На протяжении всей истории человечества люди отправлялись странствовать по свету, путешествовали по городам и весям. И все эти передвижения имели самые разные причины, исходили из разной мотивации и преследовали разные цели. Назовем основные «задачи» всех путешествий: это покорение и освоение новых земель; познание мира, иных культур и цивилизаций. Позднее: лечение и отдых.
Особое место среди всех видов странствий занимают «путешествия с религиозными целями». То, что мы в христианстве называем паломничеством. Веками именно паломничество, то есть посещение святых мест с целью поклонения, считалось самым главным походом в жизни человека. В сознании людей столетиями сохранялось твердое представление об иерархии путешествий, где паломничество занимало безусловное первое место.
Это соответствовало общему пониманию устройства мироздания, иерархии ценностей, в которой Горний мир являлся безусловно главенствующим, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного.
Центром своей жизни человек считал Бога. А целью жизни – преображение души, общение с Богом в вечности. Живя здесь, на земле, человек памятовал о своем Творце, каждую минуту «ходя пред лицем Божиим», сообразуя свои мысли, чувства, слова и дела с Его волей и Его заповедями и будучи уверенным в том, что Бог пребывает здесь, с ним, в этом мире, и участвует в жизни каждого.
Нам, христианам, Господь Сам указал истинную цель земной жизни: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), – и добавил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).
Все сферы своей деятельности человек подчинял этой основополагающей цели. Если мы посмотрим на искусство Древней Руси или искусство стран Европы, то увидим, что свое творчество человек посвящал Богу, в своих произведениях он пел хвалу Создателю и Его творениям. Красота и гармония божественного мира находила свое отражение в храмовой архитектуре. В литературе популярным жанром стали жития святых, в живописи – икона, в скульптуре – обращение к образам Священного Писания.
Также и в своих странствиях человек считал главной целью послужить Богу. Потрудиться для Бога, во славу Божию. Именно поэтому паломничество – как поклонение святым местам и молитвенный подвиг, как служение Богу – всегда воспринималось главным путешествием в жизни человека. И именно о паломничествах сохранилось самое большое число описаний, дневников, писем и книг. Верующие люди всегда видели в паломничестве особое, святое делание, полезное и спасительное для души.
Паломничество почиталось не только духовным, но и физическим подвигом. Вот почему на поклонение часто шли пешком
Паломничество считалось не только духовным, но и физическим подвигом. Вот почему на поклонение часто шли пешком, отказываясь от имеющихся средств передвижения. Люди специально готовились к этому подвижничеству, особо постились, усиливали молитвы, всем сердцем стремясь к покаянию и изменению своей жизни. И по возвращении старались как можно дольше беречь благодатные дары, обретенные в паломничестве. Сохраняя в душе память о столь важном событии их жизни, поклонники также старались привезти из путешествия какую-то святыню или даже просто горсточку земли или камешек со святого места.
Людям важно было отметить, особо запечатлеть это главное путешествие своей жизни. Например, у мусульман после посещения Мекки вошло в традицию прибавлять к имени путешественника приставку «аль хадж», которая означает, что этот человек совершил «хадж» – мусульманское паломничество. В мусульманском мире эта благочестивая традиция довольно распространена и по сей день. А во времена Османской империи ее влияние мы можем проследить и на православных греках. Так, к имени православных греков, совершивших путешествие в Святую Землю, также добавляли приставку «хаджи».
Это прибавление к имени паломника, несмотря на свое нехристианское происхождение, было призвано свидетельствовать о совершенном подвиге поклонения, а также о том преображении, которое должно было произойти в жизни путешественника. Помимо этого, приставка «хаджи» подчеркивала, сколь серьезное значение придает общество совершенному паломничеству.
От паломничества к туризму
Между тем постепенная секуляризация западного общества привела к так называемой «смене мотиваций к путешествиям». По мнению ряда историков, этот отход от духовных основ в сторону эстетических и рекреационных относится к эпохе позднего Возрождения. Так, в своих «Опытах» знаменитый французский философ XVI века Мишель де Монтень одним из первых предлагает рассматривать путешествие как некое освобождение от домашних забот: «Пребывая в отъезде, я отбрасываю от себя все мысли о моем доме; и случись в мое отсутствие рухнуть одной из башен, я буду переживать из-за этого меньше, чем из-за падения какой-нибудь черепицы, будь я дома. Вне дома моя душа быстро и легко распрямляется, но когда я дома, она у меня в беспрерывной тревоге…»
Со временем такого рода путешествия – с целью отдыха от домашних забот и в поиске разнообразных развлечений приобрели большую популярность и свое определение – «туризм». Считается, что термин «туризм» ввел французский писатель Анри Стендаль (1783-1843) или, по меньшей мере, значительно его развил.
Как определить различие между туристом и паломником, когда направления совпадают? Когда цель по сути одна и та же?
Если мы сегодня откроем интернет, то увидим множество красочных историй и обсуждений на тему, кто, где и как путешествовал, куда собирается вновь и советует другим. Кто-то делится своими впечатлениями об отдыхе в чудесном отеле на берегу океана с белоснежным песочным пляжем, кто-то хвалит горнолыжный курорт с крутыми спусками и виражами, удобными подъемниками и хорошей кухней, кто-то поражает воображение собеседников рассказами о чудесах света, вроде «потерянного города инков» Мачу-Пикчу в Перу или храмового комплекса Байон (Сием-Рип, Камбоджа) с загадочными башнями-лицами, высеченными из камня и когдато безмолвно взиравшими с высоты на всю Кхмерскую империю.
Люди описывают все, что связано с темой отдыха, развлечений, все, что подразумевается под словом туризм.
И сегодня это понятие охватывает самые разные сферы. Туризм рассматривается как познавательный, оздоровительный, спортивный, религиозный и т.д. Посещение музеев как «культурный» отдых многие также относят к одному из видов туризма.
Будучи намного «младше» паломничества, история которого насчитывает не одно тысячелетие, туризм в XXI веке достиг гипертрофированных размеров. Уже дело дошло до того, что иногда можно услышать такое выражение, как «паломнический» туризм. То есть даже паломничество пытаются загнать в рамки «туризма», что совершенно неприемлемо и лишено основания. Такой подход является отражением образа жизни человека нашего времени, его мировоззрения, оторванности от духовных основ, человека–потребителя.
Если мы возьмем сферу законодательства, то и там встречаем странный дисбаланс. Несмотря на то, что паломничество, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в Российской Федерации оно до сих пор регулируется туристским законодательством. То есть в законодательстве даже нет определения такому понятию, как паломничество.
А между тем, несмотря на кажущуюся близость, паломничество и туризм – совершенно разные явления, имеющие отличную друг от друга природу. Даже в тех случаях, где целью путешествия становятся одни и те же места. Поскольку кроме знакомства с культурным наследием или отдыхом существуют туристические путешествия с религиозными целями.
Паломничество и религиозный туризм
В чем же разница между паломниками и туристами? Когда речь идет о пляжном отдыхе, с одной стороны, и посещении Афона – с другой, все кажется понятным. В первом случае – отдых и развлечения. Во втором – сугубая молитва и поклонение святыням. Но как определить различие между туристом и паломником, когда направления совпадают? Когда цель по сути одна и та же? Приведем простой пример: отправляются путешественники в Иерусалим. И туристы, и паломники. Летят на одних и тех же самолетах. Потом едут по Святой Земле на машинах или автобусах. Посещают Гроб Господень, Гефсиманию, Вифлеем. Женщины стараются надевать в храмах платочки, а мужчины не забывать снимать бейсболки. Все слушают рассказ сопровождающего.
И вот тут мы можем обозначить принципиальную разницу. Для туриста, который хотя и приехал «с религиозными целями», центральным моментом его пребывания на Святой Земле все же является приобщение к новым знаниям. Спектр отношения к святыне у людей может быть разным: от простого любопытства до сознательного религиозного просвещения. Турист приезжает, чтобы иметь возможность увидеть святыни, познакомиться с евангельской историей и религиозными традициями, с храмовой архитектурой и церковным искусством.
Паломничество – это участие верующего в соборной молитве, а религиозный туризм – это, скорее, приобщение человека к культуре
Для паломника же любая экскурсия, рассказ сопровождающего – все это лишь введение, подготовка к самому главному – к религиозному поклонению святыне. То есть осмотр исторических достопримечательностей в храме или монастыре, воспоминания о евангельских событиях или о жизни святых формируют у паломника определенный духовный настрой. Вершина же заключается в осознанном, осмысленном участии паломника в богослужении и принятии Святых Христовых Тайн, в сугубой молитве перед чудотворными иконами и благоговейном поклонении честным мощам угодников Божьих. На Святой Земле – это, конечно, поклонение местам, связанным с земной жизнью Спасителя. Православное паломничество – часть религиозной жизни верующего человека. Главная цель его – духовное обновление человека. Потому и атмосфера на протяжении всего путешествия, несмотря на одни и те же места посещений, у паломников и туристов также различна. В первом случае – это атмосфера молитвы и покаяния. Во втором – атмосфера любопытства, живого интереса, внимания, а, возможно, и наоборот, усталого равнодушия.
Приведем в заключение такой аналог: если паломничество можно сравнить с изучением Закона Божия, то религиозный туризм – с изучением Основ православной культуры. То есть в обоих случаях речь идет о вере и религии. Однако паломничество – это участие верующего в соборной молитве, а религиозный туризм – это, скорее, приобщение человека к культуре, конечно, в первую очередь, к ее духовной составляющей, без которой невозможно понять ни историю человечества, ни мировую культуру.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк