Если вы хотите побывать в иверских монастырях, надежно спрятанных от посторонних глаз, готовьтесь преодолеть не один десяток километров по горным дорогам и тайным тропам.
«Вторые Афины»
Так когда-то называли один из самых красивых монастырей Грузии – Гелатский. В ХII веке он стал не только религиозным, но и крупным культурным центром. При нем действовала знаменитая Гелатская академия, где преподавали философию, риторику, грамматику, математику, астрономию, медицину и даже обучали музыке.
Слушателями этих курсов были как монахи, так и миряне, которые на время обучения жили при академии. В монастыре трудились видные философы, богословы, ораторы и переводчики того времени. Слава о Гелатской академии распространилась далеко за пределами Грузии.
Основал эту замечательную во всех отношениях обитель в 1106 году царь Давид IV Строитель. К этому времени он успешно завершил объединение страны и много внимания уделял экономическим реформам и церковному строительству.
Местом для монастыря Давид выбрал холм над долиной реки Цкалцители, неподалеку от своей кутаисской резиденции. Умный, образованный, никогда не расстававшийся с Евангелием государь лично руководил всеми строительными работами. При нем появились главный Богородице-Рождественский собор, южные ворота и монастырская стена.
Царский завет
Еще при жизни царь жаловал обители многочисленные земли, постоянно делал богатые вклады. Кроме того, он распорядился именно сюда перенести чудотворную Ацкурскую икону Божией Матери. По преданию, это список нерукотворного образа Пресвятой Девы, который принес с собой в Иверию апостол Андрей Первозванный. Для иконы заказали роскошную, усыпанную драгоценными камнями ризу, которая по сей день считается одним из лучших образцов грузинского чеканного искусства.
«Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Деметре пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства», – писал Давид в своем завещании.
Царь велел похоронить себя прямо под аркой главных ворот. Это было проявлением истинно христианского смирения: каждый, кто входил в монастырь, ступал ногами на могильную плиту.
Конечно, время внесло свои коррективы. Сейчас те ворота уже не являются проходными – место захоронения фактически превратили в мавзолей. В 1139 году царь Деметре I вывез из Азербайджана ворота города Гянджа и укрепил их над гробницей отца. До наших дней сохранилась только половина тех древних ворот – это грубо склепанные металлические листы с выбитой на них арабской надписью.
Искрящийся на солнце
Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен из тесаного гранита. Его массивные стены были когда-то белыми, но со временем приобрели желтоватый, а кое-где и розовый цвет. С восхода до заката храм буквально искрится в лучах солнца.
Внутри он также производит неизгладимое впечатление. Чего стоит огромная алтарная мозаика XII столетия с изображением Богоматери, стоящей в окружении Архангелов Михаила и Гавриила. Пресвятая Дева бережно поддерживает зеленое покрывало с Младенцем, а земля окрест – багряная. Прекрасно сохранилась и соседняя роспись со сценой причащения апостолов.
В числе соборных реликвий очень долгое время находилась Хахульская икона Божией Матери, которая представляла собой складень (Х век), выполненный в технике перегородчатой эмали и чеканки по золоту. Богородица изображена здесь молящейся и без Богомладенца. Оклад образа выложен драгоценными камнями, многие из которых были пожертвованы царицей Тамарой.
Как гласит предание, однажды правительница собиралась на Литургию в Гелати и приготовила для украшения своего головного убора рубины и изумруды. В это время слуга доложил, что какая-то нищая просит милостыню у дворцовых ворот. Царица велела ей подождать, однако выйдя вскоре из дворца с деньгами, нищей уже не застала.
Тамара сильно встревожилась: она поняла, что отказала в подаянии самой Богородице, пришедшей в ее дом под видом нищей. Раскаявшись, царица сняла с себя диадему, которая стала причиной ее промедления, и возложила украшение на образ Той, Которая никогда не замедлит оказать помощь страждущему.
К несчастью, в 1859 году по заказу «собирателей древностей» складень был выкраден из собора. Отыскался он позднее, в одной из петроградских частных коллекций. Образ был сильно поврежден. Из разбитых кусочков эмали удалось воссоздать только лик и руки Богоматери. Сейчас Хахульская икона экспонируется в Государственном художественном музее Грузии в Тбилиси.
Храм над родником
Монастырь стал усыпальницей почти всех грузинских государей золотого века, а также некоторых царей Имеретии. В XIV столетии обитель почти полностью разорили монголы, а в XVI веке – турки, но всякий раз она возрождалась в прежнем величии.
Советская власть превратила Гелати в музейный объект, и лишь в середине 90-х годов прошлого столетия монастырь вновь передали Грузинской Православной Церкви.
Находясь в Гелатском монастыре, зайдите в церковь святого Георгия Победоносца. Этот храм – точное повторение главного монастырского собора, только в уменьшенном виде.
Не уходите из обители, не попробовав чистейшей воды из монастырского родника. Прямо над ним возведена необычная двухэтажная церковь Святителя Николая – ее нижний этаж представляет собою сквозное помещение с открытыми арочными проемами.
Хитрости логистики
Монастырский ансамбль Моцамета (Мученики) расположен совсем рядом с Гелати, но две обители отделяют друг от друга гора и небольшой каньон. Приходится делать изрядный крюк – попасть в Моцамету из Кутаиси даже проще, чем из Гелати.
Впрочем, есть укромная тропа, ведущая как раз по каньону и через гору. Найти ее сложно, но можно – спросите путь у насельников Гелати. Если решитесь идти по этой дороге, то будете вознаграждены изумительными видами самого ущелья с петляющей по ее дну речкой Цкалцители и панорамой окрестных гор.
Моцамета буквально утопает в зелени деревьев, выросших выше крыш монастырских строений, и только светло-коричневая черепица выдает присутствие храмов.
Не отреклись от Христа
Восьмой век был для Грузии необычайно тяжелым. В страну тогда вторгся арабский полководец Марван ибн Мухаммед, захвативший огромную территорию вплоть до нынешнего города Сухуми.
Сопротивление врагу возглавили два аргведских удельных князя – братья Давид и Константин Мхеидзе. Это были талантливые военачальники и глубоко верующие люди. Вначале им удавалось отражать натиск арабов, и они даже выиграли несколько сражений. Но неприятельская армия была слишком велика. В 735 году грузинские патриоты оказались разбитыми, и оба брата попали в плен.
В тот же день Давид и Константин предстали перед Марваном. По свидетельствам историков, он ненавидел христиан и стал всячески унижать пленников. На оскорбительные слова арабского полководца грузинские князья отвечали только одно: «Напрасен твой смех и бахвальство. Не доблесть твоя пленила нас, а грехи наши. Ради искупления их попали мы в руки неверных и безбожников».
Тогда Марван приказал нещадно избивать братьев палками, но не сломил их – мученики не издали ни звука. Эта невиданная стойкость понравилась завоевателю, он решил, что такие мужественные люди должны стать его воинами. Он обратился к Давиду и Константину с предложением отречься от Христа и принять мусульманскую веру. Ответ прозвучал незамедлительно: «Да не будет над нами подобного бесчестия, чтобы оставить свет и примкнуть к мраку!»
После этого братьев Мхеидзе бросили в темницу и девять дней избивали, мучили голодом и жаждой. Марван подсылал к ним разных магов и чародеев, но ничто не сломило подвижников. Тогда арабские воины вывели братьев к реке Риони, связали им руки и ноги, повесили каждому на шею по огромному булыжнику и сбросили в воду.
Однако чудесным образом путы мучеников развязались, тела братьев вынесло на берег. Их обнаружили местные жители, которым был глас свыше, повелевший нести тела на восток до тех пор, пока процессию не застанет рассвет. Рано утром мучеников захоронили в пещере горы Цкалцители. Это место в течение многих лет тщательно скрывалось.
Моцамета сегодня
Оправившись от потрясений, Грузия вступила, наконец, в пору своего расцвета. Настал золотой век. Однажды царь Баграт III Великий (дед Давида Строителя) охотился как раз в том районе и заметил исходящее от одной из пещер сияние. В ней государь нашел нетленные останки Давида и Константина. Баграт приказал выстроить в их честь монастырь, который уцелел до наших дней.
В 2010 году в обители провели масштабные реставрационные работы. Был заново расписан главный собор, обустроена монастырская территория. Возродилась монашеская жизнь. Но Моцамета по-прежнему пребывает в тени Гелати. Здесь не так много туристов и паломников, как в знаменитой обители, а потому и тише, и спокойнее, и уютнее. В монастыре царит своя удивительная атмосфера, которую надо почувствовать.
Главная святыня для поклонения – ковчег с мощами святых братьев Давида и Константина Мхеидзе. Он установлен в храме на возвышении, а под ковчегом устроен проход примерно в половину человеческого роста. Обычай велит несколько раз обойти святыню сквозь этот проход.
Ежегодно 15 октября богомольцы собираются в монастыре на Моцаметобу – праздник, посвященный памяти святых мучеников.
На ступенях монастыря Гелати
Лучезарный ангел
Теперь наш путь лежит в Дзамское ущелье в Триалетских горах, где находится почти сорок (!) монастырей как старинных, так и современных. По этой причине Дзамское ущелье нередко называют Монастырским.
Наиболее примечательной среди здешних обителей является мужской монастырь святого Николая Мирликийского, или Кинцвиси. Слово «кинва» переводится как «мороз». Получается, что Кинцвиси – это Морозное или Ледяное место. Откуда взялось такое интересное название? История, как говорится, умалчивает...
Монастырь был заложен в X веке, и от той поры дошел до нас небольшой храм Святой Марии, больше похожий на башню. Часть стены обрушилась в овраг, и дыру временно зашили досками.
Паломников прежде всего привлекает здесь собор Святителя Нколая, построенный на рубеже XII–XIII веков при царице Тамаре. На его стенах сохранились первозданные фрески, которые поистине уникальны. Можно долго разглядывать изображения святого великомученика Георгия, святой равноапостольной Нины, преподобного Давида Гареджийского. Слева от алтаря – один из трех прижизненных портретов царицы Тамары. Но настоящее чудо – кинцвисский ангел из сцены с женами мироносицами.
Посмотрите на него внимательнее! Мягкий, одухотворенный облик ангела, его синий хитон, зеленая накидка… Что вам это напоминает? Конечно же, рублевскую «Троицу», а если быть точнее – правого ангела, символизирующего Святого Духа. Русского и грузинского иконописца разделяли столетия, но насколько схожими оказались их мысли и чувства, вдохновленные горячей верой!
Долгое время монастырь оставался заброшенным, и только в самом конце прошлого века по инициативе митрополита Урбнисского и Руисского Иова в нем была возобновлена молитвенная жизнь. Сначала обитель была женской, но затем монастырь стал мужским. Сейчас в нем живут шесть иноков.
Полезная информация:
Гелатский монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси – Ткибули. От поворота, обозначенного указателем, – ехать еще четыре километра по извилистой дороге. Перед монастырскими воротами расположены парковка и киоск с сувенирами.
Расстояние от Кутаиси до монастыря Моцамета – около трех километров Адрес: Rd to Gelati Monastery, Motsameta, Грузия (Гелати) Kutaisi-Tkibuli-Ambrolauri-Dzirovani (Моцамета)
Путь в монастырь Кинцвиси довольно сложный. Сначала необходимо добраться до Гори по железной дороге или на автомобиле по автотрассе № 1 Тбилиси – Батуми, оттуда – на маршрутке до райцентра Карели (24 км). От Карели до поселка Кинцвиси – еще 7 км. Последний участок до монастыря (3 км) придется преодолеть пешком по крутой тропе.
Александр Алиев