев и обратился к ним с такими словами: «О государи мои и братия, если из рук Господних благое приняли, то злое не потерпим ли?! Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть».
Началась пятидневная осада Рязани. Силы были неравны. Захватчики получали постоянное подкрепление во время непрекращающихся боев у стен рязанской твердыни, в то время как в осажденной ими крепости все меньше и меньше оставалось защитников Рязани. В «Повести о разорении Рязани Батыем» так говорится об этих событиях: «А во граде многих людей мечи исекоша, и весь град пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское поимаша. А храмы Божиа разориша, и во святых олтарех много крови пролиаша. И не оста во граде ни единъ живых».
Однако приготовила Русская земля возмездие Батыю. Рязанский вельможа, богатырь Евпатий Коловрат, находившийся в те дни в Чернигове, собрал войско немногочисленное и отправился по следам монголо-татар. Нещадно сек Евпатий вражеские ряды и одолел многих самых прославленных воинов Батыя, и с великим трудом сладили с ним враги. Стоя перед телом мертвого богатыря, Батый произнес: «О, Еупатие! Аще бы у меня такий служилъ, –держал бых его против сердца своего». И сказали воины хану об отряде Евпатия: «Мы на многих бранех бывали, а таких удалцов и резвецов не видали».
Столицу перенесли
Получив такой сокрушительный удар, Старая Рязань уже не смогла возродиться, и в середине XIV века столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский, расположенный в 60 километрах от прежней столицы. Это было надежное с оборонной точки зрения место. Кремль стоял, заботливо защищенный со всех сторон валами и монастырями: Спасским, Духовским, Троицким и Солотчинским. Постепенно город окреп, в 1460 году хан Большой Орды Ахмат, подойдя к Переяславлю, не смог его взять, а спустя полвека отважный пушкарь Иордан, защищая город от нашествия Ахмад-Гирея, расстрелял татарское войско с Глебовской башни кремля.
В XV–XVI веках столица активно растет. Враги больше не беспокоят рязанские города. Достигает расцвета гражданское строительство. Возводятся церковь Сошествия Святого Духа в Духовом монастыре и Богоявленский храм с шатровой колокольней. После пожара 1647 года подмастерье каменных дел Юрий Ярдов строит новые палаты и венчает их церковью Иоанна Предтечи. Помимо палат он строит еще два корпуса – Певческий и Консисторский. За Певческим корпусом располагается «гостиница черни» – здесь останавливались странствующие монахи-чернецы. В конце XVII века крепостной архитектор Яков Бухвостов возводит величественный в своей мощи и красоте пятиглавый Успенский собор. Расположение и масштабы собора позволяют увидеть его на расстоянии 10 км от города.
В 1778 году Переяславль-Рязанский указом Екатерины II переименовывается в честь своей погоревшей предшественницы в Рязань. Теперь у него есть герб: фигура воина с мечом в руках.
Святитель Василий
Самым почитаемым святым этих мест стал первый епископ – Василий Рязанский. Он рос кротким и благочестивым отроком. Монашеский образ он принял в Муроме. Там же Божиим Промыслом Василий был поставлен на епископскую кафедру. Приняв высокий сан, Василий начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию.
Но добро было неугодно дьяволу, оболгавшему в глазах муромцев своего пастыря. Его прилюдно осудили, обвиняя в блуде, и хотели даже убить. С кротостью испросил он разрешения остаться до утра в городе. Всю ночь Василий усердно молился перед Муромской иконой Богородицы, а наутро, взяв ее с собой, вышел к реке Трубеж и, бросив мантию на воду, навсегда уплыл из Мурома в Рязань, где был принят с благоговением и почтением.
И хотя его пастырское служение продолжалось здесь всего десять лет (в 1295 году он отошел в мир иной), образу этого святого и сегодня поклоняются все рязанцы.
Жители города называют его «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником». Отправляющиеся в дорогу обращаются к нему с молитвой, веруя, что он спасает в пути: на суше – от напасти, на водах – от потопления. Сейчас мощи святого находятся в Христорождественском соборе Рязани.
Раскаявшийся правитель
Еще один святой Рязанской земли, князь Олег Рязанский, пришел к Богу непростой дорогой. Годы его княжения выпали на время всеобщего объединения разрозненных русских земель вокруг Москвы. Цель была очевидна – противостояние бесконечным татарским и литовским набегам. Однако рязанский князь не желал мириться с потерей самостоятельности своего некогда крупного княжества, и, пытаясь сохранить свое влияние, успел совершить много темных дел. Раскаявшись и желая искупить грехи, князь отстранился от мирской жизни. В 1390 году он основал Солотчинский монастырь близ Рязани. Там он выстроил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и кельи для монахов. Двенадцать лет он носил на себе вместо вериг кольчугу весом 16 фунтов, а перед кончиной принял иноческий постриг с именем Ионы. Мощи святого благоверного князя Олега хранятся в монастыре в храме Святого Духа.
Храмы и иконы
Несмотря на весьма почтенный возраст Рязани, который не пощадил былого величия города, и сегодня можно прикоснуться к ее истории и святыням. Пройдитесь с неспешной думой по земляному валу, оставшемуся от рязанского кремля, и вы почувствуете всю мощь этой древней столицы. Единый архитектурный ансамбль образуют храмы на территории кремля.
Тропарь иконе Божией Матери «Муромская»
Днесь светло красуется град Муром, яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.
Постройка Христорождественского собора была начата еще при князе Олеге. По преданию, Сергий Радонежский примирил рязанского князя с московским, Дмитрием Донским, и благословил первого на возведение этого храма. До 20-х годов ХХ века в нем находились Феодотьевская икона Божией Матери, считающаяся самой древней в Рязани, и чудотворная Муромская икона Богородицы, с которой святитель Василий совершил свое чудесное плавание на мантии по Оке. С этой же иконой святой благоверный князь Константин вышел к язычникам, когда те хотели убить его, но, увидев прекрасный лик, умягчили сердца и сами просили о совершении крещения. Главные святыни собора – частица Ризы Господней и мощи Василия Рязанского.
Лицо православной Рязани – Кафедральный Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Это летний храм, в теплое время года сюда переносят из Христорождественского Собора почти все святыни, включая раку с мощами Василия Рязанского. В XIX–XX веках этот храм посещали русские цари, в том числе святой страстотерпец Николай II. В 1929 году Успенский собор закрыли, а внутренние росписи на колоннах и стенах забелили. Лишь в 1992-м он был освящен вновь. Сейчас, в летнее время, в нем ежедневно проходят богослужения.
Настоящее украшение Рязани – храм Спаса Преображения на Яру. Нечасто можно увидеть в православном храме мозаичный пол и деревянные иконы-скульптуры: Параскеву Пятницу и Николая Чудотворца. До 1917 года здесь находилась древняя икона – Нерукотворный Образ Спасителя.
В блокнот паломнику:
Как добраться до Рязани из Москвы: Электропоездом с Казанского вокзала (3 часа) либо электричкой (4 часа), автомобилем по Новорязанскому шоссе (180 км).
Ольга Швейцер