Продолжая серию материалов об исчезнувших обителях древней Москвы, в этом номере мы расскажем о Златоустинском монастыре, что находился в одном из лубянских переулков в самом сердце столицы.
Обитель посреди рынка
Доподлинно неизвестно, когда и как был основан Златоустинский монастырь. Скорее всего мы этого никогда и не узнаем – до наших дней дошло лишь несколько фотографий да обрывочная информация из летописей и писцовых книг. Однако деревянная церковь в честь Иоанна Златоуста появилась здесь еще в XIV веке, когда эта местность, как ни удивительно, считалась пригородом. По соседству с храмом располагались торговые лавки, чьи хозяева и выступили инициаторами строительства.
В какой-то момент приход стал центром церковной жизни района, а затем превратился в небольшую обитель, которая постепенно оформилась, и старенький храм стал собором. Впервые монастырь официально упоминается лишь в 1412 году, но уже к концу столетия приходит в упадок и фактически пропадает – даже храм Иоанна Златоуста раскатывают на бревна и переносят в Покровскую обитель, только-только набирающую силу.
Небесный покровитель
Вновь вспомнили о древнем монастыре лишь при Великом князе Московском Иване III, чей загородный дворец стоял поблизости. Суровый правитель не только занимался объединением земель русских, но и благоустраивал Москву. Мало того – Иоанн Златоуст был его небесным покровителем, посему на восстановление обители были отданы немалые средства. Из Пскова в столицу пригласили лучших каменщиков, которые всего за один год возвели здесь пятиглавый собор в честь святого, уступающий шедеврам русского зодчества разве что компактными размерами, а также небольшой храм в честь апостола Тимофея. По просьбе государя игумену обители были даны большие полномочия, как пишут историки, он получил право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских.
Птица феникс
Вновь монастырь был разрушен в 1571 году во время нашествия крымских орд Девлет-Гирея, затем восстановлен и вновь разграблен уже поляками в 1611 году. К тому моменту псковский храм был сильно поврежден, и на деньги мецената князя Федора Барятинского в 1663-м возводится новый собор. К слову, богатых покровителей у монастыря было немало. Один из них – сподвижник Петра I Федор Апраксин жертвовал немалые средства и заступался за монахов перед царем. Он же попросил разрешение учредить архимандрию и погребать на монастырском кладбище известных людей, а заодно назначить ежегодное содержание из государственной казны. Чаяниями Апраксина в обители появилась Благовещенская церковь. Ее подклет и стал фамильной усыпальницей рода Апраксиных. Однако уже в 1737 году здесь случилась очередная беда – бытует версия, что от копеечной свечи, которую оставила прихожанка, огонь перекинулся и охватил церковь, монастырь, а затем и весь город. Именно отсюда пошло выражение: «От копеечной свечи Москва сгорела». Но и после этого обитель восстановили на пожертвования императрицы Анны Иоановны.
Расширение монастыря
Следующем жертвователем была государыня Елизавета Петровна. На ее средства известным московским архитектором Иваном Мичуриным возводится надвратный храм во имя Захария и Елисаветы, а затем и новая монастырская колокольня.
Во время нашествия Наполеона пожар чудесным образом не тронул обитель, однако солдаты осквернили храмы. Благо ризницу архимандрит Лаврентий заранее вывез в Вологду, а во время разбоя насельники ютились в домах у простых горожан.
Новый расцвет монастыря пришелся на середину XIX века, когда в Троицкой церкви от чудотворного списка Знаменской иконы исцелился больной холерою. Прослышав о чуде, сюда стали съезжаться паломники со всей империи. На момент революции 1917 года в обители находилось 4 храма, колокольня, церковно-приходская школа, кельи и хозпостройки. Все сооружения были обнесены каменной стеной, выходившей на Большой и Малый Златоустинские переулки (они до сих пор повторяют очертания обители).
Забвение
Вскоре после переезда революционного правительства в Москву по всему городу начали открываться всевозможные учреждения. Поблизости с монастырем обосновался ЦК ВЛКСМ, по которому и переименовали Златоустинские переулки в Комсомольские.
В начале 1930-х, в рамках переустройства столицы монастырские здания были практически до основания разрушены. На месте древней обители архитекторы Лазарь Чериковер, Аркадий Лангман и Николай Арбузников возвели жилой дом в стиле конструктивизма для работников НКВД, чтобы тем было поближе ходить до работы. На месте же монастырского сада построили детский сад. От древнего некрополя также не оставили камня на камне, несмотря на то, что там покоились известные люди, в том числе царевичи Касимовские, Румянцевы, Апраксины и др. Единственное, что сегодня осталось от монастыря, – остатки стены на углу двух Златоустинских переулков да икона святого Дмитрия Солунского, которую сначала передали в антирелигиозный музей, а затем в собрание Третьяковской галереи.
Святой из Златоустинского
Последним игуменом монастыря до 1920 года был Феодосий (Ганицкий). После закрытия обители он стал епископом Коломенским и Бронницким. Вот что о нем вспоминает одна из прихожанок: «Мне кажется, не было ни одной церкви в нашем городе, где бы ни совершал службы в престольные праздники епископ Феодосий. Православные люди Коломны и особенно монахи очень полюбили Владыку, видя в нем не только талантливого администратора, но и человека, ведущего аскетический образ жизни, видя его искреннюю и неподдельную любовь к каждому приходившему человеку.
Все люди, имевшие скорби, обращались к нему за помощью и молитвой». Его два раза арестовывали, ссылали на Север. Свои земные дни он закончил в небольшом селе Сушково обычным прихожанином, так как служить ему было запрещено. В апреле 2006 года он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви, а в мае произошло обретение мощей. Память священноисповедника Феодосия совершается 20 апреля (3 мая) в день кончины, а также 3 (16) мая в день обретения.
Федор Дядичев,
фото Олега Серебрянского