Это удивительное место в излучине реки Истра, этот оазис святости с величественным храмом Воскресения - зримое свидетельство благодатного присутствия Божия на нашей земле. Ново-Иерусалимский монастырь, заложенный патриархом Никоном в 1656 году, - единственный в своем роде. Академик И.Э.Грабарь назвал его «одной из самых пленительных архитектурных сказок, когда-либо созданных человечеством».
Мечта патриарха создать среди русских лесов и полей образ Святой Земли, была во всех отношениях грандиозна, дерзновенна и … почти неосуществима. Но вера Святейшего в особую миссию России, которая после падения Византии должна стать новым центром мирового православия, оказалась выше всяких сомнений. Он сам создает проект невиданного доселе храма-града, и трудится на стройке как простой рабочий. Все святыни, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, создаются из схожих материалов и по точным замерам с оригиналов. На карте Русской Палестины появляется Иордан, Фавор, Елеон, Назарет, Вифлеем, Вифания.
Но для воплощения в жизнь всего задуманного не хватило, да и не могло хватить одной жизни сначала возвышенного, а затем опального патриарха. Лишь через двести лет монастырь обретает свои узнаваемые черты. На рубеже ХIХ-ХХ веков Русская Палестина становится самым посещаемым после Троице-Сергиевой Лавры местом паломничества.
Судьба Нового Иерусалима во многом похожа на судьбу его первообраза - от возвышения к разрушению и вновь к торжеству христианства и попранных святынь! Зимой 1941 года отступающие немецкие войска взорвали монастырь. Стены рухнули, но мечта патриарха Никона продолжала жить, и уже в наши дни вновь обрела зримые черты.
Воссозданный Воскресенский храм с двадцатью девятью приделами поражает размерами и роскошным барочным убранством: изящные парапеты галерей, нарядные фризы дверных проёмов, изразцовый трёхярусный иконостас… Каждая деталь интерьера глубоко символична. Не случайно даже число ступенек, ведущих в нижний храм святых Константина и Елены. Их тридцать три – по количеству лет Иисуса Христа. Сам же храм углублён на шесть метров – именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. Это место символизирует святой источник, забивший при строительстве храма.
Ново-Иерусалимский монастырь часто называют пространственной иконой Святой Земли. Но это ещё и образ небесного Иерусалима, его неземной красоты, которая становится ближе – и душа это чувствует! - под бело-голубыми сводами Воскресенского храма.