Успенский Вышенский монастырь После революции во время одного из крестных ходов чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону Божией Матери конфисковали. Узнав об этом, крестьяне пошли к зданию ЧК выручать свою Спасительницу. Казанский собор Святитель Феофан Затворник. Автопортрет Келия Феофана Затворника Таким был быт великого молитвенника Интерьер кельи У мощей святителя Митрополит Калужский и Боровский Климент читает акафист святителю Феофану Праздничный крестный ход в день памяти святителя ФеофанаЗатворника Вышенского Настоятельница обители игумения Вера (Ровчан). Благодаря ее трудам монастырь постепенно приобретает тот вид, который был при святителе Феофане Сестры обители |
Так говорил о Вышенской обители святитель Феофан Затворник, который провел в ее стенах около тридцати лет. Неземной свет Не раз замечено: кто хоть однажды побывал в Выше, тот обязательно вернется сюда вновь. В Успенском Вышенском монастыре есть все, что ищет сердце паломника: особый молитвенный настрой, гостеприимство монахинь, покой и умиротворение, разлитые в здешней неброской природе. …В очень давние времена (XVI–XVII века) на правый берег реки Выши, неподалеку от ее впадения в Цну, пришли иноки и основали небольшую обитель. Вскоре они стали наблюдать поблизости необычный свет, восходящий от земли до самого неба. Иноки решили, что это Божий знак, указующий место, где должно стоять монастырю, и перенесли туда свою обитель. Расположенный в глухих местах, Вышенский монастырь долгое время оставался малоизвестным. Жизнь его текла спокойно и размеренно. Немногочисленные иноки проводили дни в молитвах и трудах, где главным было распространение христовой веры среди местных жителей – мордвы, поклонявшихся языческим богам. Но пришло время, и Успенская обитель стала центром просвещения не только Рязанского края, но и всей России. Чудотворный образ В 1827 году монахиня Тамбовского Вознесенского монастыря Миропия (Аденкова) передала в дар Вышенской обители Казанскую икону Божией Матери, от которой стали происходить многие чудеса. С тех пор образ стали называть Казанский Вышенский и почитать как чудотворный, особенно после исцеления от холеры жителей Шацка, Моршанска и Тамбова. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперед, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого». Спасенные и исцеленные в знак глубочайшей благодарности Царице Небесной украсили икону золотой ризой, осыпанной драгоценными камнями, и поместили в киот из чистого серебра. Каждый год на целых восемь месяцев во главе крестного хода она покидала стены Вышенской обители. Торжественное шествие посещало шесть городов, три монастыря и более ста сел. В 60-х годах ХIХ века эти крестные ходы стали традиционными. Чудотворный образ с радостью ждали в каждом селении, а Вышенская обитель стала известна далеко за пределами Тамбовщины и Рязанщины. Строитель и просветитель Расцвет монастыря связан с именем архимандрита Аркадия (Честонова), который умело управлял обителью в течение 45 лет (с 1862 по 1907 год). Владыка был родом из бедной семьи и в юные годы испытал тяжелую нужду. Он долго не имел возможности получить достойного образования. Вот почему, возглавив обитель, архимандрит Аркадий стал отдавать много сил обучению и просвещению простого народа. При этом Вышенская обитель с каждым годом росла и хорошела. Во второй половине ХIХ века здесь были сооружены двухэтажный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы. Монахи обзавелись своей пекарней и постоялым двором. А в 1890 году состоялось освящение величественного Христорождественского собора, украшенного с трех сторон колоннами. С первого взгляда Именно этот монастырь выбрал для своего уединенного подвига известный богослов и духовный писатель святитель Феофан, сердцем ощутив, что здесь «жилище Божие, где Божий небесный воздух». Впервые он посетил Вышу в начале 1860-х годов, когда был правящим епископом на Тамбовской кафедре. Святитель сразу полюбил эту уединенную тихую обитель, красоту здешней природы. В 1862 году, назначая на Вышу настоятелем игумена Аркадия, он пророчески произнес: «Поезжайте, а потом и я к Вам приеду; заживем опять вместе». Сам святитель всегда стремился к уединению, но это решение далось ему не сразу. «Имею в мысли служить Церкви Божией, – говорил он, – только иным образом служить». И вот, наконец, он подает прошение об отставке. 17 июля 1866 года владыка был освобожден от управления Владимирской епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни. Из Владимира в Вышу святитель выехал 28 июля и прибыл 3 августа 1866 года. Монашеские порядки Однако настоятелем он пробыл недолго. Уже в сентябре 1866 года святитель подал прошение освободить его от этой хлопотливой должности, и вскоре оно было удовлетворено. Теперь он мог полностью посвятить себя богословским трудам и молитве. В одном из писем святитель писал: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно монашеские. Из братии есть лютые подвижники… Служб наберется 8–10 часов. Начинаются с 3 часов утра…» А сами братья вспоминали о святителе так: «…придет он, бывало, в церковь, сотворит уставные поклоны, станет в алтаре на определенном месте в струнку, “не распуская членов”, и начинает молиться. Он творит то редкие поясные поклоны, касаясь рукою пола, то вдруг зачастит, делая обыкновенные малые поклоны, то совсем прекратит те и другие». Молился святитель всегда очень сосредоточенно и, как правило, с закрытыми глазами, что, по его собственным словам, «способствовало собранности всех чувств, внутрь пребыванию; стоянию умом и сердцем пред Господом». Добровольный затвор Первоначально святитель Феофан поселился в настоятельских кельях, но они оказались слишком тесными для его обширнейшей библиотеки. Тогда настоятель Вышенской пустыни и ученик святителя отец Аркадий надстроил каменную просфорню вторым деревянным этажом. Здесь святитель Феофан и пребывал последние 22 года своей жизни в строгом затворе. …Современному человеку сложно до конца понять, в чем состоит духовный подвиг затвора. Большинство из нас и день не могут прожить без мобильного телефона и интернета. А здесь – годы уединенной сосредоточенной молитвы и постоянного памятования о Боге. В кельях владыка устроил домашнюю церковь во имя Крещения Господня, в которой совершал Литургию только в сослужении незримого небесного воинства. Не отвлекаясь на мирские дела, святитель целиком посвятил себя созданию богословских трудов и переводу святоотеческой литературы. Он знал несколько иностранных языков, в том числе и греческий, с которого перевел хорошо известное верующим людям «Добротолюбие». Находясь в затворе, святитель вел обширнейшую переписку. Ежедневно ему приходило от двадцати до сорока писем, на которые он лично и всегда подробно отвечал. Святитель чутко улавливал духовные потребности адресата, обстоятельно разъясняя все вопросы и сомнения. А иногда делился своими сокровенными мыслями и переживаниями. Вот, например, какие строчки можно найти в его переписке: «Выша – преутешительная и преблаженная обитель. У нас, например, рай растворенный. Такой глубокий мир!» Тропарь, глас 8 При этом он живо реагировал на события, которые происходили в церковной и общественной жизни страны, обсуждал вопросы перевода Библии на современный русский язык, ход военных действий во время Русско-турецкой войны. По словам современников, благодаря святителю Феофану Вышенская пустынь стала источником высокого духовного просвещения, которое исходило «не только от ученого ума, но и от глубокого чувствующего сердца». Последний час Вышенский угодник отошел ко Господу на праздник Богоявления в 1894 году. Иноки, облачавшие покойного в погребальные одежды, стали свидетелями появившейся на его лице улыбки. Таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам». Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего восьмидесятилетия. После кончины современники назвали его человеком «с такой цельностью нравственного бытия, при которой все противоречия, неразлучные с земной жизнью, уступают место дивной гармонии, и бренный, немощный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие. О нем с правом можно сказать, что он действительно воплотил в себе весь смысл Православной Церкви…» …Три дня стоял гроб с телом покойного в домовой церкви святителя, затем три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником пришло множество людей. Люди шли пешком, кто двести, а кто триста верст. Об этом С. Никулина в своей поэме сказала так: Шли богомольцы к погребению… Людей невиданный поток! С тех пор для многих утешением Стал этот райский уголок. В честь Феофана Затворника После революции Вышенский монастырь, как и многие святые места, был разорен. Власти устроили в нем психбольницу. Но местные жители не забыли о вышенских иноках. Многие помянники начинались именами святителя Феофана и архимандрита Аркадия, по домам хранились ставшие с годами бесценными их фотографии. В 1990 году с большими трудностями началось возрождение обители. По Промыслу Божию она стала местом женского иноческого подвига. 13 ноября по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона здесь состоялся первый иноческий постриг. В честь Вышенского подвижника первую сестру монастыря нарекли Феофанией. А 21 июня 1998 года была освящена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, и затеплилась неугасимая лампада монастырской церковной службы… В блокнот паломнику: Добраться из Москвы до Шацка с Центрального автовокзала (м. «Щелковская») ходит прямой автобус ( расписание уточняйте на сайте автовокзала). Далее на микроавтобусе до поселка Выша. На личном автотранспорте по трассе Москва – Рязань. Полезная информация Сестры принимают паломников, в том числе организованные группы из разных концов нашей страны. Они проводят экскурсии по обители, знакомят с экспозицией музея святителя Феофана. На ночь паломников принимают на подворье монастыря на Быковой горе. В связи с тем, что в монастыре идут строительные работы, просим заранее сообщать в монастырь о прибытии паломнических групп. Варвара Каширина Фотографии для статьи любезно предоставлены Вышенским монастырем |