Ай да Алексашка!
Одним из любимейших мест пребывания Петра I в Москве была Немецкая слобода. Из Кремля государь ездил туда постоянным путем – через улицы Никольскую, Мясницкую и Новую Басманную. Последняя еще называлась Капитанской слободой, жили на ней офицеры потешных и вновь сформированных царем солдатских полков. Здесь стоял небольшой деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Монарха вид постройки отнюдь не устраивал. Тем более что вдоль «царской» дороги, у Чистых прудов, на территории усадьбы царского любимца Александра Меншикова уже поднялся величественный храм Архангела Гавриила (Меншикова башня). «Вот это церковь так церковь! Ай да Алексашка! Ай да молодец!» – восхищенно говаривал Петр.
Очень хотелось царю иметь в Москве храм, посвященный и его небесным покровителям, подобный тем, что видел он в Западной Европе, в частности, в Голландии. На досуге Петр не раз обдумывал приходившие в голову идеи храмовой постройки, и однажды они вылились в конкретные формы на бумаге. Рисунок тот вместе с именным указом попал к местному старосте, и «…велено… построить [церковь] за Мясницкими воротами, за Земляным городом, что в Копитанской и Новобасманной слободе, которая и прежде в том месте была, во имя святых апостолов Петра и Павла».
2000 рублей
Но указ указом, а длилось сооружение Петропавловской церкви довольно долго. Ведь в том же 1714 году вышел другой царский указ – о запрещении каменного строения по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Лишь через семь лет, как записано в клировых ведомостях, Петр пожаловал на храм две тысячи рублей, и тогда работы возобновились.
Какому же архитектору довелось воплотить в жизнь государев замысел? Увы, доподлинно неизвестно. Возможно, Ивану Зарудному, уже прославившемуся созданием вышеупомянутой Меншиковой башни, а может быть, Михаилу Чоглокову, автору знаменитой Сухаревой башни. Так или иначе, в 1721 году был освящен нижний престол храма – во имя Святителя Николая, через несколько недель верхний – во имя Петра и Павла. Колокольню возвели много позже. Деревянный резной иконостас исполнили «зело искусные мастеры», специально присланные царем из Петербурга.
Любимый храм Демидовых
Подлинными благодетелями для Басманного храма в XVIII–XIX веках стали знаменитые богачи-предприниматели Демидовы, одно из московских владений которых находилось как раз в здешнем приходе. Члены этого семейства несколько раз выделяли крупные денежные суммы на ремонт здания, в частности, на поновление иконостаса и «полинялые» росписи в нижнем храме. Помогли Демидовы и тогда, когда пришла пора менять обветшавшую каменную лестницу, ведущую на второй ярус колокольни и в верхнюю церковь: новая чугунная лестница была отлита на нижнетагильском заводе и превосходно сохранилась до наших дней.
18 апреля 1856 года в храме Петра и Павла отпевали Петра Яковлевича Чаадаева. Этот человек всегда выделялся в обществе острым, критичным умом, выразительным лицом и манерой поведения. Он был близким другом А.С. Пушкина. После публикации в 1836 году журналом «Телескоп» первого «Философического письма», вызвавшего столько толков в обеих столицах, правительство официально объявило Чаадаева сумасшедшим, и он одиноко и безвыездно прожил остаток дней в одном из флигелей усадьбы своих друзей Левашовых, которая находилась здесь же на Новой Басманной улице. В ту пору Петр Яковлевич превратился не только в московскую, но и в оссийскую знаменитость. Посетить «басманного философа» почитали за честь многие москвичи и петербуржцы.«Басманный философ»
Один из присутствовавших на отпевании писал: «Сегодня хоронили Чаадаева… Странное и удивительное в этой церемонии. Прекрасный весенний день, пасхальная служба, цветные ризы, цветы на кресте, вместо панихиды пение “Христос Воскресе!” и других гимнов воскресных; все это как-то успокоительно действовало на душу».
Возвращение Петра и Павла
Хотя в советские времена Петропавловский храм и избежал участи сноса, его все же закрыли и отдали сначала под склад, а потом под научную лабораторию. Лишь в начале 90-х здание возвратили Русской Православной Церкви, и после восстановления внутреннего убранства здесь возобновилось богослужение.
Сейчас интерьер впечатляет своим… благолепием. Главная здешняя реликвия – большой храмовый образ апостолов Петра и Павла, личный вклад Петра I. После революции икона считалась безвозвратно утерянной и лишь в 2008 году была обнаружена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, куда ее отдал на реставрацию частный коллекционер. Специалисты датируют икону концом XVII столетия, ее оклад (восемь килограммов чистого серебра с позолотой) – один из высших образцов русского ювелирного искусства. Тщательно отреставрированный образ вернули в 2010 году в Петропавловский храм.
Нельзя не упомянуть и о чудесной кованой решетке XVIII века, примыкающей к зданию со стороны Басманного переулка. Прежде она находилась у храма Спаса Преображения на Большой Спасской улице. Но церковь ту разрушили в 1937 году, а чудом спасенную ограду перенесли на нынешнее место. С той поры ее изумительными по красоте ажурными завитками вольно или невольно любуется каждый проходящий по Новой Басманной. Приезжайте и вы взглянуть.
В блокнот паломнику:
Адрес храма апостолов Петра и Павла в Басманной слободе: Москва, Новая Басманная ул., д. 11. (ст. метро «Красные Ворота»).
Александр Алиев