Что такое православная церковная община в наши дни? Чем живут современные христиане? Как на деле исполняют Христову заповедь о любви к ближнему? Об этом наш разговор с настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском протоиереем Иоанном Чураковым.
- Отец Иоанн, храм Успения Богородицы «в камне» еще не построен, сейчас вы служите во временной деревянной церкви. Можно ли сказать, что и церковный приход находится пока еще в стадии становления?
- Здесь я служу с Божией помощью четыре с половиной года. А до этого шестнадцать лет служил в Троицкой церкви в Коньково и три года в храме Благовещения в Ново-Переделкино. Когда меня назначили настоятелем Успенского прихода в Матвеевском, некоторые прихожане из Коньково и Ново-Переделкино пришли сюда вместе со мной. 21 сентября 2015 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в нашем временном храме свершилась первая Божественная Литургия. С тех пор богослужения свершаются регулярно. Люди в Матвеевском ждали этого пятнадцать лет! В любую погоду раз в неделю они собирались у поклонного креста на пустыре, недалеко от того места, где стоит сейчас наша временная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, и молились о том, чтобы в их микрорайоне появился свой приходской храм. На сегодняшний день наш приход сложился как община единомышленников, объединенная общим ежедневным служением Богу и ближнему. Это люди самых разных профессий и очень широкого круга интересов.
- Расскажите, пожалуйста, о них.
Обо всех не расскажешь, но вот несколько слов о тех, кто трудится вместе со мной. Наш второй священник о. Сергий Иванов, выпускник философского факультета МГУ и богословского факультета Свято-Тихоновского института, кандидат философских наук и кандидат богословия. Наш регент Наталья Игоревна Белюнова – выпускница двух институтов, Московского педагогического университета и Православного гуманитарного института «Со-действие», выросла в православной семье. Её прадед был священником в Алма-Ате в послереволюционные годы. Ненад Мийович – по национальности серб, вырос в Черногории, полюбил русское Православие, женился на русской девушке, живет теперь в Москве и трудится у нас. Несет послушание консультанта храма по вопросам церковной жизни. Галина Ефимовна Исиналиева закончила филологический факультет Казахского Государственного Университета. Она директор нашей Воскресной школы, которую с удовольствием посещают и взрослые, и дети. В школе учится около пятидесяти человек. А Геннадий Леонидович Колин по профессии режиссер кино. Он возглавляет наш семейный театр. Вместе с женой (она театральный режиссер) ставит спектакли для наших прихожан и подопечных из пансионата ветеранов труда № 29. Елена Владимировна Исупова по образованию врач-психиатр. Она помогает мне координировать работу в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.
- Вас пускают в следственные изоляторы?
- Конечно. Сейчас я являюсь старшим священником в двух следственных изоляторах столицы: Лефортово и СИЗО №5 Управления ФСИН по г. Москве («Водник»). В последнем я начинал свое тюремное служение в 2003 году. Тогда там содержались подростки с особо тяжкими преступлениями, чьи дела проходили через Верховный Суд. В то время мало кто понимал, с чего надо начинать духовное оздоровление заключенных. В некоторые колонии и изоляторы допускали представителей иностранных сектантских сообществ. Они раздавали специальную литературу, сеяли свои ядовитые семена, чтобы потом оказалось в нашем обществе так, как писал об этом святитель Феофан Затворник: «что не голова, то своя вера». Так называемая «Церковь спасения», например, финансировалась из-за рубежа, ее руководители имели американское подданство. В СИЗО у них был свой офис, и они ежедневно «обрабатывали» заключенных. Слава Богу, это продолжалось не слишком долго.
- Они, к счастью, ушли, а Вы пришли… С чего началось Ваше тюремное служение?
- С молитвы. В бывшей камере, переделанной под домовой храм, стали свершаться регулярные богослужения. Открылась Воскресная школа для подростков. На занятиях мои помощники рассказывали ребятам о Боге, грехе, покаянии, учили молиться, смотрели и обсуждали вместе фильмы. Многие открыли для себя абсолютно новый мир, получили точку опоры и реальную альтернативу для выбора своего пути в будущем.
- В чем конкретно заключалась эта альтернатива?
- Обычно получается так: молодой человек, попавший в заключение, осознает, что он отвергнут обществом, что у него нет дальнейших перспектив. Образование, честный труд – под большим вопросом. Другое дело – тюремный мир. Здесь все понятно, знакомо. И подростки изо всех сил пытаются освоить эти «тюремные университеты», чтобы набрать вес в криминальной среде. Прельщает и некое подобие братства, блатная романтика. Так и шла их жизнь по накатанной… А тут ребята поняли, что есть возможность вырваться из замкнутого круга, что можно быть причастными другой реальности, выстроенной на взаимоотношениях с Богом, Которому каждый из нас не безразличен. Есть ещё путь веры. Есть мир церковной жизни, где действуют свои Божии законы. Наконец, помимо человеческого суда, всегда условного и подчас несправедливого, есть другой Высший суд. И от него уже никто не отвертится.
- Малолетние преступники оказались настолько открыты для проповеди? Вы не испытывали трудностей в общении с ними?
- Конечно, далеко не все, кто надел на себя крестик или поставил на тумбочку икону, сделал это по-настоящему, всерьез. Но, как мне кажется, мы смогли дать ребятам начальное представление о жизни по вере, заставили их задуматься о главном: зачем мы приходим в этом мир? Начальник воспитательного отдела в свое время говорила мне, что после занятий и духовных бесед ребята стали проситься на исповедь, а раньше такого не было. Мир подростков всегда очень сложный, а если этот мир формируется в местах лишения свободы, то трудностей становится в разы больше. Когда общаешься с ребятами на групповых встречах, то понимаешь, что многое зависит от их лидера, от того, как удается построить с ним диалог. Как правило, подростки стыдятся проявить себя друг перед другом с хорошей стороны, боятся открыться. Окружающие воспринимают это как слабость. Но в индивидуальных беседах часто открывается, что подростки, стремящиеся казаться взрослыми и независимыми, во многом еще дети, хотя и многое чего повидавшие. Их душа под спудом грехов, но она стремится к Богу.
- А взрослые заключенные? Среди них проповедовать легче или сложнее?
- И здесь бывает по-разному. Нередко скорбные испытания помогают человеку остановиться – иногда перед самой пропастью. Изолированность пространства заставляет узника внутренне собраться, подводит к мысли разобраться в своих отношениях с Богом, помогает зарождению религиозного чувства. Нахождение с одними и теми же людьми, которых человек не выбирает себе для общения, поневоле заставляет искать альтернативу такой жизни.
Задача людей, находящихся по эту сторону решетки, – принести узникам свет надежды, дать веру в силу Божию, которая всегда сильнее любой силы человеческой, но, которая открывается только тем, кто обретает доверие к промыслу Божию. Мы стремимся послужить конкретному человеку так, чтобы во мраке тюремного заключения он мог встретиться со Христом и оставаться с Ним в любых жизненных обстоятельствах.
- Что для этого нужно?
- Прежде всего Дом Божий. Для укрепления веры очень важно регулярно участвовать в церковной жизни – молиться, посещать богослужения, исповедоваться, причащаться. Для этого в СИЗО № 5 (сейчас там, кстати, содержатся не только подростки) был построен храм во имя святителя Николая Чудотворца. Он стал первым отдельно стоящим тюремным храмом в Москве. В 2014 году на Рождество Христово его посетил Святейший Патриарх Кирилл.
В следственном изоляторе №2 ФСИН России («Лефортово») мы построили вторую церковь. А точнее – отремонтировали выделенное нам помещение и обустроили в нем храм с красивым резным иконостасом и писанными иконами. Сейчас в обоих тюремных храмах регулярно совершаются Богослужения с участием наших прихожан. Они читают и поют за богослужением…
- … а рядом молятся осужденные. Это не опасно? Чтобы прийти в такое место, требуется определенное мужество. Женщинам уж точно…
- Наша прихожанка Ирина Борисовна уже более семи лет несет тюремное послушание в СИЗО №5 и как чтец, и как дежурная по храму. Когда священника в храме нет, именно к ней обращаются заключенные с различными вопросами, касающимися церковной жизни. Кроме того, наши прихожане составляют график посещения храма (это же режимное учреждение) и доводят его до сведения заключенных. О своем желании наши подопечные сообщают заранее. При этом духовные потребности у всех разные: кто-то желает исповедоваться, причаститься, побеседовать со священником, а кто-то – просто поставить свечку.
- Кому вы стараетесь помочь в первую очередь?
- Сиротам. Им особенно тяжело, потому что нет никакой поддержки от близких. Мы хоть как-то стараемся облегчить ребятам жизнь. Наша прихожанка Людмила Вячеславовна Морозова устраивает им встречи с православным юристом и психологом. Она же по их желанию покупает на приходские средства продукты и средства гигиены в тюремном магазине. К дню рождения и дню ангела старается всем несовершеннолетним, с которыми у нас есть контакт, приготовить небольшой сувенир.
- Есть ли возможность проследить дальнейшую судьбу ваших подопечных?
- Большинство из них попадают в Можайскую воспитательную колонию. Несколько раз в год мы обязательно приезжаем в колонию, чтобы провести молебен и побеседовать с ребятами на духовные темы, устраиваем для осужденных концерт, дарим подарки. Видим, конечно, и знакомые лица. Подростки часто сами напоминают нам о себе…
- Кто из ваших прихожан участвует в таких поездках?
- Все желающие. И, конечно, наши сестры милосердия. Они всегда приезжают в своей праздничной белой форме. Пусть подростки видят, что существует и такой образ жизни, пусть задумаются о милосердном подвиге служения ближним.
- В вашем приходе, судя по всему, об этом задумываются многие…
- Да. Несколько лет при нашем храме работала группа милосердия. А в прошлом году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на её основе было создано сестричество в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни нашего храма. На праздник Жен-мироносиц к нам приезжал архиепископ Егорьевский Матфей, который совершил чин посвящения двенадцати сестер. В этот день они дали торжественные обеты служить ближнему делами милосердия и любви. Каждый четверг в храме свершается Литургия с прошениями об умножении любви, на которой сестры милосердия причащаются Святых Христовых Таин. Такая духовная поддержка в их непростом служении просто необходима.
- Кого, кроме заключенных, опекают сестры милосердия?
- По соседству с нашим храмом находится Пансионат ветеранов труда №29, где проживает около пятисот инвалидов и просто немощных людей. Наши сестры помогают им подготовиться к исповеди и причастию, сопровождают на богослужения. В пансионате есть домовой храм Святителя Николая. Он приписан к нашему приходу. Каждую пятницу в храме совершается или молебен, или Литургия.
Неподалеку от нас находится ещё одно социальное учреждение, где нам всегда рады. Это Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский». Здесь живут дети с тяжелым поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Наши прихожане регулярно собирают для них гуманитарную помощь: детское питание, одежду, игрушки, памперсы. Раз в месяц мы – я или о.Сергий, второй священник нашего прихода, – причащаем этих детишек, а сестры милосердия нам в этом помогают.
- Отец Иоанн, ваш временный храм украшен очень красивыми иконами, причем не только внутри, но и снаружи…
- Часть этих икон написаны Ириной Александровной Савенковой - преподавателем школы иконописи, созданной при нашем духовно-просветительском центре «Дионисий». Такое учебное заведение – единственное в своем роде. Оно целенаправленно готовит учащихся для поступления в лучшую на сегодняшний день школу иконописи при Московской Духовной Академии.
В центре «Дионисий», кроме того, работает мастерская золотного шитья, которую возглавляет выпускница Московского государственного института культуры Светлана Евгеньевна Трайнина, мастер высокого художественного уровня. Она, кстати, приглашает обучаться церковному золотному шитью и вышивке всех желающих.
- Отец Иоанн, ваши прихожане пишут иконы, ставят спектакли, занимаются уникальной вышивкой, помогают детям, заботятся о престарелых, окормляют заключенных…
- …а ещё наша приходская молодежь из клуба «Аминьевцы» кормит на вокзале бездомных, участвует в викторинах и спортивных соревнованиях, совершает паломничество по святым местам. Все это жизнь современного прихода, которая дает человеку необходимые ориентиры для спасения души, помогает раскрыть в себе многогранные возможности, заложенные в нас Создателем, чтобы мы могли в полной мере послужить Богу и ближнему. Это обязательно отзовется в вечности. Придет время, и мы дадим Господу отчет за все, что мы сделали. Или могли сделать, но не сделали…
Беседовала Людмила Дианова.